Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Хлопушиной Н.П.
судей Варламовой Е.А., Чиченевой Н.А.
при секретаре Трушкине Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 мая 2013 года дело по апелляционной жалобе Пушкина Д.В., Пушкина А.В., Пушкиной А.С., Пушкина А.Ю. на решение Красногорского городского суда Московской области от 28 января 2013 года по заявлению Пушкина Д.В., Пушкина А.В., Пушкиной А.С., Пушкина А.Ю. о признании незаконным постановления Правительства Московской области от 24.09.2012 N 1190/35 "Об отказе в принятии решения о включении земельного участка в границы д. Матвейково сельского поселения Назарьевское Одинцовского муниципального района", обязании устранить допущенное нарушение прав.
Заслушав доклад судьи Хлопушиной Н.П., объяснения представителя министерства экологии и природопользования Московской области - Мосякова А.В., представителя Правительства Московской области - Рыжовой О.Т., представителя Пушкина А.Ю. - Чалой Н.Н.
УСТАНОВИЛА:
Пушкин Д.В., Пушкин А.В., Пушкина А.С., Пушкин А.Ю. обратились в суд с заявлением о признании незаконным постановления Правительства Московской области от 24.09.2012 N 1190/35 "Об отказе в принятии решения о включении земельного участка в границы д. Матвейково сельского поселения Назарьевское Одинцовского муниципального района", обязании устранить допущенное нарушение прав.
В обоснование заявленных требований заявители указали, что находящийся в их пользовании земельный участок является землями лесного фонда, второй линии зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения. В целях бесплатной приватизации земельного участка находящегося в их пользовании, получили заключения о возможности перевода земельного участка из земель лесного фонда, в категорию земель предназначенных для индивидуального жилищного строительства. Обратившись к Правительству Московской области с заявлением о переводе земельного участка из категории земель лесного фонда, в категорию земель предназначенных под индивидуальное строительство получили отказ, в соответствии с постановлением от 24.09.2912 года N 1190/35.
Заявители просили суд признать незаконным постановление Правительства Московской области от 24.09.2912 N 1190/35 об отказе в переводе земельного участка с кадастровым номером Nиз категории земель лесного фонда в категорию земель предназначенных под индивидуальное жилищное строительство в целях бесплатной приватизации и возложении обязанности включить спорный земельный участок в границы д. Матвейково с установлением вида разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства.
Представитель Правительства Московской области Рыжова О.Т. и представитель Министерства экологии и природопользования Московской области Мосяков А.В. просили суд в удовлетворении заявления отказать.
Решением Красногорского городского суда Московской области от 28 января 2013 года требования Пушкина Д.В., Пушкина А.В., Пушкиной А.С., Пушкина А.Ю. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Пушкин Д.В., Пушкин А.В., Пушкина А.С., Пушкин А.Ю. просят об отмене решения суда.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции Пушкин Д.В., Пушкин А.В., Пушкина А.С., Пушкин А.Ю. не явились.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу части 1 статьи 260.1 названного Закона, неявка в суд лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" включение земельных участков в границы населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов является переводом земель.
В соответствии со ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом РФ и законодательством РФ о градостроительной деятельности.
Статьей 3 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области" установлено, что решение о включении земельных участков в границы населенных
пунктов или об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимает Правительство Московской области.
Согласно ст. 33 Закона Московской области от 02.11.2005 N 230/2005-03 "О Правительстве Московской области" решение принимается в виде постановления, которое является обязательным для исполнения на территории Московской области.
Как усматривается из материалов дела, земельный участок, на котором расположен жилой дом, по адресу: Московская область. Одинцовского район, Назарьевский с.о., д. Матвейково дом N, был отведен для проживания лесничего Пушкина В.П. во время исполнения им служебных обязанностей в 1960 году. Указанное имущество являлось ведомственной усадьбой с постройками. Данное обстоятельство подтверждается актом выбора земельного участка лесного фонда от 13.06.2006 N 1.
В соответствии с договором купли-продажи от 11.09.1990, Пушкин В.П., наследниками которого являются заявители, выкупил в собственность указанный жилой дом N2.
На основании п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Земельный участок с кадастровым номером Nуточненной площадью 4462 кв.м. на момент продажи жилого дома на кадастровом учете не состоял, наследодателю в установленном законом порядке не отводился, на каком-либо праве не предоставлялся.
Жилой дом и земельный участок являлись государственной собственностью и были предоставлены во временное пользование на время исполнения служебных обязанностей, а, следовательно, на момент приобретения жилого дома, к наследодателю не могли перейти права в отношении спорного земельного участка. До настоящего времени спорный земельный участок является государственной собственностью с разрешенным видом использования - земли лесного фонда. Данное обстоятельство подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 02.06.2008 N 20.2/08-2-3838. В.1.
Согласно п. 1, 2 ст. 6, ст. 10 Лесного кодекса РФ леса могут располагаться на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Изменение категории земельного участка, в том числе включение в границы населенного пункта, не влечет за собой исключение земельного участка из категории защитных лесов.
В силу п. 4 ст. 12 Лесного кодекса РФ, защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных,
санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Частью 5 статьи 102 Лесного кодекса РФ установлено, что в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
В соответствии с п. 1, п. а п.п. 3 п. 2 ст. 102 Лесного кодекса РФ, к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 настоящего Кодекса. С учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются категории леса, в том числе расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Как следует из информации о лесном участке управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве и акта обследования земельного участка РУФС по надзору в сфере природопользования по центральному федеральному округу, спорный земельный участок располагается в первой и второй зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения. Спорный земельный участок входит в состав земель лесного фонда. Указанный земельный участок является защитным лесом.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения земель, занятых защитными лесами, для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.
При включении в границы населенного пункта в соответствии с ч. 9, 10 ст. 85 и ч. 1 ст. 97 Земельного кодекса РФ земельные участки, занятые защитными лесами, с учетом их правового статуса должны находится в составе рекреационных зон или зон особо охраняемых территорий. Частью 5.1 ст. 105 Лесного кодекса РФ в городских лесах запрещается размещение объектов капительного строительства, за исключением гидротехнических сооружений.
На основании вышеизложенного, осуществление жилищного строительства несовместимо с целевым назначением защитных лесов и их полезными функциями.
Таким образом, включение спорного земельного участка в границы населенного пункта противоречит федеральному законодательству
Пунктом 1 ч. 19 ст. 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" установлено, что исполнительный орган государственной власти субъекта РФ отказывает в принятии решения о включении земельного участка в случае, если федеральным законодательством установлены ограничения изменения целевого назначения и (или) разрешенного использования земельного участка или запреты на изменение целевого назначения и (или) вида разрешенного использования земельного участка.
Признавая заявление не подлежащим удовлетворению, суд обоснованно указал, что отказ ответчика в изменении вида разрешенного использования и включении спорного земельного участка в границы д. Матвейково не противоречит действующему законодательству.
Кроме того, на спорный земельный участок не распространяются правила о бесплатной приватизации земельных участков.
На основании п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-Ф3 "О введении в действие земельного кодекса РФ", граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2, 3 п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-Ф3, в случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Согласно приведенным нормам закона, подлежат бесплатной приватизации земельные участки предоставленные гражданину в целях ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства. Между тем, спорный земельный участок, по указанным основаниям наследодателю не предоставлялся, на момент заключения договора купли- продажи жилого дома земельный участок не мог быть предметом сделки, т.к. относится к землям лесного фонда.
Кроме того, судом установлено, по указанному земельному участку проходит кабель связи ОАО "Ростелеком", что является особым режимом использования земли.
При таких обстоятельствах решение суда законное и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы являются аналогичными доводам заявления, были предметом рассмотрения суда первой инстанций, получили оценку со стороны суда и не свидетельствуют о наличии нарушений закона, которые могут повлечь отмену судебных постановлений, направлены на иное толкование закона и переоценку доказательств, которые были исследованы судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Довод апелляционной жалобы о неправомерности принятия решения на основании заключения Министерства экологии и природопользования Московской области несостоятелен, так как заключение принято в соответствии с Положением о Министерстве экологии и природопользования, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 17.09.2007 N 681/27, которое осуществляет подготовку предложений Правительству Московской области о включении в границы населенных пунктов земельных участков и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков из состава земель лесного фонда. Заключение принято на основании установленных данных о лесном участке, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красногорского городского суда Московской области от 28 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.