Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(справочное)
Руководство по применению настоящего стандарта
А.1 Общие требования
Настоящее приложение носит информационный характер и предназначено для того, чтобы предотвратить неправильную интерпретацию требований, приведенных в разделе 4 настоящего стандарта. Поскольку настоящее приложение поясняет требования раздела 4, его не предполагается использовать для добавления, исключения или какой-либо модификации этих требований.
Предполагается, что результатом внедрения системы экологического менеджмента, описанной в настоящем стандарте, должно стать улучшение экологической результативности. Поэтому настоящий стандарт основывается на том, что организация будет периодически анализировать и оценивать систему экологического менеджмента с целью определения возможностей улучшения и реализации этих возможностей. Степень, масштабы и временные рамки процесса постоянного улучшения определяются организацией с учетом экономических и других обстоятельств. Результатом совершенствования системы экологического менеджмента должно стать дальнейшее улучшение экологической результативности.
Настоящий стандарт требует от организации:
a) сформулировать соответствующую экологическую политику;
b) идентифицировать экологические аспекты, обусловленные прошлой, настоящей или планируемой деятельностью, продукцией или услугами, с последующим определением значимости воздействий на окружающую среду;
c) идентифицировать применимые законодательные и другие требования, которые организация обязалась выполнять;
d) идентифицировать приоритеты и установить соответствующие экологические цели и задачи;
e) разработать структуру и программу(ы) реализации политики, достижения целей и выполнения задач;
f) способствовать деятельности по планированию, управлению, мониторингу, предупреждающим и корректирующим действиям, аудиту и анализу для придания уверенности в том, что вся эта деятельность согласуется с политикой организации и что система экологического менеджмента соответствует установленным требованиям;
g) быть способной к адаптации к изменяющимся обстоятельствам.
Организации, не имеющей системы экологического менеджмента, следует вначале оценить и проанализировать исходную картину своего взаимодействия с окружающей средой. Следует стремиться рассмотреть все экологические аспекты организации как основы для разработки системы экологического менеджмента.
Такой анализ должен охватывать четыре ключевые области:
a) идентификацию экологических аспектов, включая те, которые связаны с нормальными и ненормальными (аномальными) условиями функционирования, включая запуски и остановы, нештатные ситуации и аварии;
b) идентификацию применимых законодательных и других требований, которые организация обязалась выполнять;
c) исследование существующей практики и процедур экологического менеджмента, включая те, которые связаны с деятельностью по закупкам и контрактам;
d) оценку предшествующих нештатных ситуаций и аварий.
Инструменты и методы, применяемые для анализа, в зависимости от характера деятельности организации могут включать в себя использование контрольных списков, проведение опросов, непосредственную проверку и измерения, рассмотрение результатов предыдущих аудитов или других оценок.
Организация имеет свободу выбора границ применения системы и может определить область внедрения настоящего стандарта как в отношении всей организации, так и в отношении ее отдельных подразделений. Организации следует определить и документировать область применения системы экологического менеджмента. Это необходимо для уточнения границ, в пределах которых в организации будет действовать система экологического менеджмента, особенно если организация является частью более крупной организации, расположенной в том же месте. После того как область применения системы экологического менеджмента будет определена, все виды деятельности, продукции и услуг, входящих в эту область, следует считать включенными в систему экологического менеджмента. При определении области применения следует иметь в виду, что доверие к системе будет зависеть от выбора границ, в пределах которых она будет действовать. Если из области применения системы экологического менеджмента будет исключена какая-либо часть организации, то организации следует обосновать, почему это сделано. Если настоящий стандарт внедрен в конкретном подразделении (функциональной части), то в целях выполнения требований настоящего стандарта можно использовать политику и процедуры, установленные для других частей организации при условии, что они применимы для этого подразделения (функциональной части).
А.2 Экологическая политика
Экологическая политика является движущей силой, обеспечивающей внедрение и совершенствование системы экологического менеджмента организации. Таким образом, она будет поддерживать и улучшать экологическую результативность. Поэтому политика организации должна отражать обязательства высшего руководства действовать в соответствии с применимыми требованиями экологического законодательства и другими требованиями, принципами предотвращения загрязнения и постоянного улучшения. Экологическая политика образует базу, на основе которой организация устанавливает свои цели и задачи. Экологической политике следует быть достаточно ясной для ее понимания как персоналом, так и внешними заинтересованными сторонами. Политику следует периодически анализировать и пересматривать для отражения в ней изменившихся условий и появившейся информации. Область ее применения должна быть легко идентифицируемой и должна отражать уникальный характер деятельности, масштаб и воздействия на окружающую среду деятельности, продукции и услуг организации, входящих в установленную область применения системы экологического менеджмента.
Политику следует довести до сведения всех лиц, работающих для организации или по ее поручению, включая субподрядчиков, работающих на объектах организации. Субподрядчикам информация может передаваться в формах, отличающихся от заявления экологической политики, например в виде правил, указаний, процедур, которые могут включать в себя только имеющие отношение к делу отдельные положения политики. Если организация является частью корпорации, то высшему руководству организации следует документально оформить экологическую политику в контексте экологической политики корпорации и согласовать ее с руководством корпорации.
Примечание - Под высшим руководством (топ-менеджмент) подразумевается отдельное лицо или группа лиц, осуществляющее(их) управление и контроль деятельности организации на высшем уровне.
А.3 Планирование
А.3.1 Экологические аспекты
Требования 4.3.1 предназначены для улучшения процесса идентификации организацией экологических аспектов и определения тех из них, которые являются значимыми и, соответственно, приоритетными в системе экологического менеджмента организации.
Организации следует идентифицировать экологические аспекты в рамках области применения системы экологического менеджмента, учитывая "входы" и "выходы" (как предполагаемые, так и не предполагавшиеся), связанные с ее текущей или прошлой деятельностью, продукцией и услугами, с планируемыми или новыми разработками, новыми или модифицированными видами деятельности, продукцией или услугами. В процесс идентификации следует включать как нормальные, так и аномальные условия функционирования, пуска и останова, так же как и возможные, при разумном предположении, нештатные (аварийные) ситуации.
Организация не должна рассматривать каждый продукт, компонент или сырьевой материал в отдельности. Она может выбрать виды деятельности, продукции и услуг для идентификации ее экологических аспектов.
Так как единого подхода к идентификации экологических аспектов не существует, при выбранном подходе могут быть рассмотрены, например, следующие факторы:
a) выбросы в атмосферу;
b) сбросы в воду;
c) сбросы на рельеф и размещение отходов;
d) использование сырьевых материалов и природных ресурсов;
e) использование энергии;
f) потери энергии, например в виде тепла, радиации, вибраций;
g) отходы и побочные продукты;
h) физические характеристики, например размеры, форма, цвет, внешний вид.
В дополнение к тем экологическим аспектам, которые организация может контролировать непосредственно, следует также рассмотреть аспекты, на которые она может влиять, например аспекты, связанные с продукцией и услугами, используемыми организацией, и той продукцией и услугами, которые организация предоставляет. Далее приведены рекомендации по оценке возможностей такого управления и влияния. Однако при любых обстоятельствах именно организация определяет степень управления, а также аспекты, на которые она может влиять.
Следует рассмотреть аспекты, относящиеся к деятельности организации, продукции и услугам, такие как:
- проектирование и разработка;
- процессы изготовления;
- упаковка и транспортирование;
- экологическая результативность и практика работы субподрядчиков и поставщиков;
- управление отходами;
- извлечение (получение) и распределение сырьевых материалов и использование природных ресурсов;
- распределение, использование и утилизация продукции, срок службы которой закончился;
- дикая природа и биоразнообразие.
Управление и влияние на экологические аспекты продукции, поставляемой организации, могут значительно меняться в зависимости от ситуации на рынке, с которой сталкивается организация, и ее поставщиков. Организация, которая отвечает за проектирование своей продукции, может воздействовать на такие аспекты в значительной степени, например заменив отдельный исходный материал, однако, если организация должна поставлять продукцию в соответствии с техническими условиями, заданными извне, такие возможности весьма ограничены.
В отношении продукции, изготовляемой организацией, установлено, что организация может иметь ограниченный контроль над использованием и утилизацией своей продукции, например пользователями, но она может, если это целесообразно, рассмотреть возможность сообщения пользователям о соответствующих механизмах обращения и утилизации продукции для повышения степени влияния на экологические аспекты.
Изменения в окружающей среде отрицательного или положительного характера, полностью или частично связанные с экологическими аспектами, называют воздействиями на окружающую среду. Связь между экологическими аспектами и воздействиями является причинно-следственной.
В некоторых регионах культурное наследие может быть важным элементом окружения, в котором функционирует организация, и поэтому должно быть учтено при оценке воздействий на окружающую среду.
Поскольку организация может иметь множество экологических аспектов и связанных с ними воздействий, она должна определить критерии и метод(ы) определения значимых из них. Единого подхода к определению значимых экологических аспектов не существует. Однако используемый метод должен приносить согласующиеся результаты и предусматривать разработку и применение критериев оценки, например учитывающих взаимодействие с окружающей средой, вопросы законодательства, а также интересы внутренних и внешних заинтересованных сторон.
При подготовке информации, относящейся к значимым экологическим аспектам, организации следует определить необходимость сохранения этой информации, характеризующей как историю вопроса, так и способ использования этой информации при проектировании и внедрении системы экологического менеджмента.
В процессе идентификации и оценки экологических аспектов организации следует учитывать особенности территории, на которой осуществляется деятельность, затраты и время, требуемые для выполнения анализа, а также доступность надежных данных. Идентификация экологических аспектов не требует детальной оценки жизненного цикла продукции. Поэтому может быть использована уже имеющаяся информация, разработанная для исполнительных органов власти или иных целей.
Процесс идентификации и оценки экологических аспектов не предназначен для изменения или усиления правовых обязательств организации.
А.3.2 Законодательные и другие требования
Организации необходимо идентифицировать законодательные требования, применимые к ее экологическим аспектам, которые могут включать в себя:
a) требования национального законодательства и международных соглашений;
b) требования государственных, региональных, отраслевых нормативных актов;
c) правовые требования местных органов власти.
Примерами других требований, которые организация может взять обязательство выполнять, являются (если они применимы):
- соглашения с органами власти;
- соглашения с потребителями;
- указания рекомендательного характера;
- добровольные кодексы и принципы установившейся практики;
- добровольная экологическая маркировка или соглашения по сопровождению продукции;
- требования торговых ассоциаций;
- соглашения с общественными группами или неправительственными организациями;
- обязательства, публично принятые организацией или ее материнской компанией;
- корпоративные требования.
Определение того, насколько законодательные и другие требования применимы к экологическим аспектам организации, обычно выполняют в процессе идентификации этих требований. Поэтому обычно нет необходимости иметь отдельную или дополнительную процедуру для такого определения.
А.3.3 Цели, задачи и программы
Цели и задачи должны учитывать специфику организации и, если это практически осуществимо, быть измеряемыми. Они могут быть краткосрочными и долгосрочными.
При выборе вариантов технологии организации следует предпочесть использование лучших доступных технологий, если они экономически оправданы и эффективны.
Ссылка на финансовые требования организации не дает основания считать, что организация обязана использовать методологию экологических счетов.
Создание и использование одной или большего числа программ важно для успешного внедрения системы экологического менеджмента. В каждой программе следует описать, как организация будет достигать целей и выполнения задач, включая указания сроков, необходимых ресурсов и лиц, ответственных за реализацию программ(ы). Эта(и) программа(ы) может(гут) иметь подразделы по конкретным элементам деятельности организации.
В программу следует включать (если это необходимо и практически осуществимо) рассмотрение этапов планирования, проектирования, производства, маркетинга и утилизации, что может быть сделано как для текущих, так и для новых видов деятельности, продукции или услуг. Для продукции это может быть проектирование, выбор материалов, производство, использование и последующая утилизация. При внедрении нового оборудования или значительной модификации процессов программа может охватывать планирование, проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию, использование и вывод из эксплуатации в соответствующие сроки, определяемые организацией.
А.4 Внедрение и функционирование
А.4.1 Ресурсы, функциональные обязанности, ответственность и полномочия
Успешное внедрение системы экологического менеджмента требует ответственного отношения к ней всех лиц, работающих для организации или по ее поручению. Поэтому распределение ролей и ответственности в рамках системы не следует рассматривать только для функций экологического менеджмента, они должны затрагивать и другие области организации, такие как операционный менеджмент или выполнение персоналом других, не экологических функций.
В первую очередь к этой деятельности должно быть привлечено высшее руководство. Именно высшему руководству следует сформулировать экологическую политику и обеспечить внедрение системы экологического менеджмента. Для этого высшее руководство должно назначить специального представителя(ей) руководства, наделив его(их) определенными полномочиями и ответственностью за внедрение системы экологического менеджмента. В крупных или сложных по структуре организациях эти функции могут быть возложены на нескольких представителей руководства. В малых или средних по размерам организациях такая ответственность может быть возложена на одного человека. Руководству следует также гарантировать, что соответствующие ресурсы, такие как инфраструктура организации, предоставлены для обеспечения разработки, внедрения и поддерживания функционирования системы. Примерами элементов инфраструктуры организации являются здания, линии связи, подземные хранилища, системы канализации и т.п.
Также важно, чтобы ключевые функциональные обязанности и ответственность в системе экологического менеджмента были четко определены и доведены до сведения всех лиц, работающих для организации или по ее поручению.
А.4.2 Компетентность, подготовка и осведомленность
Организации следует идентифицировать необходимый уровень осведомленности, знаний, понимания и навыков для любого лица, несущего ответственность и наделенного полномочиями для выполнения заданий по ее поручению. Необходимо, чтобы:
- лица, работа которых связана со значимыми воздействиями на окружающую среду, обладали компетенцией, достаточной для выполнения порученных им заданий;
- были идентифицированы потребности в профессиональной подготовке и предприняты действия для проведения такой подготовки;
- все лица, выполняющие задания по поручению организации, были осведомлены об экологической политике организации, системе экологического менеджмента, а также об экологических аспектах деятельности организации, продукции и услуг, на которые может повлиять их деятельность.
Осведомленность, знания, понимание и компетентность можно обеспечить или повысить посредством профессиональной подготовки, обучения или приобретения опыта работы.
Организации следует требовать, чтобы субподрядчики, работающие по ее поручению, могли продемонстрировать, что их сотрудники обладают необходимой компетентностью и/или прошли соответствующую подготовку.
Руководству организации следует определить уровень опыта, компетентности и профессиональной подготовки, необходимый для работы персонала, особенно лиц, деятельность которых связана с выполнением конкретных функций по экологическому менеджменту.
А.4.3 Обмен информацией
Внутренний обмен информацией важен для результативного внедрения системы экологического менеджмента. Методы внутреннего обмена информацией могут включать в себя регулярные заседания рабочих групп, выпуск информационных бюллетеней, оформление информационных стендов, работу во внутренней сети.
Организациям следует внедрить процедуру получения, документирования и представления ответов на сообщения, поступающие от заинтересованных сторон. Эта процедура может включать в себя диалог с заинтересованными сторонами, а также рассмотрение их жалоб и предложений. В ряде случаев ответы заинтересованным сторонам могут содержать информацию об экологических аспектах и воздействиях на окружающую среду, связанных с деятельностью организации. В таких процедурах также следует учитывать необходимый обмен информацией с органами государственной власти относительно планирования противоаварийных мероприятий и других соответствующих вопросов.
Организация может планировать обмен информацией с учетом решений, принятых по отдельным целевым группам (группам интересов), соответствующим сообщениям и областям, выбору необходимых для этого средств.
Если рассматривают внешний обмен информацией об экологических аспектах, то организациям следует учитывать точки зрения и информационные потребности всех заинтересованных сторон. Если организация приняла решение о передаче вовне информации об экологических аспектах, то она может разработать соответствующую процедуру. Такая процедура может изменяться в зависимости от ряда факторов, таких как вид передаваемой информации, целевая группа и индивидуальные обстоятельства деятельности организации. К методам внешнего обмена информацией могут быть отнесены ежегодные отчеты, информационные бюллетени, веб-сайты и встречи с общественностью.
А4.4 Документация
Уровень детализации документации должен быть достаточным для описания системы экологического менеджмента и взаимодействия ее частей, В описании должно быть указано направление, в котором следует искать более детальную информацию о функционировании отдельных частей системы экологического менеджмента. Такая документация может быть объединена с документацией на другие системы, используемые организацией. Документация не обязательно должна иметь форму руководства.
Степень документированности системы экологического менеджмента может варьироваться для различных организаций в зависимости от:
a) размера и типа организации, осуществляемых видов деятельности, производимой продукции или услуг;
b) сложности процессов и их взаимодействия и
c) компетентности персонала.
Примерами документов являются:
- заявление о политике, целях и задачах;
- информация о значимых экологических аспектах;
- процедуры;
- информация о процессах;
- организационная структура;
- внутренние и внешние стандарты;
- планы действий в аварийных и нештатных ситуациях на производственных площадках;
- записи.
Принятие любых решений в отношении документирования процедуры (процедур) следует обосновывать путем рассмотрения таких вопросов как:
- последствия, включая последствия для окружающей среды и последствия, которых следует ожидать в случае отсутствия документированной процедуры;
- потребность в демонстрации соответствия законодательным и другим требованиям, которые организация обязалась выполнять;
- потребность подтверждения того, что деятельность выполняется согласованно;
- преимущества наличия документированных процедур, которые могут включать упрощение внедрения путем обмена информацией и обучения персонала, упрощение поддержания системы в рабочем состоянии и проверок, снижение риска неправильного понимания и ошибок, возможность демонстрации и наглядность;
- требования настоящего стандарта.
Документы, первоначально созданные для целей, отличающихся от целей системы экологического менеджмента, могут быть использованы как часть документов системы, однако при этом в документации на систему на них следует делать ссылки.
A.4.5 Управление документацией
Организации следует создавать и поддерживать документацию в виде, достаточном для внедрения системы экологического менеджмента. Однако основное внимание должно быть направлено на результативное внедрение системы экологического менеджмента и на экологическую результативность, а не на создание сложной системы управления документацией.
А.4.6 Управление операциями
Организации следует оценить те из своих операций, которые связаны с идентифицированными значимыми экологическим аспектами, и убедиться, что они выполняются должным образом, позволяющим контролировать или снижать уровень связанных с ними негативных воздействий на окружающую среду, способствуя выполнению требований экологической политики и достижению экологических целей и выполнению задач. Такое управление должно включать все элементы операций организации, включая работы по техническому обслуживанию.
Поскольку эта часть системы экологического менеджмента указывает на то, как обеспечить выполнение требований системы в повседневной деятельности, то в 4.4.6, перечисление а) необходимо использовать документированную(ые) процедуру (процедуры) управления в ситуациях, когда отсутствие таких процедур может привести к отклонениям от требований экологической политики, целей и задач.
А.4.7 Готовность к нештатным ситуациям, авариям и ответные действия
Организация отвечает за разработку процедуры (процедур) обеспечения подготовленности к нештатным ситуациям, авариям и реагирования на них, которые соответствуют ее собственным потребностям. При разработке этой(их) процедуры (процедур) организации следует рассматривать:
a) характер опасностей на производственных площадках, например, наличие легковоспламеняющихся жидкостей, емкостей для их хранения, баллонов со сжатым газом, а также меры, принимаемые в случае проливов (утечек) или аварийных выбросов;
b) наиболее вероятные тип и масштабы аварий, нештатных ситуаций;
c) наиболее приемлемые методы реагирования на аварийные или нештатные ситуации;
d) планы внутреннего и внешнего оповещения;
e) действия, необходимые для минимизации ущерба, наносимого окружающей среде;
f) смягчающие и ответные действия, предпринимаемые при различных видах аварий или нештатных ситуаций;
g) необходимость процесса(ов) проведения оценки ситуации после произошедшей аварии, установления и выполнения корректирующих и предупреждающих действий;
h) периодическую проверку выполнения процедуры реагирования на аварийные и нештатные ситуации;
i) подготовку персонала к действиям при авариях и нештатных ситуациях;
j) перечень ответственных лиц и аварийных служб, включая контактную информацию (например, противопожарной части, службы ликвидации утечек);
к) маршруты эвакуации и пункты сбора;
I) возможность аварии(й) или нештатной(ых) ситуации(й) на близлежащих объектах (например, завод, автомагистраль, железная дорога);
m) возможность взаимопомощи со стороны соседних организаций.
А.5 Контроль
А.5.1 Мониторинг и измерения
Действия организации могут иметь множество характеристик, относящихся к мониторингу и измерению сбросов сточных вод, могут включать показатели биологической и химической потребности в кислороде, температуры и кислотности.
Собираемые данные в процессе мониторинга и измерений могут анализироваться с целью выявления общей картины и получения нужной информации. Знания, приобретаемые на основе данной информации, можно использовать для выполнения корректирующих и предупреждающих действий.
Ключевыми характеристиками являются те, которые необходимы организации для определения того, как она управляет значимыми экологическими аспектами, достигает цели, выполняет задачи и повышает экологическую результативность.
Для получения достоверных результатов средства измерений следует калибровать или поверять через установленные промежутки времени или перед их использованием с помощью эталонов (стандартных образцов) согласно действующей нормативной документации. Если такие эталоны отсутствуют, то необходимо зарегистрировать используемую базу для калибровки.
А.5.2 Оценка соответствия
Организация должна быть способна продемонстрировать, что она провела оценку соответствия своей системы идентифицированным законодательным требованиям, включая используемые разрешения или лицензии.
Организация должна быть также способна продемонстрировать, что она провела оценку соответствия другим идентифицированным требованиям, которые она обязалась выполнять.
А.5.3 Несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия
В зависимости от характера несоответствия, установив процедуры, позволяющие учитывать соответствующие требования, организация может выполнять их при минимальном объеме официального планирования. В некоторых случаях это может быть более сложная и долгосрочная деятельность. Любая связанная с этим документация должна соответствовать уровню предпринимаемых действий.
А.5.4 Управление записями
Экологические записи могут включать, помимо прочего:
a) записи в отношении жалоб;
b) записи о подготовке (обучении) персонала;
c) записи данных мониторинга процессов;
d) записи по инспекциям, техническому обслуживанию и калибровке;
е) записи о постоянных подрядчиках и поставщиках;
f) отчеты по расследованию несчастных случаев;
g) записи о проверках готовности к нештатным (аварийным) ситуациям;
h) результаты аудитов;
i) результаты анализа со стороны руководства;
j) решения о внешних обменах информации;
к) записи о применимых требованиях законодательства;
l) записи о значимых экологических аспектах;
m) записи о встречах по экологическим проблемам;
n) информацию по экологической результативности;
о) записи, подтверждающие соответствие законодательству;
р) записи об обмене информацией с заинтересованными сторонами.
Следует надлежащим образом относиться к конфиденциальной информации.
Примечание - Записи не должны быть единственным свидетельством подтверждения соответствия настоящему стандарту.
А.5.5 Внутренний аудит
Внутренние аудиты выполняют либо сотрудники организации, либо внешние лица, выбранные организацией и работающие по ее поручению. Лица, проводящие аудит, должны быть компетентны, а их позиция должна быть беспристрастной и объективной. В небольших организациях независимость аудитора может быть подтверждена отсутствием ответственности аудитора за проверяемую деятельность.
Примечание 1 - Если организация хочет объединить проведение аудитов системы экологического менеджмента с аудитами соответствия экологическому законодательству, содержание и область каждого из аудитов следует четко определять. Настоящий стандарт не устанавливает требований к аудитам соответствия экологическому законодательству.
Примечание 2 - Руководящие указания по аудиту систем экологического менеджмента приведены в ИСО 19011.
А.6 Анализ со стороны руководства
Анализ со стороны руководства должен охватывать всю область применения системы экологического менеджмента, хотя не все элементы системы экологического менеджмента необходимо рассматривать одновременно. Анализ может проводиться через определенный промежуток времени.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.