Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 26 октября 2007 г. N 03-03-06/2/193
Вопрос: ЗАО (далее - банк) просит разъяснить порядок налогового учета расходов на формирование резерва на выплату вознаграждения по итогам работы за год.
Банк в соответствии со ст. 324.1 НК РФ, внутренним положением о выплате вознаграждения по итогам работы за год и учетной политикой для целей налогообложения формирует резерв предстоящих расходов на выплату вознаграждения по итогам работы за год.
1. Положением о выплате вознаграждения определен порядок расчета общей суммы вознаграждения по итогам работы за год, являющейся предельной суммой отчислений в фонд. Базой для расчета общей суммы вознаграждения являются плановый показатель чистой прибыли, полученной за финансовый год, и норматив чистой прибыли.
В учетной политике указан следующий порядок расчета процента отчислений в резервный фонд: общая сумма вознаграждения, с учетом единого социального налога, делится на сумму плановой балансовой прибыли за год.
Затем ежемесячно для определения размера очередного отчисления в фонд расчетный процент умножается на сумму фактической балансовой прибыли за месяц (без учета расходов по рассчитанному отчислению в резервный фонд за данный месяц).
Таким образом, банк определяет, как процент отчислений в фонд, так и сумму отчислений, исходя не из показателя "фонд оплаты труда", а используя суммы балансовой прибыли.
При этом в случае получения балансового убытка по результатам работы за месяц резерв за данный период не создается.
Кроме того, банк предусматривает возможность корректировки в течение года предельной суммы отчислений в резервный фонд и, соответственно, процента отчислений в зависимости от 20 процентных отклонений финансовых показателей (в том числе и плановых), участвующих в расчете общей суммы вознаграждения (чистая прибыль, рентабельность уставного капитала, среднерыночный размер годового банковского депозита и др.).
Не нарушает ли банк принцип равномерности создания резервного фонда и другие нормы, установленные ст. 324.1 НК РФ, руководствуясь указанным выше порядком расчета резерва?
2. Обязан ли банк единовременно восстановить на доходы (включить в налоговую базу текущего месяца) всю сумму ранее (с начала года) созданного резерва в случае принятия решения о восстановлении на доходы резерва в бухгалтерском учете?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу о порядке учета расходов на формирование резерва предстоящих расходов на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет для целей налогообложения прибыли и сообщает следующее.
Порядок учета расходов на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет установлен статьей 324.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В соответствии с пунктом 1 статьи 324.1 Кодекса налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.
Для этих целей налогоплательщик обязан составить специальный расчет (смету), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму единого социального налога с этих расходов. При этом процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.
В соответствии с пунктом 6 статьи 324.1 Кодекса в аналогичном порядке налогоплательщик осуществляет отчисления в резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год.
Учитывая изложенное, налогоплательщик вправе в налоговой политике для целей налогообложения прибыли самостоятельно определить порядок формирования резерва предстоящих расходов на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет с учетом положений статьи 324.1 Кодекса, а также в соответствии с принципом экономической обоснованности расходов в виде отчислений в указанный резерв.
Также сообщаем, что в соответствии с пунктом 11.3 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.05 N 45н, обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Министерстве по существу не рассматриваются.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пунктом 11.4"
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснен порядок учета расходов на формирование резерва предстоящих расходов на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет для целей налогообложения прибыли.
Налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете предстоящих расходов на ежегодное вознаграждение за выслугу лет, обязан составить смету, в которой отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв. При этом процент отчислений в этот резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на соответствующее вознаграждение к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.
Таким образом, налогоплательщик вправе в налоговой политике самостоятельно определить порядок формирования резерва предстоящих расходов на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, учитывая при этом принцип экономической обоснованности расходов в виде отчислений в этот резерв.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 26 октября 2007 г. N 03-03-06/2/193
Текст письма официально опубликован не был