Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 14 декабря 2007 г. N 03-05-07-01/33
Вопрос: Игнорируя Конституцию РФ, Налоговый Кодекс РФ п. 2 статьей 381 освободил церковь от налога на имущество, п. 4 ст. 395 - от земельного налога. Если же копнуть глубже, то обнаружится, что церковь освобождена от всех налогов.
Другими словами, государство финансирует религиозный бизнес, в то же время душит налогами науку: академия наук РФ от названных налогов не освобождена и имеет долг 1,1 млрд. руб.
Хотел бы знать Вашу позицию как гаранта Конституции РФ: на каком основании нарушена ст. 14 Конституции РФ в таком некорректном виде?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел Ваше письмо о налоговых льготах для научных организаций, поступившее из Администрации Президента Российской Федерации, и сообщает.
В соответствии с пунктом 16 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от уплаты налога на имущество организаций освобождались, в частности, научные организации Российской академии наук - в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности. С 1 января 2006 года, в соответствии с Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 139-ФЗ, указанная льгота отменена.
В связи с этим с 1 января 2006 года ежегодно в составе расходов федерального бюджета резервируются средства на уплату налога на имущество организаций и земельного налога, в частности, научным учреждениям РАН и отраслевых академий, имеющим государственный статус (в отношении имущества и земельных участков, находящихся под зданиями и сооружениями, используемых ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности).
Одновременно сообщаем, что в настоящее время, в соответствии с пунктом 15 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), предусмотрена льгота по налогу на имущество организаций для государственных научных центров в отношении находящегося у них на балансе имущества.
Условием предоставления данной льготы является присвоение организации статуса государственного научного центра.
Указанный статус и порядок его присвоения определены Указом Президента Российской Федерации от 22.06.1993 N 939 "О государственных научных центрах Российской Федерации", которым, в частности, предусмотрено, что в целях создания благоприятных условий для сохранения в Российской Федерации ведущих научных школ мирового уровня, развития научного потенциала страны в области фундаментальных и прикладных исследований и подготовки высококвалифицированных научных кадров статус государственного научного центра Российской Федерации может присваиваться расположенным на ее территории предприятиям, учреждениям и организациям науки, а также высшим учебным заведениям, имеющим уникальное опытно-экспериментальное оборудование и высококвалифицированные кадры, результаты научных исследований которых получили международное признание.
Одновременно следует иметь в виду, что налог на имущество организаций, установленный главой 30 Кодекса, является региональным налогом, а земельный налог, установленный главой 31 Кодекса - местным налогом. При этом, нормы глав 30 и 31 Кодекса не исключают возможности предоставления, в частности, научным организациям РАН, льгот по уплате налога на имущество организаций и земельного налога.
Так, статьей 372 Кодекса предусмотрено, что при установлении налога на имущество организаций законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками, а в статье 387 Кодекса установлено, что при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По вопросу предоставления налоговых льгот научным организациям указано следующее.
С 1 января 2006 г. научные организации РАН не освобождаются от уплаты налога на имущество в отношении имущества, используемого в научной (научно-исследовательской) деятельности. В связи с этим с названной даты в составе расходов федерального бюджета ежегодно резервируются средства на уплату налога на имущество организаций и земельного налога, в частности, научными учреждениями РАН и отраслевых академий, имеющими государственный статус (в отношении имущества и земельных участков, находящихся под зданиями, сооружениями и используемых в научной (научно-исследовательской) деятельности).
Льгота по налогу на имущество организаций предусмотрена для государственных научных центров в отношении имущества, находящегося на балансе у этих центров. Статус указанных центров может присваиваться расположенным в РФ предприятиям, учреждениям и организациям науки, высшим учебным заведениям, имеющим уникальное опытно-экспериментальное оборудование и высококвалифицированные кадры, результаты научных исследований которых получили международное признание.
Кроме того, для научных организаций РАН льготы по уплате налога на имущество организаций могут устанавливаться законами субъектов РФ, а льготы по уплате земельного налога - нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 14 декабря 2007 г. N 03-05-07-01/33
Текст письма официально опубликован не был