Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 4 марта 2008 г. N 03-03-06/1/137
Вопрос: Просим Вас дать разъяснения положениям пп. 26 п. 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации, которыми определено, что доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа, не учитываются при определении налоговой базы.
Положения данного пункта законодатель не ставит в зависимость от того, по каким основаниям получены доходы.
Доходы не учитываются при определении налогооблагаемой базы в соответствии с пп. 26 п. 1 статьи 251 НК РФ при соблюдении следующих условий:
- предприятие должно быть унитарным;
- средства и иное имущество должны быть получены от собственника этого имущества или уполномоченного им органа.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 14.11.02 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.
Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию.
В связи с вышеизложенным, по Вашему мнению, будут ли учитываться в качестве доходов в целях налогообложения прибыли следующие денежные средства, получаемые муниципальным унитарным казенным предприятием:
- бюджетный кредит, полученный предприятием на покрытие убытков от перевозки пассажиров муниципальным транспортом;
- компенсация затрат, связанных с льготным проездом школьников на городском транспорте из бюджета муниципалитета;
- компенсация затрат, вызванных льготным проездом отдельных категорий граждан;
- субвенции (субсидии), предоставляемые бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством?
При реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, должна ли налоговая база определяться как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу о порядке налогообложения денежных средств, полученных унитарным предприятием от собственника имущества этого предприятия, и сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для целей налогообложения прибыли не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа.
При этом следует учитывать, что положения подпункта 26 пункта 1 статьи 251 Кодекса применяются только в случае, если средства и иное имущество получаются унитарным предприятием на безвозмездной основе. В случае, если денежные средства или иное имущество передаются унитарному предприятию в счет оплаты товаров, работ и(или) услуг, данные доходы подлежат включению в состав доходов от реализации.
При получении муниципальным унитарным предприятием субвенции из бюджета муниципального образования для возмещения убытков, возникающих у него в результате оказания услуг по регулируемым тарифам, необходимо учитывать следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления в том числе, целевые поступления из бюджета.
При получении целевых средств на получателя возлагается обязанность осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями.
В рассматриваемом случае предприятие не приобретало каких-либо товаров (работ, услуг), для оплаты которых ему были бы необходимы целевые бюджетные средства, а, наоборот, само оказывало услуги. Поэтому получаемые им из бюджета средства по своему экономическому содержанию представляют собой часть выручки за оказанные услуги. Эти средства не подлежат отдельному учету, не предназначены для расходования на строго определенные цели, а могут использоваться получателем по своему усмотрению. Предприятие не предоставляет отчет об использовании указанных средств.
Учитывая изложенное, средства, поступившие организации из бюджета в счет компенсации убытков, возникших в связи с реализацией услуг по регулируемым тарифам, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе доходов.
Обращаем ваше внимание на то, что данный вывод подтверждается пунктом 1 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (Приложение к Информационному письму Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98).
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ для целей налогообложения прибыли не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа. При этом средства и иное имущество должны быт получены унитарным предприятием на безвозмездной основе.
Средства, поступившие организации из бюджета в счет компенсации убытков, возникших в связи с реализацией услуг по регулируемым тарифам, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе доходов.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 4 марта 2008 г. N 03-03-06/1/137
Текст письма официально опубликован не был