Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 14 апреля 2008 г. N 03-03-06/1/281
См. комментарий к настоящему письму
См. также письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 24 декабря 2008 г. N 03-03-05/180
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 05.03.2008 N 109 по вопросу признания в составе расходов в целях налогообложения прибыли сумм налогов, уплаченных российской организацией на территории иностранного государства, и сообщает следующее.
Из вашего письма следует, что российская организация осуществляет строительную деятельность через обособленное подразделение на территории иностранного государства и является налогоплательщиком (плательщиком сборов) установленных законодательством этого иностранного государства налогов и сборов с фонда заработной платы, выручки и произведенных расходов.
В соответствии с положениями статьи 311 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме (до их обложения налогом, идентичным налогу на прибыль организаций, установленному главой 25 Кодекса) с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.
Статьей 311 Кодекса установлено также, что расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами Российской Федерации, вычитаются при определении налоговой базы в порядке и размерах, установленных главой 25 Кодекса.
Начисленные суммы налогов и сборов согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 264 Кодекса учитываются при определении налоговой базы в составе прочих расходов налогоплательщика. Однако данная норма распространяется только на налоги и сборы, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, о чем имеется прямое указание в названной статье 264 Кодекса.
Что касается возможности отнесения к расходам "иностранных" налогов на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Кодекса (в качестве других, специально не поименованных расходов, связанных с производством и реализацией), следует учитывать, что порядок отнесения к расходам сумм начисленных налогов имеет специальное нормативное регулирование в статье 264 Кодекса и, соответственно, не регулируется подпунктом 49 пункта 1 статьи 264 Кодекса.
При рассмотрении вопросов устранения двойного налогообложения доходов, одним из инструментов которого является вычет "иностранных" налогов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, следует иметь в виду, что такие вычеты возможны только при наличии прямого указания на них в специальных положениях Кодекса, предусматривающих распределение налоговых доходов Российской Федерации в пользу иностранного государства.
Таким образом, в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке не учитываются суммы налогов, уплаченных российской организацией в связи с реализацией работ и услуг на территории иностранного государства.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России N 03-02-07/2-138 от 07.08.2007 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Даны разъяснения по вопросу о том, учитываются ли при налогообложении прибыли организаций суммы налогов, уплаченных российской организацией на территории иностранного государства.
Отмечено, что расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами РФ, вычитаются при определении налоговой базы. Начисленные суммы налогов и сборов учитываются при определении налоговой базы в составе прочих расходов. Однако это правило распространяется только на налоги и сборы, начисленные в соответствии с законодательством РФ.
"Иностранные" налоги не могут быть отнесены к другим расходам, связанным с производством и реализацией, поскольку суммы начисленных налогов могут относиться к расходам, учитываемым при налогообложении прибыли, только в соответствии со специальной нормой Налогового кодекса РФ (а не в порядке, предусмотренном для прочих расходов, связанных с производством и реализацией).
Вычет "иностранных" налогов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль является одним из инструментов устранения двойного налогообложения доходов. Но такие вычеты возможны, только если на них прямо указано в специальных нормах Налогового кодекса РФ, предусматривающих распределение налоговых доходов РФ в пользу иностранного государства.
Таким образом, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются суммы налогов, уплаченных российской организацией в связи с реализацией работ и услуг за границей.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 14 апреля 2008 г. N 03-03-06/1/281
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 29 апреля 2008 г. N 17, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 20 мая 2008 г. N 10