Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
4 Разделение дорожных ограждений по классификационным признакам
4.1 Основным классификационным признаком, позволяющим относить дорожные ограждения к тому или иному классу (подклассу), является назначение ограждений.
Кроме того, используют признаки:
- расположение ограждения (определяет группы и подгруппы);
- принцип работы ограждения (определяет тип конструкции дорожного ограждения);
- разновидности по конструктивному исполнению (определяют виды конструкций).
Настоящим стандартом нормируют разделение конструкций по классам (подклассам) и группам (подгруппам). Классификационная таблица приведена в приложении А.
4.2 По назначению дорожные ограждения подразделяют на два класса - удерживающие (для автомобилей и пешеходов) и ограничивающие (для пешеходов и животных).
4.3 Дорожные удерживающие ограждения для автомобилей подразделяют на два подкласса по назначению - боковые и фронтальные.
Боковые ограждения удерживают автомобиль и корректируют его траекторию движения при боковом ударе под острым углом к оси ограждения.
Фронтальные ограждения удерживают автомобиль и гасят энергию движения автомобиля при ударе как сбоку, так и в торец ограждения под углом, близким к 90°.
4.4 По условиям расположения дорожные ограждения подразделяют на группы (подгруппы).
Боковые удерживающие ограждения для автомобилей подразделяют на две группы по условиям их расположения - дорожные и мостовые, каждая из которых состоит из подгрупп:
- одностороннее ограждение, удерживающее автомобиль, удар которого об ограждение может быть с одной стороны, устанавливают по боковым сторонам дороги или разделительной полосы;
- двустороннее ограждение, удерживающее автомобиль, удар которого об ограждение может быть с двух сторон, устанавливают по оси разделительной полосы.
4.5 Фронтальные удерживающие ограждения для автомобилей также подразделяют на две группы по условиям их расположения - дорожные и мостовые, каждая из которых состоит из подгрупп:
- одностороннее ограждение, удерживающее автомобили, двигающиеся перед ударом по полосам одного направления движения, устанавливают при разделении потока автомобилей;
- двусторонние ограждения, удерживающие автомобили, двигающиеся перед ударом по полосам различного направления движения, устанавливают в начале и конце разделительной полосы.
4.6 Дорожные удерживающие ограждения для пешеходов подразделяют на две группы по условиям их расположения:
- дорожные, устанавливаемые на краю обочины;
- мостовые, устанавливаемые на краю тротуаров мостовых сооружений.
Ограждения для пешеходов должны удерживать пешехода от падения в ограждаемую зону и быть рассчитаны на воздействие, установленное ГОСТ Р 52289.
4.7 Дорожные ограничивающие ограждения для пешеходов подразделяют по условиям их расположения на четыре группы:
- группа 1 - располагаемые вдоль тротуаров и боковой разделительной полосы;
- группа 2 - располагаемые у надземных или подземных переходов;
- группа 3 - располагаемые на газонах и других площадках, которые необходимо защитить от повреждений пешеходами;
- группа 4 - располагаемые у опор путепроводов, опор информационно-указательных знаков, а также у опор линий электропередач с целью исключения попадания человека в опасную зону.
4.8 Дорожные ограничивающие ограждения для животных подразделяют по условиям их расположения на две группы:
- группа 1 - ограждения, располагаемые по границе полосы отвода вдоль дороги;
- группа 2 - ограждения, располагаемые перед проходами и в специальных проходах для животных под дорогами (скотопрогонах).
4.9 По принципу работы дорожные удерживающие ограждения подразделяют на типы:
- для боковых ограждений для автомобилей:
барьерные (энергия удара гасится за счет упругопластической деформации материала элементов - стоек балок, консолей и др.),
бордюрные (энергия удара гасится за счет сопротивления колес и подвески автомобиля, обеспечивающего коррекцию траектории движения),
парапетные (энергия удара гасится за счет подъема колес, уменьшающего опрокидывающий момент, и трения частей автомобиля об ограждение),
тросовые (энергия удара гасится за счет натяжения и прогиба тросов),
комбинированные конструкции, принцип гашения энергии которыми является комбинацией принципов, упомянутых выше,
- иные типы конструкций с иными принципами гашения энергии;
- фронтальные ограждения для автомобилей:
телескопические (энергия удара гасится, в основном, за счет трения при вхождении одних элементов конструкций в другие),
упругопластические (энергия удара гасится, в основном, за счет упругих, эластических и упруго-пластических деформаций материала),
наливные (энергия удара гасится за счет сопротивления емкостей с водой или другим жидким либо вязким веществом),
комбинированные конструкции, являющиеся комбинацией типов, упомянутых выше,
иные типы конструкций;
- удерживающие ограждения для пешеходов:
парапетные перила (недеформируемые конструкции),
барьерные перила (внешнее расчетное воздействие вызывает упругие деформации элементов конструкции - стоек, поручня, заполнения и др.),
стоечные перила (внешнее расчетное воздействие вызывает, в основном, упругие деформации стоек),
комбинированные конструкции,
иные типы конструкций.
4.10 По принципу работы дорожные ограничивающие ограждения подразделяют на типы:
- ограничивающие ограждения для пешеходов:
направляющие, указывающие направление движения пешеходов,
защитные, защищающие территорию от повреждения пешеходами,
предупреждающие пешеходов об опасности;
- ограничивающие ограждения для животных:
отпугивающего действия (световые, звуковые),
являющиеся препятствием и представляющие механический способ защиты от животных (стенки, заборы и другие преграды).
4.11 Классификация дорожных удерживающих ограждений по конструктивному исполнению (виду конструкций) может быть приведена в иных документах [1] - [3] либо в нормативных документах, разработанных для конкретного изделия, типа или группы изделий. Например, некоторые из разновидностей конструкций барьерного типа (удерживающие ограждения для автомобилей) приведены в ГОСТ 26804.
Ограничивающие конструкции чаще всего выполняют в виде щитов, сеток, барьеров и т. д.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.