Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Федеральной таможенной службы,
Минэкономразвития РФ и
Федеральной службы
государственной статистики
от 29 апреля 2008 г. N 512/125/97
Методические рекомендации по проведению сопоставительного анализа данных о внешней торговле Российской Федерации со странами - торговыми партнерами Российской Федерации
Общие положения
Статистика внешнеэкономических связей (отношений) в условиях рыночной экономики является одним из приоритетных направлений, что требует ее постоянного совершенствования как в целях повышения качества собираемой информации и сопоставимости данных с данными торговых партнеров, так и в целях унификации применяемой методологии статистики внешней торговли с действующим международным законодательством системы учета внешнеторговых операций стран - торговых партнеров.
Значимость сопоставимости статистических данных приобретает особое значение в настоящее время, когда осуществляется дальнейшая интеграция России в мировые хозяйственные связи, расширяется сотрудничество и обмен статистической информацией с международными статистическими организациями, а также с администрациями таможенных служб зарубежных стран.
Основной целью настоящих методических рекомендаций является объяснение причин расхождений в данных взаимной торговли России со странами - торговыми партнерами Российской Федерации, в том числе выявление объемов и номенклатуры товаров, ввезенных в Российскую Федерацию с нарушениями установленных правил.
Источники информации
Для проведения сопоставительного анализа данных статистики внешней торговли в качестве первичных источников информации используются электронные базы данных Международного валютного фонда (МВФ) и Федеральной таможенной службы (ФТС России).
База данных МВФ сформирована по итогам мировой торговли в динамике за 16 лет (по годам, поквартально и помесячно) и отражает данные по стоимости экспорта и импорта каждой страны в ее торговле с остальными странами, со всем миром, с различными группировками стран (географическими и экономическими, например, мир, Европа, развивающиеся страны, ЕС и др.)
База данных ФТС России сформирована на основе грузовых таможенных деклараций и отражает данные об экспорте и импорте России со странами - торговыми партнерами.
В качестве дополнительных источников информации для проведения сопоставительного анализа используются официальные бюллетени Межгосударственного статистического комитета по делам СНГ и информация о взаимной торговле стран ЕС и России из официальных данных Статистического управления Европейских сообществ (Евростата).
Кроме того, при сопоставлении данных России и МВФ используется нормативно-справочная информация (справочники кодов стран, используемых в статистике внешней торговли России и применяемых МВФ).
Сопоставление итоговых данных статистики внешней торговли России с данными стран - торговых партнеров
Для определения общей величины расхождений в данных статистики внешней торговли России со странами мира проводится сопоставление итогов торговли России в разрезе стран за рассматриваемый период с данными стран, сформированными МВФ. При этом данные МВФ по странам СНГ заменяются данными, предоставляемыми Межгосударственным статистическим комитетом по делам СНГ, по странам ЕС - данными Евростата по причине актуальности данных указанных группировок.
При проведении сопоставления итогов торговли России в разрезе стран данные приводятся к единому базису оценки. Это вызвано различиями в методике определения статистической стоимости (импорт учитывается в ценах СИФ, а экспорт в ценах ФОБ).
При сопоставлении показателей как импорта России и экспорта стран мира, так и экспорта России и импорта стран мира к единому базису приводятся показатели импорта с использованием коэффициента пересчета, характеризующего соотношение затрат на транспортировку, погрузочно-разгрузочные работы и страхование на участке от границы страны-экспортера до границы Российской Федерации (в настоящее время коэффициент пересчета равен 1,56). Импорт из стран, имеющих общую с Россией границу (страны СНГ, Прибалтики, Финляндия и др.), не пересчитывается.
Результаты сопоставления итоговых данных оформляются в таблицах и отражают расхождения по стоимости и степень расхождений.
Общая величина расхождений определяется разницей между итоговыми сравниваемыми стоимостными показателями стран-партнеров.
После выявления общей величины расхождений определяется степень расхождения данных - это абсолютное отношение величины расхождений в данных к величине сравниваемого показателя стран-партнеров:
Рассчитанные общая величина расхождений и степень расхождений данных отражают прямое расхождение в данных об импорте России и экспорте стран мира.
В то же время прямое расхождение не учитывает ряд следующих особенностей, которые влияют на итоговые данные внешней торговли России.
1. В отличие от практики ряда стран, которые включают в свой экспорт вывоз всех товаров, в российской практике ввоз автомобилей физическими лицами, а также других товаров в рамках установленных квот учитывается по таможенным приходным ордерам (ТПО) и не входит в данные таможенной статистики внешней торговли.
2. В данные таможенной статистики по импорту России не включается также стоимость бункерного топлива, продовольствия и материалов, приобретенных российскими судами в иностранных портах.
3. В данные таможенной статистики по экспорту России не включаются данные о рыбе, выловленной российскими судами в нейтральных водах и проданной иностранным государствам.
4. Ложный экспорт стран мира составляет, по оценкам разных специалистов, от 2 до 5% стоимостного объема всего экспорта.
При расчете степени корректного расхождения в данных по импорту России и экспорту стран мира необходимо увеличить импорт России на стоимость автомобилей и товаров, учитывамых по ТПО, а также на величину стоимости бункерного топлива российских судов в иностранных портах и уменьшить стоимостной объем экспорта стран мира с учетом величины ложного экспорта.
где:
- стоимость автомобилей и других товаров, ввезенных в Российскую Федерацию физическими лицами по таможенным приходным ордерам;
- стоимость бункерного топлива, продовольствия и материалов, приобретенных российскими судами в иностранных портах (по данным Росстата).
При расчете степени корректного расхождения в данных по экспорту России и импорту стран мира экспорт России необходимо увеличить на стоимость рыбы, проданной вне таможенной территории России:
где:
- стоимость рыбы, выловленной и проданной в иностранном порту или иностранному судну в открытом море (по данным Росстата).
Основные положения при подготовке к проведению специалистами сопоставительного анализа со странами - торговыми партнерами Российской Федерации
В рамках подготовки к проведению сопоставительного анализа и в целях выявления расхождений в данных внешней торговли России со странами - торговыми партнерами необходимо сопоставить данные, фиксируемые в таможенной статистике одной страны, с соответствующими данными тех же потоков в статистике другой страны. Это позволит оценить каждый отдельный поток с двух точек зрения: со стороны отправителя груза и со стороны получателя и производить сравнение статистических данных стран - партнеров, а также их согласование.
В целом процедура подготовки к проведению сопоставительного анализа может происходить по следующему алгоритму:
а) определение целей странами-партнерами и разработка мероприятий для их достижения;
б) установление общей понятийной (правовой) базы в целях согласования статистических данных;
в) приведение официально опубликованных данных к общей основе;
г) изучение различий в статистических данных;
д) внесение необходимых корректив в данные для получения взаимно согласованных наборов показателей (параметров) торговли.
Сопоставление данных ориентировано на достижение цели, которая поставлена перед специалистами.
Цели сопоставления статистических данных внешней торговли стран-партнеров можно определить как краткосрочные и долгосрочные.
Краткосрочные цели - выявление наибольших расхождений статистических данных двух стран: систематические ошибки, несоответствие на уровне "n" знаков классификации по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров.
Долгосрочные цели могут определяться как гармонизация (соответствие) правовой базы двух наборов статистических данных (двух стран-партнеров), которые могут привести к пересмотру некоторых процедур и определений (в том числе таможенных). На уровне взаимодействия стран-партнеров (заседаний экспертов стран-партнеров) процедура сопоставления обеспечивает одинаковое понимание фактов и благодаря этому по результатам встреч по сопоставлению может способствовать процессу подготовки двусторонних экономических переговоров и развитию международного сотрудничества.
В рамках установления общепонятийной (правовой) базы в целях сопоставления статистических данных условно выделяются следующие три группы основных причин расхождений по природе их возникновения.
Методологические.
Возможны различия в подходах к регистрации внешнеторговых операций, которые приводят к возникновению вероятности неверного указания страны происхождения / назначения товаров.
Согласно международным стандартам страны-партнеры определяют статистическую стоимость импортируемых товаров на условиях поставки СИФ, экспортируемых - ФОБ.
Существует ряд товаров, специфика которых затрудняет использование единого подхода при их таможенном оформлении таможенными органами разных стран. В частности, это относится к драгоценным камням и металлам, электроэнергии, бункерному топливу, рыбе, выловленной в открытом море, и к товарам, перемещаемым в целях ремонта.
Существуют различия в подходах к таможенному оформлению товаров, перемещаемых физическими лицами. В российской практике это прежде всего касается ввоза автомобилей, которые учитываются по таможенным приходным ордерам и не включаются в данные статистики внешней торговли. В то же время страна, откуда был вывезен автомобиль, регистрирует его как экспорт, если его цена превышает установленное пороговое значение.
Таможенное оформление вывоза и ввоза одной партии товара может осуществляться в одной стране в таможенном режиме из перечня учитываемых статистикой внешней торговли, в другой стране - не учитываемых.
Технические.
Между датой отгрузки товара на экспорт в стране происхождения и датой регистрации товара в принимающей стране возникает временной лаг, который в среднем в мировой торговле составляет 3-4 недели и варьируется в зависимости от географического положения стран, используемого вида транспорта, характера перевозимого товара и пр.
Географическая классификация операций производится по стране происхождения/конечного потребления, однако при отсутствии возможности определения таковых в учете отражается страна - держатель контракта. В этом случае имеют место различия в двусторонних данных.
В некоторых случаях товар, зарегистрированный страной-экспортером, не доходит до страны назначения по причине его порчи или классификации в одной из стран транзита.
В большинстве стран существуют ограничения по раскрытию информации по отдельным товарным позициям.
Ассоциируемые с умышленным искажением статистических данных.
Контрагенты одной страны-партнера могут предумышленно не регистрировать товар при пересечении национальной границы, в то время как в другой стране товар регистрируется.
Импортеры могут использовать двойные счета-фактуры и указывать заниженное количество товара с целью сокращения взимаемых таможенных платежей. В результате экспортная и импортная цена товара может различаться.
Импортеры могут декларировать товары под ложными товарными кодами с целью минимизации ставок таможенных платежей.
Экспортеры могут преднамеренно завышать количество и стоимость экспортируемого товара для увеличения возвращаемого НДС.
Стороны торговых отношений могут предумышленно недостоверно указывать страну-партнера.
При импорте стоимость товаров может преднамеренно занижаться.
Даже если партнеры соблюдают руководящие принципы Организации Объединенных Наций в отношении статистики торговли и принята единая методология статистики внешней торговли, однако между их данными возможны расхождения. Эти расхождения могут являться результатом именно этих принципов (импорт - таможенная стоимость на условиях СИФ, экспорт - на условиях ФОБ), а также национальных законодательств стран-партнеров. Для установления концептуальных причин расхождений, а также для максимального исключения влияния методологических факторов на результаты сопоставления экспертам по статистике таможенных служб стран - торговых партнеров необходимо провести анализ следующих факторов:
а) охват данных;
б) применяемая система торговли;
в) время учета;
г) толкование и применение классификации товаров;
д) определение статистической стоимости;
е) определение количества товара;
ж) определение веса товара;
з) установление страны-партнера;
и) пороговые значения учета в статистике внешней торговли;
к) прочие источники расхождений.
В результате проведенного анализа заполняется протокол двустороннего сопоставления, отражающий факторы анализа. Протокол также включает в себя группы критериев, предположительно обуславливающих наличие наибольших расхождений.
Проведенные подготовительные мероприятия, в том числе результаты анализа сопоставления итогов торговли России в разрезе стран за рассматриваемый период с данными стран, сформированными МВФ, позволяют получить предварительные результаты причин расхождений в данных внешней торговли стран - торговых партнеров и приступить к подготовке данных для проведения сопоставительного анализа специалистами на уровне рабочих групп.
Подготовка статистических данных для сопоставления
К заседаниям рабочей группы экспертов по статистике стран-партнеров готовятся данные статистики внешней торговли за предварительно оговоренный период времени и на взаимно согласованных уровнях агрегирования в соответствии с кодами Гармонизированной системы описания и кодирования товаров:
- контрольные данные, сформированные только по прямым поставкам товаров (торгующая страна совпадает со страной назначения при экспорте и страна отправления со страной происхождения при импорте);
- полные данные, сформированные на детализированном уровне по согласованным критериям выборки;
- официальные публикуемые и распространяемые данные, сформированные по методологии статистики внешней торговли, которые используются странами-партнерами.
Сопоставление данных статистики внешней торговли
Сопоставление данных статистики внешней торговли проводятся в два этапа.
На первом этапе сопоставление данных статистики внешней торговли, на всех уровнях согласованной экспертами агрегации данных, проводится экспертами самостоятельно по контрольным, полным и официальным данным, полученным от страны-партнера на бумажном носителе или в электронном виде.
Данные размещаются в таблицах и сопоставляются последовательно в порядке уменьшения степени агрегирования (таблицы 1-4).
Таблица 1
Расхождения в данных об импорте России из ... и экспорте ... в Россию в ... году
Код и наименование товарной группы |
Импорт России (долл. США) |
Экспорт страны-партнера (долл. США) |
Расхождение (долл. США) |
Степень расхождения (%) |
Всего товаров |
|
|
|
|
01 |
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
Таблица 2
Расхождения в данных об экспорте России в ... и импорте ... из России в ... году
Код и наименование товарной группы |
Экспорт России (долл. США) |
Импорт страны-партнера (долл. США) |
Расхождение (долл. США) |
Степень расхождения (%) |
Всего товаров |
|
|
|
|
01 |
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
Таблица 3
Расхождения в данных об импорте России из ... и экспорте ... в Россию в ... году
Код и наименование товарной субпозиции на уровне 6 знаков |
Импорт России |
Экспорт страны-партнера |
Расхождение |
||||||
Вес (кг) |
ДЕИ |
Стоимость (долл. США) |
Вес (кг) |
ДЕИ |
Стоимость (долл. США) |
Вес (кг) |
ДЕИ |
Стоимость (долл. США) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 4
Расхождения в данных об экспорте России в ... и импорте ... из России в ... году
Код и наименование товарной субпозиции на уровне 6 знаков |
Экспорт России |
Импорт страны-партнера |
Расхождение |
||||||
Вес (кг) |
ДЕИ |
Стоимость (долл. США) |
Вес (кг) |
ДЕИ |
Стоимость (долл. США) |
Вес (кг) |
ДЕИ |
Стоимость (долл. США) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По товарным субпозициям, которые имеют значительные расхождения (по 10-30 субпозициям), проводится сопоставление на более высоком уровне детализации. Результаты сопоставления оформляются в таблицах расхождений (таблицы 5, 6).
Таблица 5
Расхождения в данных об импорте России из ... и экспорте ... в Россию в ... году
Код и наименование товарной субпозиции на уровне 8-значных товарных позиций |
Импорт России |
Экспорт страны-партнера |
Расхождение |
||||||
Вес (кг) |
ДЕИ |
Стоимость (долл. США) |
Вес (кг) |
ДЕИ |
Стоимость (долл. США) |
Вес (кг) |
ДЕИ |
Стоимость (долл. США) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 6
Расхождения в данных об экспорте России в ... и импорте ... из России в ... году
Код и наименование товарной субпозиции на уровне 8-значных товарных позиций |
Экспорт России |
Импорт страны-партнера |
Расхождение |
||||||
Вес (кг) |
ДЕИ |
Стоимость (долл. США) |
Вес (кг) |
ДЕИ |
Стоимость (долл. США) |
Вес (кг) |
ДЕИ |
Стоимость (долл. США) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На втором этапе на общем заседании рабочей группы экспертов проводится обсуждение результатов сопоставления на всех уровнях агрегации данных, а также экспертная оценка причин расхождений.
При наличии значительных расхождений между контрольными данными стран-партнеров на максимально детализированном уровне по согласованию экспертов проводится сопоставительный анализ данных с учетом дополнительных сведений, подготовленных и представленных экспертами, за исключением данных, относящихся к сведениям ограниченного распространения, а также составляющих государственную или коммерческую тайну.
Заключительные работы
Заключительным этапом проведения сопоставительного анализа данных статистики взаимной торговли стран-партнеров является подписание итогового документа, в котором отражаются основные результаты проведенной работы: выявленные причины расхождений методологического характера (протокол двустороннего сопоставления), конкретные причины несоответствия данных взаимной торговли, договоренность экспертов о представлении дополнительной информации и др.
По результатам сопоставления эксперты проводят работы по проверке правильности собственных статистических данных и в случае выявления ошибок вносят коррективы в эти данные, о чем информируют страну-партнера.
При проведении таких работ необходимо учитывать, как было указано выше, особенности, которые вытекают из национальных условий налогообложения отдельных товаров, уровня их ликвидности, вытекающей из этого вероятности либо недоучета таких товаров, либо изменения их кодировки при пересечении таможенных границ государств - торговых партнеров.
Начальник Управления |
В.А. Терехов |
<< Назад |
||
Содержание Приказ Федеральной таможенной службы, Минэкономразвития РФ и Федеральной службы государственной статистики от 29 апреля 2008... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.