Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 8
Положение
о порядке расследования и учета некатегорированных аварий, не относящихся к авариям 1 и 2 категорий, и производственных неполадок, не повлекших за собой несчастных случаев, на химических предприятиях лесной промышленности, подконтрольных Госгортехнадзору России
(согласовано с Госгортехнадзором и утверждено б. Минлеспромом)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение распространяется на химические предприятия и производства лесной промышленности, подконтрольные Госгортехнадзору России, и устанавливает требования к организации проведения расследования и учету некатегорированных аварий и производственных неполадок, не повлекших за собой несчастных случаев.
1.2. Положение не распространяется на объекты энергетического хозяйства (электроподстанции, котельные ТЭЦ и др.), железнодорожный, автомобильный транспорт, на ремонтные и вспомогательные цехи.
1.3. Некатегорированные аварии и производственные неполадки, повлекшие за собой несчастные случаи, расследуются в соответствии с требованиями "Инструкции о расследовании и учете несчастных случаев на подконтрольных Госгортехнадзору предприятиях и объектах", утвержденной Госгортехнадзором.
Аварии, относящиеся к 1 и 2 категориям, расследуются в соответствии с "Инструкцией по техническому расследованию и учету аварий, не повлекших за собой несчастных случаев, на подконтрольных Госгортехнадзору предприятиях и объектах", утвержденной Госгортехнадзором.
1.4. К некатегорированным авариям (далее по тексту аварии) следует относить ситуации, связанные с внезапным разрушением либо повреждением технологического оборудования, взрывами, вспышками парогазовых или пылевоздушных смесей, загораниями горючих веществ, внезапным высвобождением различных видов энергии или выделением токсичных и взрывоопасных газов (паров), вызвавшим длительное (более суток) нарушение производственного процесса или частичную потерю производственных мощностей (их простою и снижению объемов производства), а также ситуации, характер которых и возможные последствия представляют потенциальную опасность для производства, жизни и здоровья работников, если происшествия не относятся к авариям 1 и 2 категории.
1.5. К производственным неполадкам относятся другие нарушения технологического процесса, работы оборудования и т.п., не классифицированные как аварии.
В зависимости от характера и значимости в создании аварийной ситуации производственные неполадки подразделяются на две группы.
К 1 группе относятся производственные неполадки, характеризуемые внезапной остановкой производства или технологических процессов с возникновением предаварийных ситуаций, вызванных:
взрывами;
вспышками, загораниями, выбросами из аппаратуры и трубопроводов взрывоопасных, горючих и токсичных продуктов;
пожарами, которые не расследуются специальными комиссиями;
срабатыванием предохранительных устройств или систем блокировок противоаварийной защиты;
достижением критических значений параметров технологических процессов.
К 2 группе относятся производственные неполадки, возникновение которых не сопряжено с образованием опасных предаварийных ситуаций, характеризующихся кратковременной остановкой процесса или без таковой, и вызванные:
повреждением основного, резервного, вспомогательного оборудования, арматуры, инженерных сетей, коммуникаций и т.п.;
отключением пара, воды, электроэнергии, сжатого воздуха, хладагента, инертного газа;
отказ в работе приборов контроля и управления системой противоаварийной защиты при обеспечении перевода технологического объекта в безопасное состояние.
1.6. При любой аварии и производственной неполадке работники в соответствии с планом ликвидации аварийной ситуации обязаны немедленно принять все зависящие от них меры, предотвращающие возможность распространения повреждений (разрушений) аварийного объекта и устраняющие опасность для жизни людей. Одновременно следует доложить о случившемся должностным лицам (сменному мастеру или др.), которые немедленно информируют диспетчера предприятия, начальника цеха (производства), а последние сообщают об их возникновении соответствующим вышестоящим должностным лицам (руководителям служб, работодателю).
1.7. Работодатель обязан незамедлительно сообщать об авариях и производственных неполадках 1 группы вышестоящей отраслевой организации и местным органам Госгортехнадзора и отраслевого профсоюза.
1.8. Организация и контроль за обязательным проведением расследования производственных неполадок возлагается на работодателя предприятия.
2. Назначение и состав комиссий по расследованию аварии и производственных неполадок
2.1. Аварии и производственные неполадки расследуют комиссии, в состав которых входят представители организаций (предприятий) и, в необходимых случаях, органов Госгортехнадзора, профсоюзной, проектной, научно-исследовательской организации.
2.2. Приказы о назначении комиссии издают:
по расследованию аварий - министерство (ведомство) по согласованию с Госгортехнадзором России;
по расследованию производственных неполадок 1 группы - вышестоящая отраслевая организация;
по расследованию производственных неполадок 2 группы - предприятие (организация).
2.3. В состав комиссии должны входить:
при расследовании аварии - руководящие работники вышестоящей отраслевой организации, предприятия, представитель Госгортехнадзора России и государственный инспектор по охране труда по данной области, краю, республике;
при расследовании производственных неполадок 1 группы - представитель вышестоящей отраслевой организации, наиболее опытные специалисты предприятия, представитель органов Госгортехнадзора России и государственный инспектор по охране труда по данной области, краю, республике;
при расследовании производственных неполадок 2 группы - наиболее опытные специалисты предприятия по усмотрению работодателя предприятия, по согласованию, представитель органов Госгортехнадзора России и государственный инспектор по охране труда;
в необходимых случаях для участия в расследовании аварии и производственных неполадок (по согласованию) - представители военизированного газоспасательного отряда, военизированной пожарной части, эксперты других организаций (научно-исследовательских, проектных, конструкторских, заводов-изготовителей и т.п.).
3. Организация расследования аварий и производственных неполадок
3.1. Расследование имеет целью установить причины аварии или производственной неполадки, наметить меры по устранению их последствий и предупреждению возникновения подобных случаев на данном или других родственных предприятиях, определить материальный ущерб и ответственность должностных лиц.
3.2. Комиссия по расследованию аварий должна без задержки начать расследование причин аварии или производственной неполадки, составить акт расследования по прилагаемой форме (образец 1) и оформить другие необходимые документы и материалы в следующие сроки:
по авариям и производственным неполадкам 1 группы - в течение 5 дней;
по производственным неполадкам 2 группы - в течение 3 дней.
Срок расследования, при необходимости, может быть увеличен организацией, назначившей комиссию.
Акт подписывается членами комиссии.
3.3. При расследовании устанавливаются: соответствие технологии, оборудования, аппаратуры, средств управления и противопожарной защиты требованиям действующим правилам безопасности, нагрузки на аппараты (потоки), состояние конструкций перед аварией или производственной неполадкой, нарушение норм и правил проектирования или эксплуатации технологического процесса, оборудования, трубопроводов, средств КИПиА, зданий, сооружений; отступления от проекта, явившиеся непосредственной причиной аварии или неполадки; факторы, способствовавшие ее возникновению и развитию; соответствие действий работников плану ликвидации аварийных ситуаций.
3.4. Комиссия в ходе расследования:
обследует техническое состояние объекта после аварии, неполадки;
определяет основные причины, вызвавшие аварию или неполадку;
определяет экономический ущерб, причиненный аварией, производственной неполадкой;
определяет возможный срок восстановления производства;
выявляет лиц, виновных в возникновении аварии или неполадки, и допущенные ими нарушения;
намечает организационно-технические мероприятия по исключению подобных аварий или производственных неполадок.
С целью выявления, либо уточнения причины аварии или производственной неполадки комиссия в необходимых случаях проводит опрос руководителя и исполнителей работ на участке, где произошла авария или неполадка, и свидетелей, а также пользуется их письменными объяснениями.
3.5. К акту расследования аварии или производственной неполадки должны быть приложены: приказ о назначении комиссии для расследования причин аварии или неполадки, эскизы (фотографии) места аварии или неполадки, протокол осмотра места аварии или неполадки, опроса и объяснения ответственных должностных лиц и свидетелей, данные лабораторных исследований и другие материалы, характеризующие обстоятельства аварии или неполадки. В необходимых случаях к акту прилагаются заключения экспертных комиссий, сведения об обучении и проверке знаний работников, сведения об экономическом ущербе от аварии или производственной неполадки.
3.6. Ответственность за своевременное и качественное расследование, а также оформление всех материалов возлагается на председателя комиссии.
3.7. Техническое оформление материалов расследования (акта и приложений к нему) возлагается на предприятие, которое обязано не позднее трех дней после окончания расследования разослать их:
при аварии - вышестоящей отраслевой организации, Госгортехнадзору России и головному отраслевому институту;
при производственной неполадке 1 группы - вышестоящей отраслевой организации, соответствующему подразделению Госгортехнадзора России и головному отраслевому институту;
при производственной неполадке 2 группы - в цех, где произошла производственная неполадка, производственному (производственно-техническому, техническому) отделу, соответствующей службе или отделу в зависимости от характера неполадки, головному отраслевому институту.
Головными институтами по составлению банка данных причин аварий и неполадок являются: по хлорным производствам и связанным с ними объектам - ОАО "Центральный научно-исследовательский институт бумаги (ЦНИИБ); по лесохимическим предприятиям и лесохимическим цехам - ЦБП - "Центральный научно-исследовательский и проектный институт лесохимической промышленности" (ЦНИЛХИ).
4. Порядок утверждения и рассмотрения материалов по расследованию причин аварий и производственных неполадок
4.1. Акты и мероприятия, разработанные комиссией на основании результатов расследования, утверждаются:
по авариям - приказом министерства (ведомства);
по производственным неполадкам 1 группы - приказом руководителя вышестоящей отраслевой организации;
по производственным неполадкам 2 группы - приказом работодателя предприятия.
4.2. В случае установления фактов неправильного или неполного определения причины аварии или производственной неполадки, акт возвращается на дорасследование, и материальный ущерб до его окончания не учитывается.
4.3. В приказе по результатам расследования аварии или производственной неполадки указываются обстоятельства, причины, вызвавшие ее; разработанные комиссией мероприятия, сроки выполнения мероприятий и ответственные лица за их выполнение. Приказ доводится до сведения трудовых коллективов.
4.4. Вышестоящая отраслевая организация должна обеспечить изучение и анализ обстоятельств, причин аварии или производственной неполадки и намеченных комиссией мероприятий работниками на родственных предприятиях в аналогичных условиях, и принять меры по недопущению на них подобных аварий или неполадок.
4.5. Головной отраслевой институт по результатам расследований составляет и содержит банк данных причин и обстоятельств возникновения аварий и производственных неполадок, анализирует имеющиеся данные и на основании анализа разрабатывает предложения по совершенствованию технологии, оборудования, арматуры, приборов КИПиА, инструкций по охране труда и эксплуатации технологических процессов, планов ликвидации аварийных ситуаций и т.п., с целью предупреждения и сокращения случаев возникновения аварий и производственных неполадок на предприятиях отрасли.
4.6. Если авария или неполадка произошла из-за конструктивных недостатков оборудования, то работодатель обязан направить заводу-изготовителю этого оборудования обоснованную рекламацию, а ее копии - вышестоящей отраслевой организации, в ведении которой находится завод-изготовитель, и своей.
4.7. В соответствии со сроками, установленными приказом, предприятие представляет в вышестоящую и другие заинтересованные организации письменную информацию о выполнении мероприятий, предложенных комиссией по расследованию.
5. Учет аварий и производственных неполадок
5.1. Регистрация и учет актов расследования аварий и производственных неполадок ведется производственным (производственно-техническим, техническим) отделом предприятия в специальном журнале, составленном по форме согласно образцу 2.
Каждому акту присваивается регистрационный номер, состоящий из двух частей, написанных через тире: первая обозначает порядковый номер акта (по журналу регистрации), вторая - две последние цифры года.
5.2. Все расследованные аварии и производственные неполадки должны также регистрироваться в производственном журнале цеха (участка).
5.3. Работники служб территориальных научно-производственных (производственных) объединений обязаны регулярно обследовать подведомственные предприятия, проверять выполнение разработанных мероприятий по предупреждению аварий и производственных неполадок, а также вести контроль по их учету.
См. данную форму в редакторе MS-Word
Образец 1
(к приложению 8)
Отраслевая вышестоящая
организация (министерство)
___________________________
Организация (предприятие)
___________________________
Цех _______________________
АКТ N ________
"____"_____________19 г.
расследования аварии
(производственной неполадки),
происшедшей "____"____________19 г.
_________________________________________________(цех, производство)
1. Состав комиссии по расследованию аварии (производственной
неполадки), назначенной приказом N _______ по ___________________________
от "___"________19 г.
Председатель________________________________________________________
(фамилия, и.о., должность)
Члены_______________________________________________________________
(фамилия, и.о., должность)
2. Состояние цеха (оборудования, производства) перед аварией
(неполадкой) ____________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
3. Краткая характеристика обстоятельств, при которых произошла
авария (неполадка): условия работы цеха (оборудование, нагрузка по
мощности, работа приборов КИПиА, блокировок, квалификация работников,
причастных к аварии (неполадке), и т.д. _________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
4. Подробное описание аварии (неполадки) с указанием
последовательности проведения технологических операций или других
действий_________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
5. Наименование: а) проектной организации, разработавшей проект или
осуществившей привязку типового или индивидуального проекта______________
_________________________________________________________________________
б) экспертных органов, давших заключение по проекту_________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
в) завода-изготовителя оборудования, приборов и т.п., по причине
которых произошла авария (неполадка)_____________________________________
_________________________________________________________________________
6. Фамилии, имена, отчества должностных лиц, непосредственно
руководивших ведением технологического процесса__________________________
_________________________________________________________________________
7. Отступление от проекта и нарушения СНиП, ГОСТ, правил по
технической эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, трубопроводов,
приборов и т.п. _________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
8. Причины аварии по объективным данным расследования причин и
результатам опроса очевидцев и должностных лиц___________________________
Указываются должностные лица, непосредственно причастные к причине
аварии (неполадки) ______________________________________________________
9. Рекомендации и мероприятия по ликвидации последствий и исключению
подобных аварий (неполадок), срока исполнения, исполнители_______________
_________________________________________________________________________
10. Материальный ущерб, включающий ориентировочную стоимость
ликвидации аварии (неполадки), потери производства в натуральном
выражении и потери в денежном выражении
_________________________________________________________________________
11. Продолжительность простоя объекта в результате аварии (неполадки)
в сутках (часах) ________________________________________________________
Приложение: (перечень прилагаемых документов)
Председатель комиссии_______________________________________________
(подпись, N служебного телефона)
Члены комиссии______________________________________________________
(подписи)
____________________________________________________________________
Представители привлеченных организаций______________________________
(подписи)
См. данную форму в редакторе MS-Word
Образец 2
к приложению 8
Журнал учета аварий и производственных неполадок
N акта дата |
Наименование цеха, участка отделения |
Дата аварии, производственной неполадки |
Краткая характеристика, категория аварии, производственной неполадки |
Причины аварии, производственной неполадки |
Продолжительность простоя в часах (сутках), ориентировочный материальный ущерб |
Основные мероприятия по устранению и недопущению подобных аварий и произв. неполадок |
Срок выполнения мероприятий |
Приказ дата от ____ N ___ |
Дата фактического выполнения мероприятий |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.