Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Хлопушиной Н.П.,
судей Чиченевой Н.А., Бакулина А.А.,
при секретаре Низвинском А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 апреля 2013 года апелляционную жалобу Арсеньевой Н.Н.на решение Павлово-Посадского городского суда Московской области от 01 февраля 2013 года по делу по заявлению Арсеньевой Н.Н.об оспаривании решения Межрайонного отдела УФМС России по Московской области об отказе в оформлении регистрации по месту жительства и в ознакомлении с правовыми актами, на основании которых было принято это решение,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
УСТАНОВИЛА:
Арсеньева Н.Н. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Межрайонного отдела УФМС России по Московской области в городском поселении Павловский Посад об отказе в оформлении регистрации по месту жительства и в ознакомлении с правовыми актами, на основании которых было принято это решение.
Требования мотивированы тем, что 09.12.2012 Арсеньева Н.Н. обратилась в Межрайонный отдел УФМС России по Московской области в городском поселении Павловский Посад с заявлением, в котором просила зарегистрировать ее по месту жительства в садовом доме, расположенном на земельном участке N *********в *********, ссылаясь на то, что с *********года она проживает в данном садовом доме, другого места жительства не имеет.
При подаче заявления на регистрацию Арсеньевой Н.Н. были представлены следующие документы: действующий паспорт гражданина РФ; недействующий паспорт гражданина СССР; свидетельство о рождении; решение Павлово-Посадского городского суда Московской области от 18.09.2008 по гражданскому делу N 2-1072/2008 по заявлению Арсеньевой Н.Н. об установлении юридического факта принятия наследства; договор передачи (купли-продажи) от 16.05.1973. Однако заявителю было отказано в регистрации по месту жительства по тем основаниям, что представленные ею документы на собственность не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также свидетельствуют о том, что указанный объект не относится к категории "жилой дом", что препятствует оформлению регистрации.
Считая данный отказ незаконным, заявитель просила суд обязать должностных лиц Межрайонного отдела УФМС России по Московской области в городском поселении Павловский Посад устранить в полном объеме допущенные нарушения ее прав и свобод путем оформления постоянной регистрации по месту жительства и предоставления права ознакомления с нормативной документацией, указанной в ответе Межрайонного отдела УФМС России по Московской области в городском поселении Павловский Посад.
В судебном заседании Арсеньева Н.Н. поддержала заявленные требования в полном объеме, пояснив, что представленные ею документы на дом являются достаточными для ее регистрации в нем, а требования сотрудников отдела УФМС представить какие-либо другие документы являются необоснованными.
Межрайонный отдел УФМС России по Московской области в городском поселении Павловский Посад своего представителя в суд не направил, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Решением Павлово-Посадского городского суда Московской области от 01 февраля 2013 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Арсеньева Н.Н. просит об отмене указанного решения, как незаконного и необоснованного.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. На основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Судом установлено, что 09.12.2012 Арсеньева Н.Н. обратилась в Межрайонный отдел УФМС России по Московской области в городском поселении Павловский Посад с заявлением, в котором просила зарегистрировать ее по месту жительства в садовом доме, расположенном на земельном участке N *********в *********, указав, что с *********года она проживает в данном садовом доме, другого места жительства не имеет.
При подаче заявления на регистрацию Арсеньевой Н.Н. были представлены следующие документы: действующий паспорт гражданина РФ; недействующий паспорт гражданина СССР; свидетельство о рождении; решение Павлово-Посадского городского суда Московской области от 18.09.2008 по гражданскому делу N 2-1072/2008 по заявлению Арсеньевой Н.Н. об установлении юридического факта принятия наследства после смерти отца - Арсеньева Н.Н., умершего *********, и матери - Арсеньевой Э.В., умершей *********; договор от *********передачи (купли-продажи) Арсеньеву Н.А. имущества, находящегося на земельном участке N *********в *********состоящего из садового домика летнего типа, однокомнатного с террасой, деревянного, общей площадью *********кв. м, садовых посадок в виде кустов и деревьев, строительных материалов; план *********, выполненный "данные изъяты"в *********году.
Письмом от 18.10.2012 N 30/2798 Межрайонный отдел УФМС России по Московской области в городском поселении Павловский Посад отказал Арсеньевой Н.А. в регистрации по месту жительства по тем основаниям, что представленные ею документы на собственность не соответствуют требованиям нормативных актов, а также свидетельствуют о том, что данный объект не относится к категории "жилой дом", что препятствует оформлению регистрации на строение. Одновременно Арсеньевой Н.Н. было разъяснено, что она обязана представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, а также рекомендовано зарегистрировать право собственности на дом в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и обратиться в органы местного самоуправления по вопросу присвоения адреса.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ "О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме.
Порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета предусмотрен Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным приказом ФМС РФ от 20.09.2007 N 208.
В соответствии с п. 1 и п. 4 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Согласно п. 16 Правил гражданин, изменивший место жительства, обязан представить:
- документ, удостоверяющий личность;
- заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;
- документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством РФ основанием для вселения в жилое помещение.
В соответствии с п. 17 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации для регистрации по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию:
документ, удостоверяющий личность;
заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6 (приложение N 6 к Регламенту);
документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением). Для регистрации достаточно представления одного из перечисленных документов.
В соответствии с п. 7 Положения о порядке организации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921, по результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации. Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства.
Согласно п. 1 Порядка оформления технического паспорта объекта индивидуального жилищного строительства, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 17.08.2006 N 244, при оформлении титульного листа технического паспорта указывается, в том числе: адрес, включающий почтовый индекс, наименование субъекта Российской Федерации, наименование административного района (округа), наименование и тип населенного пункта (город, поселок), район города, наименование и тип улицы (переулка), номер дома, строение (корпус) или иной официально присвоенный адрес объекта.
В соответствии с п. 3 ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.
Форма декларации об объекте недвижимого имущества утверждена приказом Минэкономразвития РФ от 03.11.2009 N 447 и предусматривает указание подробного адреса объекта (субъект Федерации, город, поселок, улица, дом, корпус и т.д.).
В соответствии с пп. 7 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости входит также адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости (субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт и тому подобное).
Исходя из изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что отказ Межрайонного отдела УФМС России по Московской области в городском поселении Павловский Посад в регистрации Арсеньевой Н.Н. по месту жительства в садовом доме, расположенном на земельном участке N *********в *********, является законным и обоснованным, поскольку представленные ею документы на указанный дом не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Также не подлежит удовлетворению и требование Арсеньевой Н.Н. об обязании предоставить право ознакомления с нормативными актами, перечисленными в ответе Межрайонного отдела УФМС России по Московской области в городском поселении Павловский Посад, так как указанные нормативные правовые акты являются общедоступными: опубликованы в печатных изданиях, размещены в сети Интернет.
Кроме того, Арсеньева Н.Н. не представила суду доказательства, свидетельствующие об отказе в предоставлении ей информации.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерность обжалуемого судебного решения, оснований для переоценки выводов суда о фактических обстоятельствах дела и собранных по делу доказательств у судебной коллегии не имеется. В связи с чем, апелляционная жалоба Арсеньевой Н.Н. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Павлово-Посадского городского суда Московской области от 01 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Арсеньевой Н.Н.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.