Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 13 ноября 2007 г. N 03-03-06/1/809
Вопрос: Филиал открытого акционерного общества, являясь промышленным производственным предприятием с непрерывным технологическим циклом, расположен за пределами жилой зоны города, но в пределах административно-территориальной границы городского округа г. Березники Пермского края. Технологический процесс производства включает в себя ряд потенциально опасных процессов, связанных с применением ядовитых веществ (в т.ч. хлор), высоких температур и давлений. В связи с этим на производстве предусмотрен непрерывный график трехсменной работы персонала.
Пассажирским транспортом общего пользования маршрут от города до промышленной площадки филиала не обслуживается. Филиал (далее - общество) заключило гражданско-правовые договоры с транспортными организациями, на оказание услуг по перевозке работников до места работы и обратно автобусным и троллейбусным транспортом по специальным маршрутам.
В дополнениях к договорам разработаны и утверждены расписание и графики движения специальных маршрутов. Работники предприятия оплачивают проезд в автобусах и троллейбусах на спецмаршрутах по утвержденным в городе тарифам, действующим на городском пассажирском транспорте. Часть расходов на перевозки, не покрываемая платой, взимаемой транспортными предприятиями с работников, покрывается обществом, какие-либо выплаты работникам, связанные с их проездом к месту работы, не производятся.
Обязанность работодателя организовать доставку работников на место работы и обратно закреплена в коллективном договоре и трудовых договорах с работниками.
В соответствии с п. 26 ст. 270 НК РФ при формировании налоговой базы налогоплательщик не учитывает расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
В связи с этим общество включает расходы по доставке работников к месту работы в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения. Общество не включает стоимость услуг, оказываемых филиалом своим работникам по доставке их на работу, в облагаемую базу по НДФЛ, ЕСН, а также страховым взносам в Пенсионный фонд РФ в соответствии со статьей 41 НК РФ, которая определяет доход как экономическую выгоду в денежной и натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса РФ. В рассматриваемом случае расходы организации на оплату проезда работников связаны с производственной необходимостью, поскольку проезд работников до места работы и обратно при отсутствии рейсов общественного транспорта самостоятельно невозможен. С учетом невозможности работнику добраться до места работы и обратно суммы оплаты организацией проезда работников к месту работы и обратно не могут быть признаны экономической выгодой (доходом) работника и, соответственно, являться объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц.
Тот факт, что условие об организации работодателем доставки работников к месту работы закреплено в трудовых договорах, в данном случае не свидетельствует о наличии выплат в пользу конкретного работника или о возникновении у него дохода, поэтому, на наш взгляд, объекты налогообложения по ЕСН и НДФЛ (п. 1 ст. 236, п. 1 ст. 209 НК РФ) в рассматриваемой ситуации отсутствуют.
Принимая во внимание вышесказанное, просим дать разъяснения, правомерно ли общество относит расходы на доставку работников к месту работы и обратно на расходы, связанные с производством и реализацией продукции в целях налогообложения прибыли и не включает их в облагаемую базу по НДФЛ, ЕСН?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 15.05.2007 N 036/1815 по вопросу о порядке обложения налогом на прибыль организаций, единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц затрат на перевозку сотрудников к месту работы и обратно, и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Однако, согласно пункту 26 статьи 270 Кодекса, при определении налоговой базы не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Учитывая изложенное, расходы, связанные с перевозкой рабочих к месту работы и обратно, учитываются в составе расходов в случае, когда они предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Как указывается в письме, в связи с отсутствием рейсов общественного транспорта организация заключила договор с транспортной организацией о доставке своих сотрудников к месту работы и обратно.
Статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 236 Кодекса объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой), а также по авторским договорам.
При этом пунктом 3 статьи 236 Кодекса установлено, что данные выплаты не признаются объектом налогообложения у налогоплательщиков - организаций, если они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Согласно пункту 1 статьи 237 Кодекса при определении налоговой базы налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам, учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника.
В случае, если доставка сотрудников до места работы и обратно связана с режимом работы предприятия, местоположением, то есть, если сотрудники организации не имеют иной возможности добраться до места работы и обратно, то предоставление такой доставки не может рассматриваться как оплата услуг, предназначенных для работника, и будет считаться обычными производственными расходами организации.
Таким образом, суммы дополнительной оплаты организацией проезда работников в соответствии с договорами, заключенными с транспортной компанией, при отсутствии общественного транспорта, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом.
Оплата организацией проезда работников до места работы и обратно при условии, что работники имеют возможность добираться до места работы и обратно на общественном транспорте самостоятельно, является доходом работника и облагается налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке, также сумма данной оплаты будет являться налоговой базой для исчисления единого социального налога в общеустановленном порядке с учетом пункта 3 статьи 236 Кодекса.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснен порядок обложения налогом на прибыль организаций, ЕСН и НДФЛ затрат на перевозку сотрудников к месту работы и обратно.
Указано, что расходы, связанные с перевозкой рабочих к месту работы и обратно, учитываются в составе расходов при налогообложении прибыли в случае, когда они предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
В случае, если доставка сотрудников до места работы и обратно связана с режимом работы предприятия, местоположением, то есть, если сотрудники организации не имеют иной возможности добраться до места работы и обратно, то предоставление такой доставки не может рассматриваться как оплата услуг, предназначенных для работника, и будет считаться обычными производственными расходами организации. Следовательно, суммы дополнительной оплаты организацией проезда работников в соответствии с договорами, заключенными с транспортной компанией, при отсутствии общественного транспорта, не подлежат обложению НДФЛ и ЕСН.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13 ноября 2007 г. N 03-03-06/1/809
Текст письма опубликован в газете "Экономика и жизнь", ноябрь 2007 г., N 48, в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 4 декабря 2007 г. N 45