ФАС России рассмотрел обращение Департамента имущественных отношений Тюменской области от 26.01.2007 N 357/04 по вопросу применения Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в части предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации имущества в безвозмездное пользование и сообщает.
Согласно пункту 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции государственной или муниципальной помощью является предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.
Также следует иметь в виду, что согласно Закону о защите конкуренции государственная помощь может предоставляться в целях, указанных в части 1 статьи 19 Закона.
Гражданский кодекс Российской Федерации (глава 36) предусматривает возможность передачи имущества по договору безвозмездного пользования имуществом (ссуды). При этом, субъекты Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, выступают на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами (статья 124 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно Вашему обращению ссудодателем по договорам безвозмездного пользования является Тюменская область.
В соответствии с частью 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени субъектов Российской Федерации своими действиями приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В Тюменской области в качестве уполномоченного органа исполнительной власти в сфере управления имуществом определен департамент имущественных отношений Тюменской области (постановление Правительства Тюменской области от 29.09.2006 N 222-п "О департаменте имущественных отношений Тюменской области"), к компетенции которого отнесено управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Тюменской области, в том числе, его передача в аренду, залог и распоряжение иным способом (пункты 2.2, 3.17).
Поэтому, реализация органом исполнительной власти Тюменской области полномочий по управлению государственной собственностью, в том числе, передача имущества в безвозмездное пользование, может рассматриваться как государственная помощь в понимании пункта 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции.
В соответствии со статьей 20 Закона о защите конкуренции государственная помощь предоставляется с предварительного согласия антимонопольного органа за исключением случаев, установленных пунктами 1-5 части 1 указанной статьи.
Учитывая изложенное, для предоставления органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации имущества в безвозмездное пользование необходимо предварительное согласие антимонопольного органа в соответствии с требованиями, установленными частью 2 статьи 20 Закона о защите конкуренции. В случае, если акты о предоставлении государственной помощи не были предварительно представлены в антимонопольный орган, такие акты могут быть признаны судом недействительными полностью или частично, а переданное государственное имущество возвращено (часть 1 статьи 21 Закона о защите конкуренции).
|
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснено, что реализация органом исполнительной власти субъекта РФ полномочий по управлению государственной собственностью, в том числе передача имущества в безвозмездное пользование, может рассматриваться как государственная помощь, которая предоставляется с предварительного согласия антимонопольного органа (за исключением ряда случаев).
Таким образом, для передачи органами исполнительной власти субъекта РФ имущества в безвозмездное пользование необходимо предварительное согласие антимонопольного органа. Если акты о предоставлении государственной помощи не были предварительно представлены в антимонопольный орган, то такие акты могут быть признаны судом недействительными полностью или частично, а переданное государственное имущество возвращено.
Письмо Федеральной антимонопольной службы от 23 марта 2007 г. N ИА/3832 "О разъяснении применения антимонопольного законодательства"
Текст письма официально опубликован не был