Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 22 февраля 2008 г. N 03-03-06/1/129
Вопрос: Наше предприятие производит тренажеры военной боевой техники как на российский, так и на западный рынок. Во всех контрактах на поставляемую продукцию предусмотрен гарантийный ремонт. Каждый раз это специально разработанная для контракта продукция, которая ранее не реализовывалась и, как правило, больше предприятием не производится и, соответственно, не реализуется.
Контракты на поставку продукции данного вида на экспорт фактически заключаются ФГУП с последующим размещением заказа у российского производителя, в том числе и у нашего предприятия, через договор комиссии.
Данные контракты утверждаются (ратифицируются) на межправительственном уровне. Со стороны России они утверждаются либо Правительством, либо Президентом России.
В этих контрактах уже установлены размеры так называемой гарантии надлежащего исполнения, что фактически является полным аналогом гарантийного резерва. Согласно условиям контрактов, предприятие до окончания гарантийного срока должно нести гарантийные расходы в пределах установленной суммы гарантии надлежащего исполнения. Эта сумма выделяется из выручки предприятия до окончания гарантийного срока. Если предприятие по какой-либо причине не будет оплачивать расходы по гарантийному ремонту, то эти расходы погашаются из суммы гарантии надлежащего исполнения и по окончании гарантийного срока предприятие получит то, что останется от суммы гарантии надлежащего исполнения после такой оплаты расходов на гарантийное обслуживание.
Фактическая задержка получения части выручки на срок гарантии в размере гарантии надлежащего исполнения, при том, что предприятие в полном объеме оплачивает расходы на гарантийный ремонт поставленной по контракту продукции с учетом того, что ст. 267 НК РФ не дает право такому производителю в принципе создать гарантийный резерв, неправомерно ставит наше предприятие в очень сложную экономическую ситуацию.
При поставках своей продукции на российском рынке у предприятия нет таких сложностей с гарантийным ремонтом своей эксклюзивной продукции, потому что оно сразу получает выручку в полном объеме и может нести расходы по гарантийному ремонту, относя их в состав прочих расходов.
Поскольку экономическая ситуация с гарантийным ремонтом по экспортным контрактам нашего предприятия фактически не прописана в НК РФ, предприятие решило создавать гарантийный резерв по продукции, поставляемой на экспорт, прописав правила его создания в своей учетной политике нижеследующим образом:
"Образовывать резерв на проведение гарантийного ремонта и обслуживания поставляемой на экспорт продукции в том случае, если в контрактах предусмотрена гарантия надлежащего исполнения и это не противоречит законодательству РФ. Отчисления в резерв производить в размерах, предусмотренных в контрактах на реализуемую продукцию, и вести аналитический учет по каждой поставке, для которой произведено отчисление в данный резерв.
Затраты на проведение гарантийного ремонта и обслуживания продукции, реализованной на внутреннем рынке, относить на текущие затраты предприятия".
Это не противоречит нормам НК РФ, т.к. в НК РФ такие случаи просто не установлены.
Правомерны ли действия предприятия?
Ответ: В связи с вашим письмом от 29.12.2007 N 666/12 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает, что в соответствии с пунктом 11.3 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.05 N 45н, в Министерстве не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 11.4 Регламента
Пунктом 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
По вопросам проверки правильности определения налоговой базы в конкретной хозяйственной ситуации следует обращаться в аудиторские организации.
Одновременно сообщаем, что порядок формирования в налоговом учете резерва на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию установлен статьей 267 Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 267 Кодекса расходами признаются суммы отчислений в резерв на дату реализации указанных товаров (работ). При этом размер созданного резерва не может превышать предельного размера, определяемого как доля фактически осуществленных налогоплательщиком расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации указанных товаров (работ) за предыдущие три года, умноженная на сумму выручки от реализации указанных товаров (работ) за отчетный (налоговый) период.
При этом возможности изменения установленного порядка формирования резерва на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию в учетной политике для целей налогообложения прибыли Кодексом не предусмотрено.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрен вопрос о порядке формирования в налоговом учете резерва на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию. В целях исчисления налога на прибыль расходами признаются суммы отчислений в резерв на дату реализации указанных товаров (работ). При этом размер созданного резерва не может превышать предельного размера, определяемого как доля фактически осуществленных налогоплательщиком расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации указанных товаров (работ) за предыдущие три года, умноженная на сумму выручки от реализации указанных товаров (работ) за отчетный (налоговый) период.
При этом НК РФ не предусмотрено возможности изменения установленного порядка формирования резерва на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию в учетной политике для целей налогообложения прибыли.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 22 февраля 2008 г. N 03-03-06/1/129
Текст письма официально опубликован не был