О договорах добровольного медицинского страхования см. письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13 ноября 2007 г. N 15-4/2187-09
В настоящее время в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь женщинам в период беременности и родов, участились случаи оказания платных медицинских услуг беременным, роженицам и родильницам.
Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации, ст. 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1, медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. Объем бесплатной медицинской помощи определяется Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утверждаемой ежегодно Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2007 г. N 286 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год" амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь при беременности, патологии беременности, родах и абортах, стационарная помощь в период новорожденности, а также лекарственная помощь при оказании скорой медицинской и стационарной помощи гражданам Российской Федерации предоставляется бесплатно. Объем бесплатной медицинской помощи при физиологическом течении беременности установлен стандартом медицинской помощи женщинам с нормальным течением беременности, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 14 сентября 2006 г. N 662.
Платные медицинские услуги населению государственные и муниципальные медицинские учреждения оказывают по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранением.
Оказание платных медицинских услуг не может осуществляться в ущерб гарантированному объему бесплатной медицинской помощи.
Заключение договора на платные роды страховыми медицинскими организациями является неправомерным, т.к. при этом нарушается сам принцип страхования. В соответствии с действующим законодательством цель медицинского страхования - гарантировать гражданам, при возникновении страхового случая, получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Объектом добровольного медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая. Страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование; т.е. событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности. Роды не обладают такими признаками, поскольку неизбежно должны наступить в случае беременности.
Статьей 52 Гражданского кодекса РФ установлено, что "в учредительных документах некоммерческих организаций... должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица", т.е. именно устав учреждения определяет, создано ли медицинское учреждение для оказания исключительно медицинских услуг и имеет ли оно право оказывать наряду с медицинскими еще и немедицинские (иные) услуги.
В связи с этим учреждения здравоохранения вправе предоставлять платные немедицинские услуги (дополнительные бытовые и сервисные услуги; пребывание в палатах повышенной комфортности; дополнительное питание; транспортные и другие услуги) только в тех случаях, если данный вид коммерческой немедицинской деятельности утвержден уставом учреждения здравоохранения и учреждение имеет лицензию на указанный вид деятельности.
Для оказания платных немедицинских услуг медицинскому учреждению не требуется специального разрешения соответствующего органа управления здравоохранением.
В соответствии со ст. 36 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 проведение искусственного прерывания беременности предусмотрено в рамках программ обязательного медицинского страхования. При этом следует иметь в виду, что медицинские услуги по оказанию медицинской помощи (включая обезболивание) при искусственном прерывании беременности по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель (артифициальный аборт), прерывании беременности в ранние сроки (миниаборты), абортах по медицинским и немедицинским (социальным) показаниям в обязательном порядке должны быть включены в территориальные программы обязательного медицинского страхования и финансироваться за счет его средств.
Директор Департамента |
О.В. Шарапова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2008 год амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь при беременности, патологии беременности, родах и абортах, стационарная помощь в период новорожденности, а также лекарственная помощь при оказании скорой медицинской и стационарной помощи предоставляется бесплатно.
Платные медицинские услуги населению государственные и муниципальные медицинские учреждения оказывают по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранением. Для оказания платных немедицинских услуг специального разрешения не требуется. Заключение договора на платные роды страховыми медицинскими организациями является неправомерным.
Медицинские услуги по оказанию медицинской помощи (включая обезболивание) при искусственном прерывании беременности в обязательном порядке должны быть включены в территориальные программы обязательного медицинского страхования и финансироваться за счет его средств.
Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 июля 2007 г. N 15-4/1360-09 "Об оказании платных услуг во время беременности и родов"
Текст письма официально опубликован не был