Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 3 декабря 2007 г. N 03-05-05-05/05
См. также письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 24 сентября 2009 г. N 03-05-04-05/03
Вопрос: Федеральная налоговая служба в связи с запросами налоговых органов о порядке применения отдельных положений главы 29 "Налог на игорный бизнес" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сообщает следующее.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о запрете (об ограничении) на территории субъектов Российской Федерации деятельности по организации и проведению азартных игр.
Так, законом субъекта Российской Федерации о размещении игорных заведений на территории субъекта Российской Федерации установлено, что с 1 января 2007 года игорные заведения могут размещаться только на специально отведенных для этого территориях.
На основании принятого закона на территории субъекта Российской Федерации были созданы мобильные группы.
Данные группы на постоянной основе проводили осмотры помещений и территорий, используемых для ведения деятельности в сфере игорного бизнеса. По результатам осмотров группами составлялись протоколы. При этом в протоколах осмотров указывались сведения о количестве установленных в игорных заведениях игровых автоматов, их заводских номерах, заводах-изготовителях, о наличии лицензий и т. д.
Большинство организаторов азартных игр с 1 января 2007 года закрыли свои игорные заведения и сняли игровые автоматы с учета.
Однако ряд организаторов, закрыв свои игорные заведения, не сняли с учета ранее установленные ими игровые автоматы.
В ходе осмотров было установлено, что в основном помещения, в которых ранее располагались игорные заведения, перепрофилированы, то есть в этих помещениях открыты магазины, парикмахерские и т.п., а часть игровых автоматов, зарегистрированных по данным адресам, уже находится на учете в налоговых органах других субъектов Российской Федерации (сведения об их регистрации были получены налоговыми органами по запросам, направленным во все субъекты Российской Федерации).
В то же время в соответствии с пунктом 4 статьи 366 Кодекса объект налогообложения налогом на игорный бизнес считается выбывшим с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшения) количества объектов налогообложения.
В этой связи ФНС России просит разъяснить:
1. Может ли протокол осмотра помещений, в которых ранее размещалось игорное заведение, служить основанием для снятия с учета игровых автоматов?
2. Являются ли сведения, полученные от управлений ФНС России по другим субъектам Российской Федерации, о регистрации на подведомственной им территории игровых автоматов, ранее зарегистрированных и продолжающих числиться на территории данного субъекта Российской Федерации, основанием для снятия их с учета?
3. Вправе ли налоговый орган самостоятельно снять с учета игровые автоматы, числящиеся за ликвидированной организацией, а также за организацией, прекратившей на территории субъекта Российской Федерации ведение предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса? Если не вправе, то какие действия должны быть предприняты налоговым органом в целях снятия данных игровых автоматов с учета?
4. Правомерно ли начисление сумм налога на игорный бизнес в отношении фактически отсутствующих по месту регистрации игровых автоматов?
Ответ: В Министерстве финансов Российской Федерации рассмотрено ваше письмо от 31 октября 2007 г. N 14-7-02/2697 о порядке снятия с учета игровых автоматов и сообщается следующее.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" органам государственной власти субъектов Российской Федерации было предоставлено право до 1 июля 2007 года принять решение о запрете начиная с 1 июля 2007 года на территории данного субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр. При этом решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр, об установлении ограничений этой деятельности на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон), принятые до 1 января 2007 года, сохраняют свое действие.
Таким образом, в случае, если до 1 января 2007 года органом государственной власти субъекта Российской Федерации было принято решение об установлении ограничений деятельности по организации и проведению азартных игр на территории данного субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон), например, о возможности размещения игорных заведений в специально отведенных для этих целей территориях, игорные заведения, расположенные в местах, не предназначенных для осуществления такой деятельности, должны быть закрыты, и соответствующие объекты игорного бизнеса (в частности, игровые автоматы) сняты с учета в налоговом органе.
В соответствии с пунктом 4 статьи 366 главы 29 "Налог на игорный бизнес" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) снятие с учета объектов налогообложения налогом на игорный бизнес производится на основании заявления налогоплательщика, представленного в налоговый орган.
В случае проведения осмотра помещений, используемых для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, должностными лицами налогового органа может быть выявлено фактическое отсутствие игровых автоматов, зарегистрированных в данном налоговом органе, и установлен факт их регистрации в налоговых органах других субъектов Российской Федерации.
В описанной ситуации полагаем, что основанием для снятия с учета игровых автоматов на территории данного субъекта Российской Федерации будет являться их регистрация в налоговом органе на территории другого субъекта Российской Федерации. В этом случае протокол осмотра помещений, в которых ранее размещались игровые автоматы, будет являться документом, подтверждающим фактическое отсутствие игровых автоматов на проверенной территории.
Налогообложение игрового автомата, не снятого с учета на территории одного субъекта Российской Федерации, но при этом зарегистрированного на территории другого субъекта Российской Федерации, осуществляется в субъекте Российской Федерации, где игровой автомат не снят с учета, до момента регистрации этого игрового автомата на территории другого субъекта Российской Федерации.
При этом особенности налогообложения игровых автоматов, связанные с их перемещением, доведены до ФНС России письмом Минфина России от 10 мая 2006 г. N 03-06-05-02/05.
2. Во исполнение пункта 11 статьи 89 Кодекса в связи с ликвидацией организации налоговый орган проводит выездную налоговую проверку, в ходе которой может быть обнаружен факт неисполнения ликвидируемой организацией обязанности по подаче в налоговый орган заявления о снятии с учета игровых автоматов. В этом случае налоговый орган в установленном порядке принимает решение о привлечении этой организации к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 129.2 Кодекса.
Если налоговым органом не были реализованы указанные полномочия и организация ликвидирована, игровые автоматы, числящиеся за ликвидированной организацией и фактически отсутствующие, могут быть сняты с учета в налоговом органе в силу подпункта 4 пункта 3 статьи 44 Кодекса, согласно которому с ликвидацией организации - налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации прекращается и обязанность по уплате налога.
3. В случае прекращения организацией предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса на территории субъекта Российской Федерации налоговый орган вправе направить по месту ее нахождения требование о представлении этой организацией заявления о снятии с учета всех игровых автоматов. При этом нарушение установленного порядка снятия с учета игровых автоматов влечет взыскание штрафа в размерах, установленных статьей 129.2 Кодекса.
|
С.Д. Шаталов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснен порядок снятия с учета игровых автоматов в случае принятия органами государственной власти субъектов РФ решения о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр или об установлении ограничений этой деятельности на территории субъекта РФ (за исключением игорных зон).
Снятие с учета объектов налогообложения налогом на игорный бизнес производится на основании заявления налогоплательщика, представленного в налоговый орган. Однако, в ходе проведения осмотра помещений, используемых для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, должностными лицами налогового органа может быть выявлено фактическое отсутствие игровых автоматов, зарегистрированных в данном налоговом органе, и установлен факт их регистрации в налоговых органах других субъектов РФ. В такой ситуации, по мнению Минфина России, основанием для снятия с учета игровых автоматов на территории данного субъекта РФ будет являться их регистрация в налоговом органе на территории другого субъекта РФ. При этом протокол осмотра помещений, в которых ранее размещались игровые автоматы, будет являться документом, подтверждающим фактическое отсутствие игровых автоматов на проверенной территории.
Налогообложение игрового автомата, не снятого с учета на территории одного субъекта РФ, но при этом зарегистрированного на территории другого субъекта РФ, осуществляется в субъекте РФ, где игровой автомат не снят с учета, лишь до момента регистрации этого игрового автомата на территории другого субъекта РФ.
В случае прекращения организацией предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса на территории субъекта РФ налоговый орган вправе направить по месту ее нахождения требование о представлении этой организацией заявления о снятии с учета всех игровых автоматов. Нарушение установленного порядка снятия с учета игровых автоматов влечет наложение штрафа.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 3 декабря 2007 г. N 03-05-05-05/05
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 22 января 2008 г. N 2