Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу МВД РФ
от 21 марта 2007 г. N 281
Административный регламент
Министерства внутренних дел Российской Федерации по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких
См. справку об административных регламентах исполнения государственных функций и административных регламентах предоставления государственных услуг
I. Общие положения
1. Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких*(1) разработан в целях определения сроков и последовательности действий (административных процедур) МВД России непосредственно и (или) через входящие в его систему главные управления МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, окружные управления материально-технического и военного снабжения, органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке*(2), по организации государственной защиты, порядка взаимодействия между их структурными подразделениями и должностными лицами, а также порядка взаимодействия органов внутренних дел с федеральными органами исполнительной власти при осуществлении полномочий по организации государственной защиты.
2. Исполнение государственной функции по организации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких*(3) осуществляется в соответствии с:
Конституцией Российской Федерации*(4);
федеральными законами:
от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов"*(5);
от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства"*(6);
от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"*(7);
от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"*(8);
Уголовным кодексом Российской Федерации*(9);
Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации*(10);
Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации*(11);
Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции"*(12);
постановлениями Правительства Российской Федерации:
от 17 июля 1996 г. N 831 "О порядке выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите"*(13);
от 31 декабря 2004 г. N 900 "Об утверждении перечня категорий государственных и муниципальных служащих, подлежащих государственной защите"*(14);
от 10 апреля 2006 г. N 200 "Об утверждении Государственной программы "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства в 2006-2008 годах"*(15);
от 27 октября 2006 г. N 630 "Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства"*(16);
от 11 ноября 2006 г. N 664 "Об утверждении Правил выплаты единовременных пособий потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты"*(17);
иными нормативными правовыми актами.
3. Обеспечение государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов состоит в осуществлении уполномоченными на то государственными органами предусмотренных Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов"*(18) мер безопасности, правовой и социальной защиты, применяемых при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных лиц в связи с их служебной деятельностью*(19).
3.1. На органы внутренних дел в соответствии с Федеральным законом N 45-ФЗ возлагается осуществление мер безопасности в отношении следующих лиц:
судей всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, арбитражных заседателей, присяжных заседателей;
прокуроров;
следователей;
лиц, производящих дознание;
сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров;
военнослужащих внутренних войск МВД России, принимавших непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп;
судебных исполнителей;
работников контрольных органов Президента Российской Федерации, осуществляющих контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений;
работников налоговых органов, федеральных органов государственного контроля, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Счетной палаты Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 900 "Об утверждении перечня категорий государственных и муниципальных служащих, подлежащих государственной защите" осуществляются меры безопасности в отношении следующих лиц:
должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации;
должностных лиц контрольно-счетных органов, образуемых законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации;
должностных лиц органов местного самоуправления, осуществляющих функции по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
3.2. Органы внутренних дел осуществляют меры безопасности в отношении близких, перечисленных в подпункте 3.1 Административного регламента лиц.
4. Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства представляет собой осуществление предусмотренных Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства"*(20) мер безопасности, направленных на защиту их жизни, здоровья и (или) имущества, а также мер социальной поддержки указанных лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве уполномоченными на то государственными органами*(21).
4.1. В соответствии с Федеральным законом N 119-ФЗ на органы внутренних дел по уголовным делам, находящимся в их производстве или отнесенным к их ведению, возлагается осуществление мер безопасности в отношении следующих лиц:
потерпевших;
свидетелей;
частных обвинителей;
подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, их защитников и законных представителей, осужденных, оправданных, а также лиц, в отношении которых уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено;
экспертов, специалистов, переводчиков, понятых, а также участвующих в уголовном судопроизводстве педагогов и психологов;
гражданских истцов, гражданских ответчиков;
законных представителей, представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков и частных обвинителей;
заявителей, очевидцев, жертв преступлений, иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления;
установленных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации близких родственников, родственников и близких лиц, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на указанных в данном подпункте защищаемых лиц.
4.2. Меры безопасности в отношении лиц, указанных в подпункте 4.1 Административного регламента, по уголовным делам, находящимся в производстве суда или прокуратуры, осуществляются по решению суда (судьи) или прокурора органами внутренних дел, расположенными по месту нахождения защищаемых лиц.
5. При исполнении государственной функции органами внутренних дел может осуществляться взаимодействие с:
иными федеральными органами исполнительной власти;
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
органами местного самоуправления;
организациями.
6. Порядок информирования о государственной функции.
6.1. Лица, перечисленные в подпункте 3.1 Административного регламента, информируются о праве на применение в отношении них мер государственной защиты при ознакомлении с положением или иным нормативным актом, регулирующим порядок прохождения их службы.
6.2. Должностные лица органов внутренних дел обязаны разъяснять лицам, указанным в подпунктах 3.1, 3.2 и 4.1 Административного регламента, их право на применение мер государственной защиты.
6.3. Сведения об исполнении государственной функции можно получать:
при обращении в МВД России (расположено по адресу: 119049, г. Москва, ул. Житная, д. 16, режим работы - круглосуточно);
при обращении в органы внутренних дел (информация о месте нахождения МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации и о режиме работы этих подразделений размещена на официальном сайте МВД России в сети интернет по электронному адресу: www.mvd.ru, режим работы - круглосуточно);
по телефону ("02", а также по указанным в приложении N 1 к Административному регламенту телефонам дежурных частей органов внутренних дел, по которым следует обращаться за предоставлением государственной функции и получением дополнительной информации о вопросах ее реализации, режим работы - круглосуточно);
через интернет (текст регламента и приложения опубликованы на официальном сайте МВД России в сети интернет по электронному адресу www.mvd.ru);
на информационных стендах, расположенных в помещениях органов внутренних дел.
7. Срок исполнения государственной функции исчисляется с момента вынесения постановления о применении мер безопасности и заканчивается в момент вынесения постановления об отмене мер безопасности.
8. Основанием для отказа в исполнении государственной функции является отсутствие угрозы жизни, здоровью и (или) имуществу лиц, указанных в подпунктах 3.1, 3.2 и 4.1 Административного регламента.
9. Должностные лица органа внутренних дел, осуществляющего меры безопасности, обязаны разъяснять лицам, указанным в подпунктах 3.1 и 3.2 Административного регламента, их права, обязанности, порядок финансирования осуществляемых мер безопасности.
9.1. Лица, указанные в подпунктах 3.1 и 3.2 Административного регламента, в отношении которых вынесено постановление о применении мер безопасности, имеют право:
знать о применяющихся в их отношении мерах безопасности;
просить о применении или неприменении в их отношении конкретных мер безопасности, перечисленных в пункте 17.2 Административного регламента;
требовать от органа внутренних дел, обеспечивающего безопасность, применения в их отношении (кроме осуществляемых) иных мер безопасности, предусмотренных Федеральным законом N 45-ФЗ, или отмены каких-либо из осуществляемых мер;
обжаловать в вышестоящий по подчиненности орган внутренних дел, обеспечивающий безопасность, в прокуратуру либо в суд незаконные решения и действия должностных лиц, осуществляющих меры безопасности.
9.2. Должностные лица органа внутренних дел, осуществляющего меры безопасности, обязаны разъяснять лицам, указанным в подпунктах 3.1 и 3.2 Административного регламента, в отношении которых вынесено постановление о применении мер безопасности, предусмотренные законодательством обязанности:
выполнять законные требования органа внутренних дел, обеспечивающего безопасность;
незамедлительно информировать орган внутренних дел, обеспечивающий безопасность, о каждом случае угрозы или противоправных действий в их отношении;
бережно обращаться с имуществом, выданным им органом внутренних дел, обеспечивающим безопасность, в личное пользование для обеспечения безопасности;
не разглашать сведения о принимаемых в их отношении мерах безопасности без разрешения органа внутренних дел, осуществляющего эти меры.
9.3. Обеспечение мер государственной защиты в отношении:
лиц, денежное содержание которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, - является расходным обязательством Российской Федерации и устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
иных лиц - является расходными обязательствами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований соответственно в зависимости от источника их содержания.
10. Должностные лица органа внутренних дел, осуществляющего государственную защиту, обязаны разъяснять лицам, указанным в подпункте 4.1 Административного регламента, их права, обязанности и порядок финансирования осуществляемых мер безопасности.
10.1. Лица, перечисленные в подпункте 4.1 Административного регламента, в отношении которых вынесено постановление о применении мер безопасности, имеют право:
знать свои права и обязанности;
требовать обеспечения личной и имущественной безопасности, личной и имущественной безопасности лиц, указанных в части 3 статьи 2 Федерального закона N 119-ФЗ;
требовать применения мер социальной поддержки в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 119-ФЗ;
знать о применении в отношении себя, а также своих близких родственников, родственников и близких лиц мер безопасности и о характере этих мер;
обращаться с заявлением о применении дополнительных мер безопасности, предусмотренных Федеральным законом N 119-ФЗ, либо об их отмене;
обжаловать в вышестоящий орган внутренних дел, прокурору или в суд решения и действия органов внутренних дел, обеспечивающих государственную защиту, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
10.2. Должностные лица органа внутренних дел, осуществляющего меры безопасности, обязаны разъяснять лицам, указанным в подпункте 4.1 Административного регламента, в отношении которых вынесено постановление о применении мер безопасности, предусмотренные законодательством обязанности:
выполнять условия применения в отношении них мер безопасности и законные требования органов внутренних дел, обеспечивающих государственную защиту;
немедленно информировать органы внутренних дел, обеспечивающие государственную защиту, о каждом случае угрозы или противоправных действий в отношении их;
при обращении со специальными средствами индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности, выданными им органами внутренних дел, осуществляющими меры безопасности, в пользование для обеспечения их безопасности, соблюдать требования федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
не разглашать сведения о применяемых в отношении них мерах государственной защиты без разрешения органа внутренних дел, обеспечивающего государственную защиту.
10.3. В случае необходимости орган внутренних дел, осуществляющий меры безопасности, заключает с лицами, указанными в подпункте 4.1 Административного регламента, в отношении которых вынесено постановление (определение) о применении мер безопасности, договор в письменной форме об условиях применения мер безопасности, о взаимных обязательствах и взаимной ответственности сторон в соответствии с Федеральным законом N 119-ФЗ и гражданским законодательством Российской Федерации.
11. Применение мер безопасности не должно ущемлять жилищные, трудовые, пенсионные и иные права защищаемых и других лиц.
12. Расходы, связанные с осуществлением государственной функции, не могут быть возложены на защищаемое лицо.
II. Административные процедуры
Порядок применения и осуществления мер безопасности в отношении судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов и их близких
13. Исполнение органом внутренних дел государственной функции в отношении лиц, указанных в подпунктах 3.1 и 3.2 Административного регламента, включает в себя следующие административные процедуры:
прием и регистрацию заявления (обращения, информации);
проверку заявления (обращения, информации);
подготовку и утверждение постановления о применении или об отказе в применении мер безопасности;
подготовку и утверждение постановления о применении мер безопасности при избрании мер безопасности;
подготовку и утверждение постановления об отмене или изменении мер безопасности.
Прием и регистрация заявления (обращения, информации)
14. Органы внутренних дел осуществляют прием и регистрацию:
заявлений от лиц, указанных в подпунктах 3.1 и 3.2 Административного регламента;
обращений председателя суда либо руководителя соответствующего правоохранительного или контролирующего органа;
оперативной и иной информации о наличии угрозы безопасности лиц, указанных в подпунктах 3.1 и 3.2 Административного регламента, полученной органом внутренних дел, на который возложено обеспечение безопасности указанных лиц.
В случаях, предусмотренных в абзацах 3 и 4 настоящего пункта, для принятия решения о применении мер безопасности необходимо согласие указанных в подпунктах 3.1 и 3.2 Административного регламента лиц.
Заявление, обращение или информация является поводом для применения мер безопасности в отношении лиц, указанных в подпунктах 3.1 и 3.2 Административного регламента.
14.1. Сотрудник, осуществляющий прием заявлений (обращений, информации), устанавливает предмет заявления (обращения, информации) и регистрирует его в установленном ведомственными правовыми актами порядке ведения делопроизводства.
Максимальный срок выполнения указанного действия составляет 20 минут на каждое заявление (обращение, информацию).
14.2. Заявление (обращение, информация) в течение суток после получения, а в случаях, не терпящих отлагательства, незамедлительно, передается для принятия решения:
руководителям МВД России в отношении лиц, подлежащих государственной защите и работающих (состоящих на службе) в Верховном Суде Российской Федерации, Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, в федеральных органах государственной власти, а также их близких;
министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации в отношении лиц (и их близких), подлежащих государственной защите и работающих (состоящих на службе) в судах, правоохранительных и контролирующих органах уровня субъекта Российской Федерации.
Проверка заявления (обращения, информации)
15. Органы внутренних дел осуществляют проверку наличия угрозы жизни, здоровью и сохранности имущества лиц, указанных в подпунктах 3.1 и 3.2 Административного регламента.
15.1. Орган внутренних дел, в который поступило заявление (обращение, информация), обязан принять решение о применении либо об отказе в применении мер безопасности в отношении лица, непосредственно подавшего заявление, либо в отношении которого поступило обращение (информация), в срок не более трех суток. В случаях, не терпящих отлагательства, меры безопасности применяются незамедлительно.
15.2. Руководитель органа внутренних дел, ответственный за рассмотрение заявлений (обращений, информации), обязан в день поступления (либо незамедлительно) рассмотреть документы, назначить исполнителя(ей), ответственного(ых) за проверку наличия угрозы.
15.3. Должностное лицо, ответственное за проверку наличия угрозы, в случае необходимости уточнения сведений и информации обязано опросить лицо, непосредственно подавшее заявление, либо в отношении которого поступило обращение (информация), лично или по телефону.
15.4. Основанием для применения мер безопасности является наличие достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности лиц, указанных в подпунктах 3.1 и 3.2 Административного регламента.
15.5. Результат проверки оформляется в виде мотивированного рапорта (докладной записки) должностного лица, ответственного за проверку наличия угрозы, на имя руководителя органа внутренних дел, ответственного за рассмотрение заявлений (обращений, информации), с выводом о необходимости (отсутствии необходимости) применения мер безопасности.
Подготовка и утверждение постановления о применении или об отказе в применении мер безопасности
16. Органы внутренних дел осуществляют подготовку и утверждение постановления о применении или об отказе в применении мер безопасности в течение не более трех суток с момента получения заявления (обращения, информации), а в случаях, не терпящих отлагательства, незамедлительно.
16.1. О принятом решении о применении мер безопасности органом внутренних дел, которому поручено обеспечение безопасности, выносится постановление, утверждаемое руководителем органа внутренних дел.
16.2. В случае подтверждения сведений о наличии угрозы лицам, указанным в подпунктах 3.1 и 3.2 Административного регламента, выносится постановление о применении мер безопасности (приложение N 2).
В постановлении указываются конкретные меры безопасности и сроки их осуществления.
О принятом решении сообщается защищаемому лицу или председателю суда (руководителю соответствующего правоохранительного или контролирующего органа), обратившемуся с просьбой о применении мер безопасности в отношении указанного лица.
При этом защищаемому лицу могут быть даны определенные предписания, соблюдение которых необходимо для его безопасности.
16.3. При неподтверждении сведений о наличии угрозы выносится постановление об отказе в применении мер безопасности (приложение N 3).
О принятом решении лицу или председателю суда (руководителю соответствующего правоохранительного или контролирующего органа) обратившемуся с просьбой о применении мер безопасности, сообщается по почте и по телефону в течение суток после вынесения постановления, а в случаях, не терпящих отлагательства, незамедлительно.
Подготовка и утверждение постановления о применении мер безопасности при избрании мер безопасности
17. Органы внутренних дел осуществляют подготовку и утверждение постановления о применении мер безопасности при избрании мер безопасности.
17.1. В течение суток после подтверждения информации об угрозе, а в случаях, не терпящих отлагательства, незамедлительно, должностное лицо, ответственное за проверку наличия угрозы, готовит предложения о применении конкретных мер безопасности, получает письменное согласие защищаемого лица о применении избранных мер безопасности.
17.2. Для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества органами внутренних дел, обеспечивающими безопасность, с учетом конкретных обстоятельств может применяться одна или несколько из следующих мер безопасности:
личная охрана, охрана жилища и имущества;
выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;
временное помещение в безопасное место;
обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;
перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы;
переселение на другое место жительства;
замена документов, изменение внешности.
17.3. В целях реализации предусмотренных в подпункте 17.2 Административного регламента мер безопасности могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия в порядке, установленном Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"*(22).
17.4. Избрание меры (комплекса мер) оформляется в течение суток после подтверждения информации об угрозе, а в случаях, не терпящих отлагательства, незамедлительно, в виде постановления о применении мер безопасности и в те же сроки утверждается руководителем органа внутренних дел. В постановлении указываются сроки исполнения конкретных мер, а также должностные лица, ответственные за его исполнение.
17.5. Непосредственное осуществление мер безопасности начинается незамедлительно после утверждения постановления соответствующим руководителем либо по согласованию с защищаемым лицом.
17.6. Отдельные меры безопасности, указанные в пункте 17.2 Административного регламента, осуществляются в соответствии с правовыми актами МВД России.
17.7. Решения органов, обеспечивающих безопасность, принятые в соответствии с их компетенцией, обязательны для исполнения должностными лицами организаций, в адрес которых они направлены*(23).
Должностное лицо органа внутренних дел, осуществляющего меры безопасности, направляет должностному лицу организации выписку из постановления о применении мер безопасности (приложение N 4), содержащую сведения о решении, принятом органом внутренних дел, осуществляющим меры безопасности, и его исполнении.
Выписка составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр приобщается к материалам, второй экземпляр передается адресату.
Подготовка и утверждение постановления об отмене или изменении мер безопасности
18. Органы внутренних дел осуществляют подготовку и утверждение постановления об отмене или изменении мер безопасности.
18.1. В случае получения дополнительной информации об изменении характера и степени угрозы защищаемому лицу решение об изменении мер безопасности, осуществляемых в отношении защищаемого лица, принимается в течение трех суток после ее получения, а в случаях, не терпящих отлагательства, незамедлительно. Об изменении мер безопасности выносится постановление, которое в указанные сроки объявляется защищаемому лицу.
18.2. При устранении угрозы жизни, здоровью и имуществу защищаемого лица должностное лицо органа внутренних дел, осуществляющего меры безопасности, выносит соответствующее постановление об отмене мер безопасности (приложение N 5), которое в срок не более суток объявляется защищаемому лицу.
Порядок применения и осуществления мер безопасности в отношении участников уголовного судопроизводства и их близких
19. Исполнение органом внутренних дел государственной функции в отношении участников уголовного судопроизводства и их близких включает в себя следующие административные процедуры:
прием и регистрацию заявления (сообщения);
проверку заявления (сообщения);
вынесение постановления о применении или об отказе в применении мер безопасности и мер социальной поддержки;
подготовку и утверждение постановления об избрании мер безопасности;
подготовку и утверждение постановления об отмене или изменении мер безопасности.
Прием и регистрация заявления
20. Органы внутренних дел осуществляют прием и регистрацию заявлений (сообщений) о наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и (или) имущество лиц, перечисленных в подпункте 4.1 Административного регламента.
20.1. Должностные лица органа внутренних дел разъясняют лицам, указанным в подпункте 4.1 Административного регламента, что они могут обратиться в орган или к должностному лицу органа, принимающего решение о применении государственной защиты, с соответствующим заявлением о поступлении угроз, связанных с их участием в уголовном судопроизводстве:
по уголовным делам, находящимся на рассмотрении в суде, - в суд или к судье, рассматривающему данное уголовное дело;
по уголовным делам, находящимся в производстве органов прокуратуры, - к прокурору или следователю прокуратуры, осуществляющему расследование уголовного дела;
по уголовным делам, находящимся в производстве органов внутренних дел, - к начальнику органа дознания или следователю, расследующему уголовное дело;
по уголовным делам, относящимся к компетенции ФСБ России, ФТС России и ФСКН России, - в соответствующие подразделения и к должностным лицам данных подразделений;
заявители, очевидцы, жертвы преступления, иные лица, способствующие предупреждению или раскрытию преступления, - к начальнику органа дознания органа внутренних дел.
20.2. Сотрудник, осуществляющий прием заявлений (сообщений), устанавливает предмет заявления (сообщения), регистрирует его в установленном ведомственными правовыми актами порядке ведения делопроизводства.
Максимальный срок выполнения действия составляет 20 минут на каждое заявление (сообщение).
20.3. Заявления (сообщения) о наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и (или) имущество:
заявителей, очевидцев, жертв преступлений, иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления и их близких, передаются начальнику органа дознания органа внутренних дел по месту их обращения в течение суток, а в случаях, не терпящих отлагательства, - немедленно;
иных участников уголовного судопроизводства, указанных в подпункте 4.1 Административного регламента, передаются следователю или начальнику органа дознания, в производстве которого находится соответствующее уголовное дело, в течение суток, а в случаях, не терпящих отлагательства, - немедленно.
Заявления (сообщения) иных лиц об угрозах посягательства на их жизнь, здоровье и (или) имущество принимаются, регистрируются и проверяются уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
В случае, если угрозы лицу поступают в связи с его участием в уголовном судопроизводстве, указанное заявление (сообщение) направляется для принятия решения об осуществлении мер безопасности в орган, в производстве которого находится соответствующее уголовное дело в течение суток, а в случаях, не терпящих отлагательства, - немедленно.
В случае, если лицо является очевидцем или жертвой преступления и уголовное дело не возбуждено, указанное заявление (сообщение) направляется в орган, принимающий решение об осуществлении государственной защиты, по подследственности в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в течение суток, а в случаях, не терпящих отлагательства, - немедленно.
Проверка заявления (сообщения)
21. Должностное лицо, принимающее решение об осуществлении государственной защиты, обязано в день поступления (или немедленно) рассмотреть заявление (сообщение), организовать проверку наличия угрозы.
21.1. Ответственным за необходимость и обоснованность применения государственной защиты является должностное лицо, выносящее постановление (определение) о применении мер безопасности.
21.2. Лицо, ответственное за проверку наличия угрозы, в случае необходимости уточнения сведений и информации обязано опросить лицо, подавшее заявление (обращение), непосредственно или по телефону.
21.3. Должностные лица органов внутренних дел, принимающие решение об осуществлении государственной защиты, в пределах своей компетенции имеют право:
запрашивать у всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц и получать от указанных органов, юридических и физических лиц необходимые сведения по заявлениям и сообщениям об угрозе безопасности лиц, в отношении которых принимается решение об осуществлении государственной защиты;
производить процессуальные действия или давать необходимые поручения органам, осуществляющим меры безопасности, и органам, осуществляющим меры социальной поддержки, для осуществления государственной защиты лиц, указанных в статье 2 Федерального закона N 119-ФЗ;
требовать в случае необходимости от органов, осуществляющих меры безопасности, и органов, осуществляющих меры социальной поддержки, применения дополнительных мер государственной защиты;
полностью или частично отменять меры безопасности и меры социальной поддержки по согласованию с органами, осуществляющими указанные меры.
21.4. Основанием для применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства лица, указанного в подпункте 4.1 Административного регламента, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты.
Вынесение постановления о применении или об отказе в применении мер безопасности и мер социальной поддержки
22. Должностное лицо органа внутренних дел, принимающее решение об осуществлении государственной защиты, обязано немедленно реагировать на каждый ставший ему известным случай, требующий применения мер безопасности или мер социальной поддержки, а также разъяснять защищаемому лицу его права и обязанности при объявлении ему постановления об осуществлении в отношении него государственной защиты.
Принятое в срок не более трех суток, а в случаях, не терпящих отлагательства, немедленно, решение оформляется:
постановлением о применении мер безопасности, которое в день его вынесения направляется в орган внутренних дел, осуществляющий меры безопасности, для исполнения, а также лицу, в отношении которого вынесено указанное постановление (приложение N 6);
постановлением об отказе в применении мер безопасности, которое в день его вынесения направляется лицу, в отношении которого вынесено указанное постановление (приложение N 7);
постановлением о применении мер социальной поддержки, которое в день его вынесения направляется в орган, осуществляющий меры социальной поддержки, для исполнения, а также лицу, в отношении которого вынесено указанное постановление (приложение N 8);
постановлением об отказе в применении мер социальной поддержки, которое в день его вынесения направляется лицу, в отношении которого вынесено указанное постановление (приложение N 9).
Подготовка и утверждение постановления об избрании мер безопасности
23. При поступлении постановления (определения) о применении мер безопасности орган внутренних дел, осуществляющий меры безопасности, в течение трех суток, а в случаях, не терпящих отлагательства, немедленно, подготавливает и утверждает постановление об избрании мер безопасности.
23.1. Должностные лица органов внутренних дел при осуществлении мер безопасности имеют право:
избирать необходимые меры безопасности, предусмотренные Федеральным законом N 119-ФЗ, определять способы их применения, при необходимости изменять и дополнять применяемые меры безопасности;
требовать от защищаемых лиц соблюдения условий применения в отношении них мер безопасности, выполнения законных распоряжений, связанных с применением указанных мер;
обращаться в суд (к судье), начальнику органа дознания или следователю, в производстве которых находится уголовное дело, с ходатайством о применении мер безопасности при производстве процессуальных действий либо об их отмене;
проводить оперативно-розыскные мероприятия в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 144-ФЗ.
23.2. В течение суток после поступления постановления (определения) о применении мер безопасности, а в случаях, не терпящих отлагательства, - немедленно, должностное лицо органа внутренних дел готовит предложения о применении конкретных мер безопасности, получает письменное согласие защищаемого лица о применении избранных мер безопасности (приложение N 10).
В отношении несовершеннолетних должностное лицо органа внутренних дел получает письменное заявление его родителей или лиц, их заменяющих, а также уполномоченных представителей органов опеки и попечительства (в случае отсутствия родителей или лиц, их заменяющих) или их согласие, выраженное в письменной форме.
В случае, если применение мер безопасности затрагивает интересы совершеннолетних членов семьи защищаемого лица и иных, проживающих совместно с ним лиц, должностное лицо органа внутренних дел получает их согласие на применение мер безопасности, выраженное в письменной форме.
23.3. Для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и (или) сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность, с учетом конкретных обстоятельств могут применяться одновременно несколько или одна из следующих мер безопасности:
личная охрана, охрана жилища и имущества;
выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;
обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;
переселение на другое место жительства;
замена документов;
изменение внешности;
изменение места работы (службы) или учебы;
временное помещение в безопасное место.
См. Правила осуществления мер безопасности в виде обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемом лице, утвержденные постановлением Правительства России от 14 июля 2015 г. N 705
23.4. Переселение на другое место жительства, замена документов и изменение внешности защищаемого лица производятся только в случаях, если безопасность указанного лица не может быть обеспечена путем применения в отношении него других мер безопасности*(24).
23.5. Избрание меры (комплекса мер) оформляется в виде постановления об избрании мер безопасности и утверждается руководителем органа внутренних дел. В постановлении указываются сроки исполнения мер, должностные лица, ответственные за его исполнение.
23.6. Об избрании мер безопасности, их изменении, дополнении и результатах применения орган внутренних дел, осуществляющий меры безопасности, в течение суток информирует суд (судью), начальника органа дознания или следователя, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело.
В случае устранения угрозы жизни, здоровью и (или) имуществу защищаемого лица орган внутренних дел, осуществляющий меры безопасности, ходатайствует об отмене мер безопасности.
23.7. Меры безопасности в отношении защищаемых лиц по уголовным делам, находящимся в производстве суда или прокуратуры, осуществляются по решению суда (судьи) или прокурора органами внутренних дел, расположенными по месту нахождения защищаемого лица.
23.8. Осуществление мер безопасности начинается незамедлительно после утверждения соответствующим руководителем постановления об избрании мер безопасности либо по согласованию с защищаемым лицом.
23.9. Решения органов, обеспечивающих государственную защиту, принимаемые в соответствии с их компетенцией, обязательны для исполнения должностными лицами организаций, которым они адресованы*(25).
Подготовка и утверждение постановления об отмене или изменении мер безопасности
24. В случае получения дополнительной информации об изменении характера и степени угрозы защищаемому лицу решение об изменении мер безопасности, осуществляемых в отношении защищаемого лица, принимается в течение трех суток после ее получения, а в случаях, не терпящих отлагательства, - немедленно.
24.1. Отмена мер безопасности осуществляется только в случае устранения основания их применения, а также в случае, если их дальнейшее применение невозможно вследствие нарушения защищаемым лицом условий договора, заключенного органом внутренних дел, осуществляющим меры безопасности, с защищаемым лицом.
24.2. Меры безопасности также могут быть отменены по письменному заявлению защищаемого лица, направленному в орган, принявший решение об осуществлении государственной защиты.
24.3. Отмена мер безопасности допускается только по постановлению (определению) органа, принявшего решение об осуществлении государственной защиты, либо по постановлению (определению) органа, в производстве которого находится уголовное дело с неотмененным постановлением (определением) об осуществлении государственной защиты.
24.4. В постановлении (определении) об отмене мер безопасности должны быть урегулированы вопросы восстановления имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав защищаемого лица.
24.5. Постановление (определение) о применении мер безопасности действует до принятия органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты, решения об их отмене.
Порядок и формы контроля за исполнением государственной функции, обжалование действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе исполнения государственной функции
25. Отказ в применении мер безопасности к лицам, указанным в подпунктах 3.1 и 3.2 Административного регламента, может быть обжалован самими лицами, председателем суда или руководителем соответствующего правоохранительного или контролирующего органа, обратившимся с просьбой о применении мер безопасности.
Указанные лица могут обжаловать отказ в применении мер безопасности:
в вышестоящий по подчиненности орган внутренних дел, обеспечивающий безопасность;
в прокуратуру;
в суд.
Жалоба подлежит рассмотрению незамедлительно.
26. Лица, указанные в подпункте 4.1 Административного регламента, имеют право обжаловать решения и действия органов внутренних дел, обеспечивающих государственную защиту, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации:
в вышестоящий орган внутренних дел;
прокурору;
в суд.
Жалоба подлежит рассмотрению в течение 24 часов с момента ее подачи.
27. Жалоба составляется в произвольной форме, в ней должны быть отражены все сведения, необходимые для рассмотрения вопроса по существу.
28. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по исполнению государственной функции, и принятием решений осуществляется должностными лицами МВД России, главных управлений МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, управлений (отделов) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах.
28.1. Ответственность за соблюдение порядка и сроков исполнения процедур государственной функции возлагается на руководителей органов внутренних дел.
28.2. Руководство МВД России организует и осуществляет контроль за исполнением государственной функции департаментами МВД России, подразделениями, непосредственно подчиненными МВД России, главными управлениями МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации.
Контроль за полнотой и качеством исполнения государственной функции включает в себя проведение проверок, принятие мер по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов защищаемых лиц, подготовку ответов на их обращения и анализ содержания поступающих обращений.
29. Должностное лицо органа, обеспечивающего государственную защиту, виновное в непринятии решения об осуществлении государственной защиты или в ненадлежащем ее осуществлении, несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации*(26).
30. В случаях выявления фактов ненадлежащего исполнения положений Административного регламента, либо бездействия со стороны уполномоченных на то должностных лиц органов внутренних дел, в отношении них проводится служебная проверка в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1*(27) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
31. В приложении N 11 к Административному регламенту приведены графические схемы реализации норм Федерального закона N 45-ФЗ и Федерального закона N 119-ФЗ.
______________________________
*(1) Далее - Административный регламент.
*(2) Далее - органы внутренних дел.
*(3) Далее - государственная функция.
*(4) Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 152; N 7, ст. 676; 2001, N 24, ст. 2421; 2003, N 30, ст. 3051; 2004, N 13, ст. 1110; 2005, N 42, ст. 4212; 2006, N 29, ст. 3119; 2007, N 1 (ч. I), ст. 1.
*(5) Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 17, ст. 1455; 1998, N 30, ст. 3613; 1999, N 2, ст. 238; 2000, N 10, ст. 1067; 2001, N 26, ст. 2580; N 49, ст. 4566; 2002, N 50, ст. 4928; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607.
*(6) Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст. 3534; 2005, N 1 (ч. I), ст. 25; 2007, N 31, ст. 4011.
*(7) Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 29, ст. 2759; 1998, N 30, ст. 3613; 2001, N 11, ст. 1002; N 48, ст. 4551; 2003, N 1, ст. 2; N 27 (ч. I), ст. 2700; N 50, ст. 4847; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 10, ст. 763; 2006, N 17 (ч. I), ст. 1779; 2007, N 7, ст. 830, 831; N 31, ст. 4011.
*(8) Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349; 1997, N 29, ст. 3502; 1998, N 30, ст. 3613; 1999, N 2, ст. 233; 2000, N 1 (ч. I), ст. 8; 2001, N 13, ст. 1140; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 49, ст. 5128; 2007, N 31, ст. 4008.
*(9) Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954 с последующими изменениями.
*(10) Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч. I), ст. 4921 с последующими изменениями.
*(11) Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 2, ст. 198 с последующими изменениями.
*(12) Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 16, ст. 503 с последующими изменениями.
*(13) Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 31, ст. 3723; 2004, N 8, ст. 663, N 47, ст. 4666.
*(14) Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 2, ст. 158.
*(15) Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 16, ст. 1739.
*(16) Российская газета от 10 ноября 2006 г. N 253.
*(17) Российская газета от 17 ноября 2006 г. N 259.
*(18) Далее - Федеральный закон N 45-ФЗ.
*(19) Часть 1 статьи 1 Федерального закона N 45-ФЗ.
*(20) Далее - Федеральный закон N 119-ФЗ.
*(21) Статья 1 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства".
*(22) Далее - Федеральный закон N 144-ФЗ.
*(23) Статья 16 Федерального закона N 45-ФЗ.
*(24) Часть 5 статьи 10 Федерального закона N 119-ФЗ.
*(25) Статья 22 Федерального закона N 119-ФЗ.
*(26) Статья 25 Федерального закона N 119-ФЗ. Кроме того, см.: часть 1 статьи 19 Федерального закона N 45-ФЗ.
*(27) Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 70.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.