Федеральная налоговая служба, рассмотрев запрос о порядке исчисления налога на добавленную стоимость при оказании коммунальных услуг, с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, сообщает.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.
Пунктом 2 ст. 154 НК РФ установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным категориям потребителей в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
При этом суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Согласно ст. 6 БК РФ субвенциями признаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов; субсидиями признаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Таким образом, согласно указанной норме Налогового кодекса РФ бюджетные средства, предоставляемые налогоплательщикам на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов, а также на условиях долевого финансирования целевых расходов, при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость не учитываются.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 21.12.2005 N 152н, расходы за счет средств бюджетов по реализации мер государственной социальной защиты, установленной законодательством Российской Федерации, субъектов РФ, нормативными актами муниципальных образований (вне рамок систем государственного пенсионного, социального, медицинского страхования), в т.ч. на оплату льгот отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, относятся на подстатью 262 "Пособия по социальной помощи населению" ст. 260 "Социальное обеспечение" Экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Таким образом, указанные бюджетные средства выделяются не на компенсацию расходов организаций по оплате приобретаемых ими материальных ресурсов (т.е. указанные бюджетные средства не относятся на соответствующие подстатьи ст. 240 "Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям" Экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации), а выделяются на оплату жилищно-коммунальных услуг, оказываемых организациями данной категории потребителей.
Следовательно, при оказании жилищно-коммунальных услуг (по ценам ниже уровня государственных регулируемых цен) с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, и с учетом предоставляемых из бюджета в виде социальной помощи населению на оплату льгот отдельным категориям граждан по оплате вышеуказанных услуг, налоговая база определяется исходя из уровня государственных регулируемых цен (в том случае, если указанные выше услуги оказываются с учетом субсидий или субвенций, предоставляемых бюджетами различного уровня). При этом согласно п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы является ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав либо день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Таким образом, в случае, если денежные средства, получаемые из бюджета в связи с реализацией услуг по льготным тарифам, выделяются не на компенсацию расходов организаций по оплате приобретаемых ими материальных ресурсов, а на оплату услуг, оказываемых льготным категориям граждан, то выделение таких денежных средств не позволяет применять порядок определения налоговой базы, приведенный в абз. 2 и 3 п. 2 ст. 154 НК РФ, согласно которому налоговая база определяется исходя из фактических цен реализации.
Одновременно сообщаем, что согласно подл. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
Письменные разъяснения по вопросу порядка исчисления налога на добавленную стоимость при оказании коммунальных услуг, с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, приведены в письмах Минфина России от 04.05.2006 N 03-04-11/79, от 27.07.2006 N 03-04-11/126, от 02.10.2006 N 03-04-11/183, от 01.11.2006 N 03-04-11/201 и от 29.11.2006 N 03-04-11/226.
Действительный государственный советник |
Т.В. Шевцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснен порядок исчисления НДС при оказании коммунальных услуг с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям.
При реализации услуг с учетом бюджетных средств, предоставляемых в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или предоставлением льгот отдельным категориям потребителей, налоговая база по НДС определяется исходя из фактических цен реализованных услуг.
Если бюджетные средства выделяются не на компенсацию расходов организаций по оплате приобретаемых ими материальных ресурсов, а на оплату коммунальных услуг, оказываемых организациями льготной категории потребителей, то порядок определения налоговой базы по НДС меняется. При оказании коммунальных услуг по ценам ниже уровня государственных регулируемых цен с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям, и с учетом предоставляемых из бюджета субсидий на оплату льгот граждан налоговая база определяется исходя из уровня государственных регулируемых цен.
Письмо Федеральной налоговой службы от 18 июня 2007 г. N 03-1-03/1164 "О налоге на добавленную стоимость"
Текст письма опубликован в журнале "ЖКХ", июнь 2008 г., N 6 Часть II