Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 7
к приказу Минэкономразвития РФ
от 25 апреля 2008 г. N 119
Требования
к приоритетным мероприятиям по направлению "Реализация иных мероприятий субъектов Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства"
1. Программы поддержки начинающих - гранты начинающим на создание собственного бизнеса:
Гранты начинающим малым предприятиям на создание собственного дела - субсидии индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов по регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя и расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности.
Субсидии федерального бюджета на финансирование мероприятий по предоставлению грантов предоставляются с учетом следующих условий:
- гранты направляются вновь зарегистрированным и действующим менее 1 года малым предприятиям, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и потребительские кооперативы;
- выделены целевые группы учредителей малых предприятий (индивидуальных предпринимателей) - получателей грантов (например, студенты, женщины, безработные, военнослужащие в отставке и т.п.);
- обеспечена комплексность мероприятий поддержки начинающих малых предприятий;
- установлена равная стоимость грантов для всех удовлетворяющих условиям предоставления малых предприятий;
- гранты предоставляются при наличии бизнес-проекта создания малого предприятия, оцениваемого комиссией с участием представителей некоммерческих организаций предпринимателей.
2. Образовательные программы, в том числе повышение квалификации, разовые лекции, стажировки, семинары:
Образовательные программы - предоставление малым предприятиям образовательных услуг, связанных с подготовкой, переподготовкой и повышение квалификации.
Субсидии федерального бюджета на финансирование мероприятий по реализации образовательных программ предоставляются для реализации следующих мероприятий:
- предоставление сертификатов малым предприятиям с целью самостоятельного выбора предпринимателем образовательного учреждения и направления обучения;
- предоставление образовательных услуг малым предприятиям на основе конкурсного отбора образовательных учреждений для участия в мероприятии;
- предоставление субсидий малым предприятиям для частичной оплаты образовательных услуг;
- предоставление субсидий малым предприятиям для компенсации затрат, связанных с оплатой обучения в рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров.
3. Развитие малых предприятий в области инноваций и промышленного производства:
Субсидии федерального бюджета на финансирование мероприятий по развитию малых предприятий в области инноваций и промышленного производства предоставляются на реализацию следующих мероприятий:
- создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих поддержку малым предприятиям, в том числе технопарков, центров коммерциализации технологий, промышленных кластеров, центров коллективного пользования, центров субконтрактации, лизинговых компаний, центров трансферта технологий, технико-внедренческих и научно-производственных зон, развитие учебно-инновационных центров с учебно-демонстрационными площадками, в том числе на базе аграрных сельскохозяйственных высших учебных заведений и сельскохозяйственных потребительских кооперативов и обеспечения деятельности таких организаций;
- субсидирование затрат малых предприятий, связанных с патентованием изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрацией иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных малыми предприятиями;
- реализацию мероприятий, направленных на создание условий для привлечения малых предприятий к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства;
- реализацию программ развития лизинга промышленного оборудования малыми предприятиями.
4. Поддержка муниципальных (межмуниципальных) программ развития малого предпринимательства:
Поддержка муниципальных программ развития малых предприятий - предоставление субсидий субъектам Российской Федерации для софинансирования утвержденных в установленном порядке муниципальных (межмуниципальных) программ развития малого предпринимательства.
Субсидии федерального бюджета на финансирование мероприятий по поддержке муниципальных (межмуниципальных) программ развития малого предпринимательства предоставляются при соблюдении следующих условий:
- конкурс по отбору муниципалитетов должен быть объявлен до подачи заявки на конкурс Минэкономразвития России;
Приоритет при отборе программ отдается программам по поддержке малых предприятий в поселениях с населением менее 30000 человек.
5. Программы обеспечения деятельности бизнес-инкубаторов (развитие процессов бизнес-инкубирования):
Программы обеспечения деятельности бизнес-инкубаторов (развитие процессов бизнес-инкубарования) - обеспечение бизнес-инкубатором предоставления малым предпринимателям образовательных услуг, услуг по трансферту и коммерциализации технологий и иных мероприятий, направленных на совершенствование процессов бизнес-инкубирования.
Субсидии федерального бюджета на финансирование мероприятий по развитию процессов бизнес-инкубирования предоставляются при условии обязательного выполнения требований, предусмотренных в Приложении N 5 к настоящему Приказу.
6. Программы поддержки малых предприятий в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО):
Программы поддержки малых предприятий в условиях вступления России в ВТО - комплекс мероприятий, направленных на содействие в продвижении на рынки иностранных государств российских товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, а также создания благоприятных условий для российских участников внешнеэкономической деятельности.
Субсидии федерального бюджета на финансирование мероприятий по поддержке малых предприятий в условиях вступления России в ВТО предоставляются на реализацию следующих мероприятий:
- создание организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих поддержку малым предприятиям, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, и обеспечения деятельности таких организаций;
- проведение сплошных обследований или исследований с репрезентативной выборкой для определения влияния на экономику региона и малые предприятия последствий от вступления России в ВТО;
- проведение для малых предприятий семинаров, конференций, круглых столов, издание пособий и т.п., связанных с темой ВТО;
- реализация специальных программ обучения для малых предприятий, организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства с целью повышения их квалификации по вопросам, связанным с ВТО;
- формирование региональной системы финансирования инновационной деятельности и НИОКР малых предприятий с целью повышения конкурентоспособности их продукции и услуг в связи с вступлением России в ВТО;
- создание и обеспечение деятельности информационно-аналитических центров (Евро Инфо Корреспондентских центров), способствующих повышению конкурентоспособности малых предприятий, а также формированию благоприятных условий для их выхода на внешние рынки.
7. Программы энергосбережения.
Программы энергосбережения - комплекс мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности малых предприятий за счет применения технологий энергосбережения.
Субсидии федерального бюджета на финансирование мероприятий программ энергосбережения предоставляются на реализацию следующих мероприятий:
- разработка и реализация специальных программ энергосбережения для малых предприятий (семинары, конференции, круглые столы, пособия и т.п.);
- разработка и реализация специальных программ обучения для малых предприятий, организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства с целью повышения их квалификации по вопросам, связанным с энергосбережением;
- субсидирование затрат малых предприятий, связанных с реализацией программ по энергосбережению, включая затраты на приобретение и внедрение инновационных технологий, оборудования и материалов, а также затрат субъектов малого предпринимательства на присоединение к объектам электросетевого хозяйства (до 100 кВт) в установленных субъектом Российской Федерации приоритетных сферах, а также объектов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и сельхозпроизводителей.
8. Промышленные парки.
8.1. Промышленные парки - управляемый единым оператором парка комплекс объектов недвижимости (административные, производственные, складские и иные помещения, обеспечивающие деятельность промышленного парка) площадью не менее 100 000 кв.м. и инфраструктуры, которые позволяют компактно размещать и предоставляют условия для эффективной работы малых производств.
Основные услуги промышленного парка: предоставление в аренду земельных участков и помещений, обеспечение транспортной, логистической, телекоммуникационной инфраструктурой.
8.2. Субсидии федерального бюджета на финансирование мероприятий по созданию промышленных парков предоставляются при соблюдении следующих условий:
- представлено свидетельство о государственной (республиканская или областная) или муниципальной собственности объекта (документ о том, что объект после сдачи будет оформлен в государственную или муниципальную собственность) и земельного участка; заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также документ об ее утверждении; сводный сметный расчет на проведение строительства (реконструкции) или капитального ремонта объектов.
- представлен бизнес-план, включающий концепцию развития промышленного парка, план управления, финансовый анализ проекта, обобщенный план застройки, финансовый план;
- проведен анализ потребностей потенциальных резидентов;
- определены соинвесторы проекта;
- по проекту имеется положительное заключение инвестиционного консультанта, который соответствует следующим требованиям:
а) выступал как девелопер (на разных стадиях девелопмента) в не менее, чем одном масштабном проекте;
Здесь и далее по тексту нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
в) не является аффилированным лицом существующего и (или) будущего инвестора инвестиционного проекта
г) не является аффилированным лицом существующего и (или) будущего правообладателя земельных участков инвестиционного проекта.
8.3. Средства субсидии федерального бюджета направляются на софинансирование проекта создания промышленного парка с оформлением прав собственности субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления на следующие мероприятия: развитие транспортной инфраструктуры (дороги, причалы и т.п.), подведение к границе промышленного парка сетей инженерной инфраструктуры (тепло, газ, электричество, вода, ливневая канализация, система очистки сточных вод), подготовку промышленных площадок, в том числе проведение коммуникации и реконструкцию производственных площадей;
9. Технопарки:
9.1. Технопарк - имущественный комплекс, созданный для осуществления деятельности в сфере высоких технологий, состоящий из офисных зданий и производственных помещений, объектов инженерной, транспортной, жилой и социальной инфраструктуры общей площадью не менее 5 000 кв.м. Резидентами технопарка являются малые предприятия, научные организаций, проектно-конструкторские бюро, учебные заведения, организации инновационной инфраструктуры, производственные предприятия или их подразделения, научно-исследовательские центры, бизнес-инкубаторы и иные объекты инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Управление имущественным комплексом технопарка, а также осуществление его организационной деятельности в соответствии с целями и задачами деятельности технопарка поручены уполномоченному юридическому лицу - управляющей компании, отобранной по конкурсу.
9.2. Для размещения в технопарке на конкурсной основе привлекаются малые предприятия, осуществляющие разработку перспективных видов продукции и технологий, которые могут быть доведены до серийного выпуска, востребованы на рынке и способны обеспечить устойчивые темпы роста объемов продаж и собственной капитализации предприятия за период его нахождения в технопарке.
9.3. Предметом деятельности технопарка является создание благоприятных условий для развития малых предприятий в научно-технической, инновационной и производственной сфере путем создания материально-технической, экономической, информационной и социальной базы для становления, развития, подготовки к самостоятельной деятельности малых инновационных и производственных предприятий, производственного освоения научных знаний и наукоемких технологий
9.4. Субсидии федерального бюджета на финансирование мероприятий по созданию технопарков предоставляются при соблюдении следующих условий:
- представлено свидетельство о государственной (республиканская или областная) или муниципальной собственности объекта (документ о том, что объект после сдачи будет оформлен в государственную или муниципальную собственность) и земельного участка; заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также документ об ее утверждении; сводный сметный расчет на проведение строительства (реконструкции) или капитального ремонта объектов.
- представлен бизнес-план, включающий концепцию развития технопарка, план управления, финансовый анализ проекта, обобщенный план застройки, финансовый план;
- проведен анализ потребностей потенциальных резидентов;
- определены соинвесторы проекта;
- по проекту имеется положительное заключение инвестиционного консультанта, который соответствует следующим требованиям:
а) выступал как девелопер (на разных стадиях девелопмента) в не менее, чем одном проекте;
в) не является аффилированным лицом существующего и (или) будущего инвестора инвестиционного проекта;
г) не является аффилированным лицом существующего и (или) будущего правообладателя земельных участков инвестиционного проекта.
9.5. Средства субсидии федерального бюджета направляются на софинансирование проекта создания технопарка с оформлением прав собственности субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления на следующие мероприятия: развитие транспортной инфраструктуры (дороги, причалы и т.п.), подведение к границе технопарка сетей инженерной инфраструктуры (тепло, газ, электричество, вода, ливневая канализация, система очистки сточных вод), подготовку площадок для размещения резидентов и инфраструктуры технопарка, в том числе проведение коммуникации и реконструкцию производственных площадей;
10. Гарантийные фонды (фонды поручительств);
10.1. Гарантийный фонд - юридическое лицо, одним из учредителей которого является субъект Российской Федерации или орган местного самоуправления, созданное для целей обеспечения доступа малых предприятий и организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам, развития системы гарантий и поручительств по обязательствам малых предприятий и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, основанных на кредитных договорах, договорах займа и лизинга.
Основным видом деятельности гарантийного фонда является предоставление поручительств по обязательствам (кредитам, займам, договорам лизинга и т.п.) малых предприятий и организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
Гарантийный фонд вправе осуществлять иные виды деятельности в рамках реализации региональных программ развития малых и средних предприятий и муниципальных программ развития малых и средних предприятий.
Гарантий фонд обеспечивает ведение раздельного бухгалтерского учета по средствам, предоставленным на осуществление основного вида деятельности, и размещает предоставленные за счет средств бюджетов всех уровней средства на отдельных счетах, в том числе банковских.
Гарантийный фонд вправе использовать предоставленные средства для приобретения активов, в том числе финансовых активов, с учетом принципов ликвидности, возвратности, доходности и для исполнения обязательств по договорам поручительств.
10.2. Гарантийный фонд должен быть создан как юридическое лицо к моменту предоставления конкурсной заявки, средства регионального бюджета перечислены данному юридическому лицу.
10.3. В учредительных документах Гарантийного фонда должны быть определены:
- порядок формирования и деятельности органов управления;
- полномочия органов управления;
- источники формирования и порядок использования имущества Гарантийного фонда;
- иные вопросы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
10.4. Финансовое обеспечение деятельности Гарантийного фонда осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10.5. Предоставление поручительств (гарантий) малым предприятиям Гарантийным фондом должно осуществляться по кредитам, договорам лизинга, займам, предоставляемым коммерческими банками, страховыми компаниями, лизингодателями (далее - финансовые организации), заключившим с Гарантийный фондом соглашения о сотрудничестве.
При этом у Гарантийного фонда должно быть заключено не менее 2 (двух) таких соглашений.
10.6. Соглашения о сотрудничестве между Гарантийным фондом и финансовыми организациями должны содержать:
- требования о возложении на финансовую организацию оценки заемщика и представленного бизнес-плана;
- порядок информирования малых предприятий и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства о возможности получения гарантии (поручительства);
- порядок получения гарантии (поручительства) под обязательства финансовой организации.
10.7. Гарантийным фондом должны быть разработаны и утверждены внутренние документы, в том числе:
- порядок отбора банков - партнеров и взаимодействия с ними;
- порядок предоставления фондом гарантий (поручительств);
- порядок расчета лимитов гарантий (поручительств) фонда;
- порядок расчета вознаграждения фонда по выданным гарантиям (поручительствам).
10.8. Гарантийный фонд утверждает требования к малым предприятиям и организациям инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства - претендентам на получение гарантии (поручительства) и порядку ее предоставления, включающие:
- сведения о максимальном размере предоставляемой гарантии (поручительства);
- порядок обращения за получением гарантии (поручительства) и сроки рассмотрения обращения;
- перечень документов, предоставляемых для рассмотрения вопроса о предоставлении гарантии (поручительства);
- перечень оснований для отказа в предоставлении гарантий (поручительства);
- порядок выполнения Гарантийным фондом обязательств по договору, обеспеченному гарантией (поручительством).
10.9. Гарантийный фонд обязан вести аналитическую и синтетическую отчетность по:
- договорам о предоставлении гарантий (поручительств);
- использованию установленных фондом в отношении финансовых организаций лимитов гарантий (поручительств);
- выплатам по договорам гарантий (поручительств);
- взысканным с малых предприятий и инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства - должников средств в порядке регресса по договорам, обеспеченным гарантиям (поручительствам) Гарантийного фонда.
10.10. Гарантий фонд ежегодно проводит аудиторскую проверку деятельности.
10.11. Максимальный размер вознаграждения за предоставление гарантии (поручительства) составляет не более четырех пятых ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дату заключения договора о предоставлении гарантии (поручительства).
11.12. Объем ответственности Гарантийного фонда по заключенным договорам предоставления гарантии (поручительства) не должен превышать 70% от объема обязательств малого предприятия и организации инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства перед финансовой организацией.
11. Развитие микрофинансирования:
11.1. Микрофинансовая деятельность - деятельность некоммерческих организаций (фонды, потребительские кооперативы и т.п.), созданных для целей обеспечения доступа малых предприятий и организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства к финансовым ресурсам, посредством предоставления займов (кредитов) (далее - микрофинансовые организации) микро- и малым предпринимателям (далее - заемщики).
Микрофинансовые организации должны быть созданы как юридические лица к моменту предоставления конкурсной заявки, средства регионального бюджета перечислены в данные юридические лица.
11.2. Микрофинансовые организации должны иметь технологию оценки кредитоспособности заемщиков.
Микрофинансовая организация обеспечивает ведение раздельного бухгалтерского учета по средствам, предоставленным за счет средств бюджетов всех уровней на осуществление основного вида деятельности, и размещает предоставленные за счет средств бюджетов всех уровней средства на отдельных счетах, в том числе банковских.
11.3. На цели формирования (пополнения) фондов микрофинансовой организации, предназначенных для выдачи займов малым предприятиям субсидий за счет бюджетов всех уровней предоставляются только микрофинансовым организациям, одним из учредителей которых является субъект Российской Федерации или орган местного самоуправления, при этом предоставляемые за счет средств указанной субсидии займы малым предприятиям не должны превышать единовременно каждому малому предприятию 600 тыс. руб., а срок займа - 12 месяцев.
11.4. Субсидирование стоимости предоставленной микрофинансовой организации гарантии (поручительства) Гарантийным фондом по кредитам в коммерческих банков может осуществляться за счет бюджетов всех уровней на сумму, не превышающую 90% стоимости гарантийного обеспечения.
11.5. Предоставление субсидий микрофинансовым организациям за счет бюджетов всех уровней на компенсацию части затрат по уплаченным процентам по кредитам российских кредитных организаций осуществляется на следующих условиях:
- субсидии предоставляются в размере 2/3 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора, но не более 2/3 фактических затрат на уплату процентов по кредиту;
- субсидии на возмещение процентов, начисленных и уплаченных по просроченной ссудной задолженности, не предоставляются.
11.6. Представление микрофинансовым организациям за счет бюджетов всех уровней субсидий на компенсацию части затрат на проведение внешней аудиторской проверки деятельности микрофинансовых организаций осуществляется на следующих условиях:
- размер субсидии не более 80% стоимости проведения одной внешней аудиторской проверки, но не более 50 000. руб.;
- аудиторское заключение предоставлено компанией, имеющей лицензию на проведение аудиторских проверок и действующей не менее 2 лет.
11.7. Представление микрофинансовым организациям за счет бюджетов всех уровней субсидий на компенсацию части затрат на обучение и повышение квалификации специалистов микрофинансовых организаций осуществляется в сумме, не превышающей 80% стоимости затрат на обучение, и не более 100 000 рублей на следующих условиях:
- в случае оказания образовательных услуг - образовательное учреждение должно иметь лицензию на оказание образовательных услуг в области высшего или среднего специального (дополнительного) образования;
- в случае оказания тренинговых услуг, не требующих лицензирования, центры обучения должны иметь опыт проведения тренингов для микрофинансовых организаций не менее трех лет.
11.8. Представление микрофинансовым организациям за счет бюджетов всех уровней субсидий на компенсацию части затрат на приобретение и/или разработку специализированного лицензионного программного обеспечения для деятельности микрофинансовой организации осуществляется в сумме, не превышающей 80% стоимости приобретения или разработки программного обеспечения, и не более 75 000 рублей.
11.9. Основные требования к микрофинансовым организациям-претендентам по получению поддержки, предусмотренной пунктами 11.2. - 11.8 настоящего Приложения:
а) опыт работы по предоставлению займов субъектам микро- и малого предпринимательства - не менее 1 года;
б) предоставлено положительное аудиторское заключение по итогам работы за 2007 год;
в) размер союкупного портфеля займов составляет не менее 5 миллионов рублей, за исключением муниципальных фондов поддержки предпринимательства, для которых он не должен быть менее 3 миллионов рублей;
г) количество заемщиков, имеющих непогашенный остаток задолженности по договорам займов, - не менее 100, за исключением для муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, для которых устанавливается показатель, - не менее 50.
д) наличие специальной программы микрофинансирования малых предприятий и микро-предпринимательства.
Требования, предусмотренные настоящим пунктом не распространяются на микрофинансовые организации созданные после 1 января 2006 года, одним из учредителей которых является субъект Российской Федерации или орган местного самоуправления.
11.10 Микрофинансовая организация может получить поддержку не более двух раз за 3 года, за исключением подпунктов 11.3. -11.5. настоящего приложения
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.