Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Инструкция
по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей в Исполнительной дирекции ПФР и Ревизионной комиссии ПФР
(утв. постановлением Правления ПФР от 2 ноября 2007 г. N 275п)
25 мая 2011 г.
I. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей в Исполнительной дирекции ПФР и Ревизионной комиссии ПФР (далее - Инструкция) устанавливает единый порядок организации рассмотрения обращений граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей (далее - обращений граждан), относящихся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации, и является обязательной для исполнения всеми работниками Исполнительной дирекции ПФР и Ревизионной комиссии ПФР.
Постановлением ПФР от 25 мая 2011 г. N 156п в пункт 1.2 настоящего приложения внесены изменения
1.2. Обеспечение своевременного рассмотрения обращений граждан, поступивших в письменной форме или в форме электронного документа, а также устных обращений граждан и их централизованного учета, методическое руководство организацией делопроизводства по работе с обращениями граждан в структурных подразделениях Исполнительной дирекции ПФР и Ревизионной комиссии ПФР, а также контроль за выполнением требований настоящей Инструкции осуществляется Управлением по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей (далее - Управление по работе с обращениями граждан).
Делопроизводство по обращениям граждан ведется отдельно от общего делопроизводства в Пенсионном фонде Российской Федерации (далее - ПФР).
1.3. Ответственность за организацию делопроизводства по обращениям граждан, соблюдение установленного настоящей Инструкцией порядка работы с обращениями граждан, а также их рассмотрение в структурных подразделениях Исполнительной дирекции ПФР и Ревизионной комиссии ПФР (далее - структурные подразделения) возлагается на их руководителей.
1.4. Ведение делопроизводства по обращениям граждан в структурных подразделениях осуществляется сотрудниками, назначенными руководителями структурных подразделений в качестве ответственных за делопроизводство.
1.5. Работники структурных подразделений несут персональную ответственность за соблюдение требований настоящей Инструкции в пределах возложенных на них обязанностей.
Постановлением ПФР от 25 мая 2011 г. N 156п в пункт 1.6 настоящего приложения внесены изменения
1.6. Контроль за своевременным и полным рассмотрением обращений граждан, поступивших в письменной форме или в форме электронного документа, направленных на исполнение в структурные подразделения, осуществляют руководители этих подразделений.
Постановлением ПФР от 25 мая 2011 г. N 156п в пункт 1.7 настоящего приложения внесены изменения
1.7. Передача обращений граждан, поступивших в письменной форме или в форме электронного документа, из одного структурного подразделения в другое производится через Управление по работе с обращениями граждан.
Обращение гражданина, поступившее в письменной форме или в форме электронного документа, по которому было дано поручение Председателя Правления ПФР или его заместителей с требованием доложить о результатах рассмотрения, снимается с контроля решением должностного лица, которое давало поручение, по результатам рассмотрения доклада об исполнении поручения.
1.8. Организация личного приема граждан осуществляется в соответствии с порядком, установленным в ПФР.
Постановлением ПФР от 25 мая 2011 г. N 156п в наименование главы II настоящего приложения внесены изменения
II. Прием и регистрация обращений граждан, поступивших в письменной форме или в форме электронного документа
Постановлением ПФР от 25 мая 2011 г. N 156п в пункт 2.1 настоящего приложения внесены изменения
2.1. Все обращения граждан, поступающие в адрес ПФР в письменной форме или в форме электронного документа, централизованно регистрируются в Управлении по работе с обращениями граждан в течение трех дней с момента поступления. Информация о них вводится в специализированную информационную систему Управления по работе с обращениями граждан с распечаткой регистрационно-контрольных карточек установленного образца.
Обращение, поступившее в ПФР в соответствии с его компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Постановлением ПФР от 25 мая 2011 г. N 156п в пункт 2.2 настоящего приложения внесены изменения
2.2. В случае, если в обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060).
Постановлением ПФР от 25 мая 2011 г. N 156п в пункт 2.3 настоящего приложения внесены изменения
2.3. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
2.4. Обращение, в котором содержатся нецензурные или оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членам его семьи, может быть оставлено без ответа по существу поставленных в нем вопросов, а гражданину, направившему обращение, сообщено о недопустимости злоупотреблением правом (часть 3 статьи 11 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
Постановлением ПФР от 25 мая 2011 г. N 156п в пункт 2.5 настоящего приложения внесены изменения
2.5. В случае если текст обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления, территориальный орган ПФР или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению (часть 4 статьи 11 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
Постановлением ПФР от 25 мая 2011 г. N 156п в пункт 2.6 настоящего приложения внесены изменения
2.6. В случае если в обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель структурного подразделения вправе по согласованию с руководством Правления ПФР принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же орган ПФР. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение (часть 5 статьи 11 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
2.7. В случае если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений (часть 6 статьи 11 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
Постановлением ПФР от 25 мая 2011 г. N 156п в пункт 2.8 настоящего приложения внесены изменения
2.8. Обращения граждан, поступившие в письменной форме или в форме электронного документа, не направляются на рассмотрение должностным лицам, действие (бездействие) которых обжалуются (часть 6 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ). В случае если в соответствии с указанным запретом невозможно направление жалобы на рассмотрение должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующее решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд (часть 7 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
Постановлением ПФР от 25 мая 2011 г. N 156п в пункт 2.9 настоящего приложения внесены изменения
2.9. Обращение, поступившее в ПФР в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящей Инструкцией (часть 3 статьи 7 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
Постановлением ПФР от 25 мая 2011 г. N 156п в пункт 2.10 настоящего приложения внесены изменения
2.10. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление обращения, поступившего в письменной форме или в форме электронного документа, в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (часть 2 статьи 6 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
2.11. Конверты к обращениям граждан обязательно сохраняются в тех случаях, когда только по ним можно установить адрес отправителя или дату отправления и получения данного письма.
2.12. Регистрационный индекс (входящий номер) обращений граждан указывается в регистрационном штампе, который проставляется на оборотной стороне последнего листа основного документа на свободном от текста месте письма. Регистрационный индекс состоит из начальной буквы фамилии автора и порядкового номера поступившего обращения (например, В-1705).
Постановлением ПФР от 25 мая 2011 г. N 156п в пункт 2.13 настоящего приложения внесены изменения
2.13. Повторным обращениям граждан при их поступлении присваивается очередной регистрационный индекс, а в соответствующей графе электронной регистрационно-контрольной карточки указывается регистрационный индекс предыдущего обращения в ПФР. В правом верхнем углу повторных обращений граждан и на распечатанных регистрационно-контрольных карточках делается пометка "ПОВТОРНО", а также подбирается и прилагается к обращению вся предшествующая переписка.
Повторными считаются обращения, поступившие от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого обращения истек установленный законодательством срок рассмотрения или заявитель не удовлетворен данным ему ответом.
2.14. Обращения одного и того же лица по одному и тому же вопросу, направленные различным адресатам и поступившие для рассмотрения в ПФР, учитываются под очередным регистрационным индексом.
2.15. Зарегистрированные обращения граждан, содержащие особо важные и социально значимые вопросы, а также поступившие с сопроводительными письмами из высших органов государственной власти Российской Федерации и требующие информации об исполнении, направляются Управлением по работе с обращениями граждан вместе с двумя регистрационно-контрольными карточками, а в случае повторного обращения - с предыдущей перепиской, для доклада Председателю Правления ПФР или его заместителям.
К обращению, направляемому согласно полученному поручению в структурное подразделение, прикладывается указатель, который содержит наименование этого подразделения и входящий регистрационный номер письма.
Если поручение по обращению гражданина дано нескольким структурным подразделениям, то работу по его исполнению координирует подразделение, указанное в резолюции первым.
В случае необходимости рассматривающее обращение структурное подразделение может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.
Обращения граждан, подлежащие рассмотрению в Управлении по работе с обращениями граждан, после их регистрации в отделе учета и контроля передаются в отдел по рассмотрению обращений и приему граждан указанного Управления.
2.16. Вся информация о ходе рассмотрения обращения гражданина (резолюция руководителя, фамилия исполнителя, срок исполнения, промежуточные ответы, отметка об исполнении и направлении в дело и т.д.) отражается в электронной регистрационно-контрольной карточке.
Постановлением ПФР от 25 мая 2011 г. N 156п в пункт 2.17 настоящего приложения внесены изменения
2.17. Регистрационно-контрольные карточки распечатываются отделом учета и контроля Управления по работе с обращениями граждан:
в 2 экземплярах - на обращения, направляемые для рассмотрения в структурные подразделения (одна карточка - для отдела учета и контроля Управления по работе с обращениями граждан, одна - для структурного подразделения);
в 1 экземпляре - на все другие обращения граждан.
Постановлением ПФР от 25 мая 2011 г. N 156п в пункт 2.18 настоящего приложения внесены изменения
2.18. При работе с обращениями граждан работник отдела учета и контроля Управления по работе с обращениями граждан обязан:
внимательно прочитывать текст обращения, поступившего в письменной форме или в форме электронного документа, наиболее полно заносить в электронные регистрационно-контрольные карточки краткое их содержание, соблюдая при этом условие, чтобы запись обосновывала направление обращения для дальнейшего рассмотрения;
осуществлять первичную обработку обращений граждан и вносить предложения руководству Управления по работе с обращениями граждан об их представлении для доклада руководству Правления ПФР, направлении непосредственно в структурные подразделения или рассмотрении обращения непосредственно в Управлении по работе с обращениями граждан;
регистрировать и направлять обращения граждан в соответствующие структурные подразделения;
давать справки по обращениям граждан, поступившим в Управление по работе с обращениями граждан.
Постановлением ПФР от 25 мая 2011 г. N 156п в пункт 2.19 настоящего приложения внесены изменения
2.19. Руководители структурных подразделений и другие должностные лица этих подразделений при рассмотрении обращений граждан обязаны:
внимательно разбираться в существе их содержания, в случае необходимости запрашивать, в том числе в электронной форме, нужные документы и материалы, направлять работников на места для проверки фактов, принимать другие меры для объективного решения поднимаемых в обращениях граждан вопросов;
сообщать гражданам о решениях, принятых по их обращениям, в случае отклонения предложений, заявлений и жалоб указывать мотивы и разъяснять порядок обжалования полученных ответов;
систематически анализировать и обобщать обращения граждан, а также содержащиеся в них критические замечания с целью своевременного выявления и устранения причин, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан.
Постановлением ПФР от 25 мая 2011 г. N 156п в пункт 2.20 настоящего приложения внесены изменения
2.20. Исполнитель (работник структурного подразделения), которому поручена работа с обращением гражданина, принимает все необходимые меры по данному обращению: готовит соответствующие предложения, ответы автору, делает напоминания соисполнителям, готовит запросы в другие органы и организации, в том числе в электронной форме, и т.д.
2.21. Отсутствие непосредственного исполнителя (командировка, отпуск, болезнь, другое) не снимает со структурного подразделения ответственности за своевременное и качественное рассмотрение обращений граждан. При отъезде в командировку или отпуск исполнитель по указанию руководителя подразделения передает обращение и соответствующие материалы через лицо, которому поручено ведение делопроизводства, другому исполнителю.
2.22. Ответственные за ведение делопроизводства в структурных подразделениях получают обращения из Управления по работе с обращениями граждан под расписку на первом экземпляре регистрационно-контрольной карточки, которая возвращается в отдел учета и контроля Управления по работе с обращениями граждан.
III. Сроки рассмотрения обращений граждан
Постановлением ПФР от 25 мая 2011 г. N 156п в пункт 3.1 настоящего приложения внесены изменения
3.1. Обращение, поступившее в ПФР в соответствии с его компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации обращения (часть 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса в другие государственные органы, органы местного самоуправления или должностным лицам с целью получения необходимых для рассмотрения обращения документов, срок рассмотрения обращения может быть продлен с разрешения должностного лица, давшего поручение, не более чем на 30 дней с уведомлением гражданина, направившего обращение, о продлении срока его рассмотрения (часть 2 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
Постановлением ПФР от 25 мая 2011 г. N 156п в пункт 3.2 настоящего приложения внесены изменения
3.2. Обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию ПФР, или подлежащее рассмотрению в отделениях ПФР, направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в пункте 2.5. настоящей Инструкции (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
Письма подписываются руководителями структурных подразделений.
IV. Организация рассмотрения обращений граждан
4.1. Запрещается передавать обращения граждан из одного структурного подразделения в другое, минуя отдел учета и контроля Управления по работе с обращениями граждан.
4.2. Ответы на обращения граждан подписывают руководство ПФР или руководители структурных подразделений.
Постановлением ПФР от 25 мая 2011 г. N 156п пункт 4.3 настоящего приложения изложен в новой редакции
4.3. Ответы на обращения, поступившие в ПФР в форме электронного документа, направляются в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении (часть 4 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ).
4.4. Не разрешается отправлять заявителям в качестве ответов на их обращения копии служебных документов.
4.5. Утратил силу.
См. текст пункта 4.5
4.6. Все документы, связанные с рассмотрением обращений граждан (запросы, ответы, переписка по предыдущим обращениям), после подписания передаются для оформления и отправки в отдел учета и контроля Управления по работе с обращениями граждан, где был зарегистрирован первоначальный документ.
4.7. Регистрационный индекс (исходящий номер) ответа заявителю состоит из входящего регистрационного номера, индекса структурного подразделения и порядкового номера (например, В-1705-19/1804).
4.8. Перед отправкой исполненных обращений работник отдела учета и контроля Управления по работе с обращениями граждан обязан проверить наличие соответствующих подписей, индекса ответа, даты и указанных в письме приложений. Все копии сопроводительных писем, ответов и запросов должны быть завизированы исполнителем.
4.9. На каждом обращении гражданина после его исполнения проставляются следующие отметки: "В дело", личная подпись должностного лица, принявшего это решение, и дата, а также "Снято с контроля", дата и подпись:
в Управлении по работе с обращениями граждан - сотрудника отдела учета и контроля;
в структурных подразделениях - работника, назначенного ответственным за делопроизводство.
V. Контроль исполнения обращений граждан
Постановлением ПФР от 25 мая 2011 г. N 156п в пункт 5.1 настоящего приложения внесены изменения
5.1. Обращения граждан по наиболее важным и социально значимым вопросам, а также поступающие в ПФР от различных корреспондентов, высказывающих пожелание сообщить им результаты рассмотрения обращения, берутся на контроль. В этом случае на регистрационно-контрольных карточках и на обращениях граждан в правом верхнем углу проставляется штамп "КОНТРОЛЬ" и указывается срок исполнения.
5.2. Контроль за своевременным и полным рассмотрением обращений граждан, проведением необходимой работы по подготовке и оформлению ответов, а также статистический анализ исполнительской дисциплины в структурных подразделениях осуществляет отдел учета и контроля Управления по работе с обращениями граждан.
5.3. При необходимости продления сроков исполнения поручений по обращениям, о которых идет речь в абзаце втором пункта 3.1 настоящей Инструкции, исполнитель обязан до истечения установленного срока подготовить проект служебной записки для руководства ПФР с обоснованием причин продления срока.
Сведения об изменении сроков исполнения по обращениям граждан направляются в отдел учета и контроля Управления по работе с обращениями граждан немедленно после принятия решения.
5.4. Обращения граждан, на которые даются промежуточные ответы, с контроля не снимаются. Контроль их исполнения завершается только после принятия исчерпывающих мер по разрешению просьб, предложений, заявлений и жалоб граждан.
5.5. Поручения по обращениям граждан считаются исполненными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и заявителю дан ответ.
5.6. Отдел учета и контроля Управления по работе с обращениями граждан периодически информирует руководство Правления ПФР и руководителей структурных подразделений о всех фактах нарушения сроков рассмотрения обращений граждан.
VI. Формирование дел по обращениям граждан
6.1. Формирование, оформление и временное хранение дел по обращениям граждан должно отвечать требованиям Государственного стандарта "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов" (ГОСТ Р 6.30-2003), принятого постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 3 марта 2003 года N 65-ст (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации данное постановление не нуждается в государственной регистрации, письмо от 04.04.2003 N 07/3276-ЮД), а также соответствовать порядку работы с документами, установленному в ПФР.
6.2. Обращения граждан после их рассмотрения в структурных подразделениях должны быть возвращены в отдел учета и контроля Управления по работе с обращениями граждан со всеми относящимися к ним документами (копией ответа автору, регистрационно-контрольной карточкой и т.д.) для централизованного формирования дел и пополнения базы данных сведениями, необходимыми для осуществления справочно-информационной работы.
При формировании дел работником отдела учета и контроля проверяется правильность направления документов в дело, оформление документов (наличие дат, подписей, виз) и их полнота (комплектность).
Не рассмотренные полностью обращения граждан, а также неправильно оформленные документы подшивать в дело запрещается, они возвращаются исполнителям на доработку.
6.3. Обращения граждан, копии ответов на них и документы, связанные с их разрешением, а также документы по личному приему граждан формируются в дела в соответствии с утвержденной номенклатурой дел.
Документы в дела формируются в течение одного календарного года и располагаются в хронологическом или алфавитном порядке. Каждое обращение гражданина и все документы по его рассмотрению составляют в деле самостоятельную группу. В случае получения повторного обращения гражданина или появления дополнительных документов они подшиваются к данной группе документов, относящейся к конкретному автору. Подшитые в дело документы нумеруются, и на них составляется внутренняя опись. В конце дела на отдельном листе составляется заверительная надпись.
6.4. Запрещается формирование и хранение дел у исполнителей по обращениям, зарегистрированным в отделе учета и контроля Управления по работе с обращениями граждан.
В структурных подразделениях для удобства в работе могут формироваться дела с копиями документов со сроком хранения "До минования надобности".
6.5. Обязанность по обеспечению сохранности документов по обращениям граждан возлагается на работников отдела учета и контроля Управления по работе с обращениями граждан.
6.6. Для данной категории документов устанавливается, как правило, пятилетний срок хранения. В необходимых случаях постоянно действующей Центральной экспертной комиссией ПФР может быть принято решение об увеличении срока хранения, в том числе о постоянном хранении наиболее ценных и социально значимых предложений граждан.
6.7. По истечении установленных сроков хранения документы по обращениям граждан подлежат уничтожению в установленном порядке.
VII. Работа по обобщению и анализу обращений граждан
7.1. Управление по работе с обращениями граждан ежемесячно и по мере надобности готовит информацию об объеме поступивших в ПФР обращений граждан и характере поставленных в них вопросов, а также о количестве посетителей, принятых в приемной ПФР.
Постановлением ПФР от 25 мая 2011 г. N 156п в пункт 7.2 настоящего приложения внесены изменения
7.2. Руководители структурных подразделений систематически анализируют обращения граждан, поступившие в письменной форме или в форме электронного документа, изучают и обобщают вопросы, которые ставят граждане в обращениях и на личном приеме, и на основе собранной периодической информации осуществляют подготовку предложений по устранению причин, порождающих обоснованные жалобы граждан.
По наиболее важным и социально значимым вопросам, поднимаемым в обращениях граждан, готовится информация для доклада руководству ПФР или обсуждения на заседании Правления Пенсионного фонда Российской Федерации.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правления ПФР от 2 ноября 2007 г. N 275п "Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан, застрахованных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.