Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 9 июня 2008 г. N 03-05-05-03/20
См. также письма Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 18 июля 2008 г. N 03-05-05-03/25, от 23 июля 2008 г. N 03-05-05-03/27 и от 11 марта 2009 г. N 03-05-06-03/09
Вопрос: 1. Департаментом налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ письмом от 01.12.2006 за N 03-06-03-05/59 было разъяснено о возможности принятия нотариусом документа (выписки из реестра) о номинальной стоимости ценных бумаг от держателя реестра (профессионального участника рынка ценных бумаг).
Вправе ли нотариусы применять указанное разъяснение при выдаче свидетельств о праве на наследство на ценные бумаги в связи с вступившими в силу изменениями, внесенными в Федеральный закон от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"?
Вправе ли специалист-оценщик оценивать ценные бумаги, доли и паи в хозяйственных обществах и кооперативах по их номинальной стоимости?
Если нет, то от кого нотариус вправе принять и в виде какого документа сведения о номинальной стоимости имущества, оценка которого предусмотрена подпунктом 10 пункта 1 статьи 333.25 НК РФ?
2. В состав наследства могут входить вещи, а также имущественные права (например, право пожизненного наследуемого владения земельным участком) и иные права в случаях, предусмотренных законом (право аренды земельного участка). Подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.25 НК РФ предусмотрено, что оценка имущественных прав производится из стоимости имущества, на которое переходят имущественные права, на день открытия наследства.
Какой документ об оценке должен принять нотариус: об оценке имущественного права (отчет об оценке от специалиста-оценщика согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 333.25 НК РФ) либо об оценке соответствующего имущества, права на которое наследуются (документы об оценке от организаций, перечисленных в подпунктах 7-9 пункта 1 статьи 333.25 НК РФ)?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с Департаментом корпоративного управления Минэкономразвития России рассмотрел письмо Некоммерческой организации от 13 марта 2008 г. N 41-2405 по вопросам оценки стоимости наследственного имущества (ценных бумаг) и переходящих имущественных прав, определяемых специалистами-оценщиками, для исчисления размера государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство и сообщает.
1. По вопросу проведения оценки специалистом-оценщиком ценных бумаг, паев и долей участия в хозяйственных обществах и кооперативах.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 333.25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по выбору плательщика для исчисления государственной пошлины может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный организациями (органами) или специалистами-оценщиками (экспертами), указанными в подпунктах 7-10 данного пункта. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки).
В случае представления нескольких документов, выданных организациями (органами) или специалистами-оценщиками (экспертами), указанными в подпунктах 7-10 данного пункта, с указанием различной стоимости имущества при исчислении размера государственной пошлины принимается наименьшая из указанных стоимостей имущества.
Стоимость ценных бумаг определяется специалистами-оценщиками на основании подпункта 10 пункта 1 статьи 333.25 Кодекса.
Статьей 5 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) установлено, что совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия), право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества, а также права требования, обязательства (долги) включены в перечень объектов оценки.
Проведение оценки объектов оценки является обязательным в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы (статья 8 Закона N 135-ФЗ).
Согласно Федеральному стандарту оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)" (далее - ФСО N 2), утвержденного# Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. N 255, при определении стоимости объекта оценки, вид которой определяется в задании на оценку, используются: рыночная стоимость; инвестиционная стоимость; ликвидационная стоимость; кадастровая стоимость. Результат оценки может использоваться при определении сторонами цены для совершения сделки или иных действий с объектом оценки, в том числе для целей налогообложения. Кадастровая стоимость определяется оценщиком, в частности, для целей налогообложения.
Также статьей 7 Закона N 135-ФЗ установлено, что в случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.
Указанное правило подлежит применению и в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных Законом N 135-ФЗ или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов "действительная стоимость", "разумная стоимость", "эквивалентная стоимость", "реальная стоимость" и других.
Учитывая положения статьи 333.25 Кодекса, Закона N 135-ФЗ и ФСО N 2 для исчисления размера государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство, объектом права которого являются ценные бумаги, специалистом-оценщиком будет определяться рыночная стоимость ценных бумаг, паев и долей участия в хозяйственных обществах и кооперативах.
2. По вопросу документов, необходимых для исчисления размера государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство имущественных прав.
Оценка переходящих по наследству имущественных прав производится из стоимости имущества (курса Центрального банка Российской Федерации - в отношении иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте), на которое переходят имущественные права, на день открытия наследства (подпункт 12 пункта 1 статьи 333.25 Кодекса).
В связи с этим отчет об оценке представляется нотариусу в случае, если определение стоимости имущества, на которое переходят имущественные права, не предусмотрено подпунктами 7-9 пункта 1 статьи 333.25 Кодекса.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснены отдельные вопросы оценки стоимости наследственного имущества (ценных бумаг) и переходящих имущественных прав для исчисления размера госпошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство.
Для исчисления размера госпошлины по выбору плательщика может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный организациями (органами) или специалистами-оценщиками (экспертами). При этом нотариусы не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) для исчисления размера госпошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки). Если представлено несколько соответствующих документов с указанием разной стоимости имущества, для исчисления госпошлины должна приниматься наименьшая из указанных стоимостей.
При исчислении размера госпошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство - ценные бумаги - специалистом-оценщиком будет определяться их рыночная стоимость.
Оценка переходящих по наследству имущественных прав производится исходя из стоимости имущества на день открытия наследства. При этом отчет об оценке представляется нотариусу в случае, если определение стоимости имущества, на которое переходят имущественные права, не предусмотрено НК РФ.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 9 июня 2008 г. N 03-05-05-03/20
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 8 июля 2008 г. N 13