Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 26 декабря 2007 г. N 03-02-07/1-509
См. также письма Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 18 января 2008 г. N 03-02-07/1-21, от 25 января 2008 г. N 03-02-07/1-32 и от 7 февраля 2008 г. N 03-05-04-01/6
Вопрос: В настоящее время налоговые декларации (расчеты) представляются ОАО согласно положениям части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) о соответствующих налогах в налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений, транспортных средств, объектов недвижимого имущества, земельных участков. На основании пункта 7 статьи 80 Налогового кодекса приказами Минфина России утверждены формы и порядок заполнения налоговых деклараций (расчетов), предусматривающие аналогичные положения.
В связи с этим ОАО, имея большое число обособленных подразделений, имущества, земельных участков, даже по одному налогу представляет значительное количество налоговых деклараций.
В то же время в соответствии с изменениями, внесенными в часть вторую Налогового кодекса Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 268-ФЗ, с 1 января 2008 г. крупнейшие налогоплательщики должны представлять все налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. При этом обязанность составлять отдельные налоговые декларации по каждому обособленному подразделению или объекту недвижимого имущества Налоговым кодексом не предусмотрена.
Таким образом, исходя из изложенных положений, с 1 января 2008 г. крупнейшие налогоплательщики должны представлять по каждому налогу только одну налоговую декларацию (расчет), которая направляется в инспекцию по крупнейшим налогоплательщикам. Такой порядок представления требует изменения форм налоговых деклараций и (или) порядка их заполнения для крупнейших налогоплательщиков (в части состава налоговых деклараций, указания налогового органа, в который представляется декларация, а также налогового органа, администрирующего соответствующий налог, и т.д.).
Однако до настоящего времени необходимые изменения в формы налоговых деклараций (расчетов) и порядок их заполнения Минфином России не внесены, какие-либо разъяснения по порядку формирования и представления налоговых деклараций крупнейшими налогоплательщиками отсутствуют.
Учитывая изложенное, просим подтвердить правильность нашей позиции и разъяснить, в каком порядке ОАО с 1 января 2008 г. должно формировать и представлять налоговые декларации (расчеты) по единому социальному налогу, по налогу на прибыль, по водному налогу, по транспортному налогу, по единому налогу на вмененный доход, по налогу на имущество и по земельному налогу.
Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики с участием Федеральной налоговой службы рассмотрено письмо от 29.10.2007 N ГК-11901 по вопросу о порядке представления налоговых деклараций крупнейшими налогоплательщиками с 1 января 2008 года и сообщается следующее.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 3 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции Федерального закона от 30.12.2006 N 268-ФЗ налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, с 1 января 2008 года представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять в соответствии с Кодексом, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения о представлении указанными налогоплательщиками всех налоговых деклараций (расчетов) в налоговые органы по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков предусмотрены также главами части второй Кодекса по конкретным налогам.
Налогоплательщики-организации представляют в налоговый орган налоговые декларации (расчеты) по организации, по каждому своему обособленному подразделению, транспортному средству, объекту недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога), а также земельному участку, если иное не предусмотрено Кодексом.
При этом Кодексом не предусмотрено представление налогоплательщиком, отнесенным к категории крупнейших, единой налоговой декларации по всем своим обособленным подразделениям, транспортным средствам, объектам недвижимого имущества и земельным участкам в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Подпунктом 4 пункта 4 статьи 83 Кодекса установлено, что в случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемым организацией самостоятельно.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду абзацем 3 пункта 4 статьи 83
Согласно пункту 1 статьи 26 Кодекса налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом.
Учитывая изложенное, считаем, что налогоплательщик вправе поручить представление налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика своим уполномоченным представителям - руководителям обособленных подразделений. В случае, если организация-налогоплательщик, являющаяся крупнейшим налогоплательщиком и имеющая несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании, поставлена на учет в налоговом органе по месту нахождения одного из них, то эта организация вправе поручить представление налоговых деклараций (расчетов) по соответствующим обособленным подразделениям, транспортным средствам, объектам недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога), земельным участкам в электронном виде в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика руководителю указанного обособленного подразделения.
При этом на титульных листах деклараций (расчетов) указываются КПП налоговых органов, в которых налогоплательщик состоит на учете по месту нахождения обособленных подразделений, транспортных средств, недвижимого имущества, земельных участков, если иное не предусмотрено соответствующими приказами Минфина России.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По мнению Минфина, налогоплательщик вправе поручить представление налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика своим уполномоченным представителям - руководителям обособленных подразделений. В случае, если организация-налогоплательщик, являющаяся крупнейшим налогоплательщиком и имеющая несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании, поставлена на учет в налоговом органе по месту нахождения одного из них, то эта организация вправе поручить представление налоговых деклараций (расчетов) по соответствующим обособленным подразделениям, транспортным средствам, объектам недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога), земельным участкам в электронном виде в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика руководителю указанного обособленного подразделения.
При этом на титульных листах деклараций (расчетов) указываются КПП налоговых органов, в которых налогоплательщик состоит на учете по месту нахождения обособленных подразделений, транспортных средств, недвижимого имущества, земельных участков, если иное не предусмотрено соответствующими приказами Минфина России.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 26 декабря 2007 г. N 03-02-07/1-509
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 22 января 2008 г. N 3