Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 24 октября 2007 г. N 03-05-06-02/122
См. комментарий к настоящему письму
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики <...> по вопросу земельного налога сообщает следующее.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В настоящее время порядок исчисления и уплаты земельного налога регулируется главой 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
На основании пункта 1 статьи 387 Кодекса земельный налог устанавливается и вводится в действие Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
Налогоплательщицами земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 Кодекса).
Статьей 395 Кодекса определен перечень категорий налогоплательщиков, освобождаемых от уплаты земельного налога. Такая категория налогоплательщиков, как организации, осуществляющие жилищное строительство, в данный перечень не включена.
Вместе с тем, согласно пункту 2 статьи 387 Кодекса, при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
При этом отмечаем, что на основании пункта 1 статьи 56 Кодекса нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
Также обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Таким образом, решение вопроса о предоставлении льгот по уплате земельного налога относится к компетенции представительного органа муниципального образования, на территории которого находятся земельные участки, принадлежащие налогоплательщикам.
Одновременно отмечаем, что порядок зачета и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога регулируется главой 12 Кодекса.
Заместитель директора департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Даны разъяснения по вопросу предоставления льгот по уплате земельного налога.
Земельный налог устанавливается и вводится в действие Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
НК РФ определен перечень категорий налогоплательщиков, освобождаемых от уплаты земельного налога. Вместе с тем, при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Таким образом, решение вопроса о предоставлении льгот по уплате земельного налога относится к компетенции представительного органа муниципального образования, на территории которого находятся земельные участки, принадлежащие налогоплательщикам.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 24 октября 2007 г. N 03-05-06-02/122
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 11 декабря 2007 г. N 24