Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 2 июля 2008 г. N 03-02-07/1-243
Вопрос: На территории Российской Федерации созданы и осуществляют деятельность два взаимозависимых юридических лица, учрежденных одним учредителем - юридическим лицом, не являющимся резидентом Российской Федерации. Организации зарегистрированы в различных субъектах Российской Федерации, в которых действует одинаковый уровень налогообложения, и не используют специальных налоговых режимов. Одна из организаций занимается производством (завод), а вторая - реализацией, в т.ч. и продукции, произведенной первой организацией. При этом организация, занимающаяся реализацией, выкупает весь объем произведенной заводом продукции.
По имеющейся информации на территории Российской Федерации не существует производителей, занимающихся реализацией идентичного (однородного) товара на схожих условиях, т.е. единой крупнооптовой партией.
В связи с невозможностью исследования условий других сделок для определения рыночной цены реализуемой продукции (пункты 4-9 статьи 40 НК РФ) цена по сделке между производителем и организацией, занимающейся реализацией, определяется исходя из розничных цен на идентичные товары, скорректированных на величину расходов и среднюю норму прибыли продавцов на каждом уровне сбыта (крупный опт, мелкий опт, розница).
Мы полагаем, что вышеизложенный способ определения цены по сделке представляет собой частный случай применения метода цены последующей реализации (пункт 10 статьи 40 НК РФ), либо метода сопоставления с розничными рыночными ценами (с учетом условий, которые оказывают влияние на розничные цены по сравнению с оптовыми) на идентичные товары (пункты 3 и 9 статьи 40 НК РФ).
Так, продажа товара в розницу является конечным этапом его реализации, который неизбежно следует за заключением договора поставки между Производителем и Продавцом, т.е. является ценой последующей реализации товара. Что касается сопоставимости цен по оптовой и розничной сделке, то имеющиеся различия в их ценообразовании в рассматриваемой ситуации устраняются за счет учета условий, которые оказывают влияние на розничные цены по сравнению с оптовыми. В силу указанных выше норм Налогового кодекса РФ розничная цена может быть применена для целей определения рыночной цены оптовой сделки по двум названным обстоятельствам.
Кроме этого, рыночной ценой признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения, которая учитывает множество факторов, предусмотренных пунктами 4-10 статьи 40 НК РФ. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в рамках осуществления оценочной деятельности может быть определена рыночная стоимость товаров, т.е. "наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства". С учетом названных положений закона рыночная цена, по нашему мнению, может быть определена и с участием независимого оценщика, действующего в рамках Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
С учетом изложенного просим Вас разъяснить:
Допускается ли в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации определять рыночную цену по оптовым сделкам налогоплательщика на основании данных о розничных ценах на идентичные товары с учетом условий, которые оказывают влияние на розничные цены по сравнению с оптовыми?
Допускается ли при оценке правильности применяемых цен для целей налогообложения использовать в качестве источника информации результаты исследования рынка, содержащие сведения о рыночных ценах на идентичные (аналогичные) товары, сделанные независимыми оценщиками?
Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо от 28 марта 2008 года по вопросу о применении положений статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации и сообщается следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки, если иное не предусмотрено названной статьей. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
При этом рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (пункт 4 статьи 40 Кодекса).
Для целей Кодекса рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных пунктами 4-11 статьи 40 Кодекса. При определении рыночных цен принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок.
Кроме того, при определении рыночных цен товара (работы, услуги) учитываются официальные источники информации о рыночных ценах на товары (работы, услуги), биржевых котировках и заключенных на момент реализации этого товара (работы, услуги) сделках с идентичными (однородными) товарами (работами, услугами) в сопоставимых условиях.
Для целей определения сопоставимости условий сделок учитываются разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены. Условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров (работ, услуг), либо может быть учтено с помощью поправок (пункты 8, 9 и 11 статьи 40 Кодекса).
При отсутствии на соответствующем рынке товаров сделок по идентичным (однородным) товарам или из-за отсутствия предложения на этом рынке таких товаров, а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации. При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, в последующем реализованных покупателем) используется затратный метод (пункт 10 статьи 40 Кодекса).
Статьей 40 Кодекса не предусмотрено определение рыночной цены на основе информации о цене сделки, представленной независимыми оценщиками в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Вместе с тем представляется целесообразным отметить, что при рассмотрении дела суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение для определения результатов сделки, не ограничиваясь обстоятельствами, перечисленными в пунктах 4-11 статьи 40 Кодекса.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрен порядок определения рыночной цены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения при отсутствии информации о ценах на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг).
При определении рыночных цен принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между указанной категории лиц могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок.
При отсутствии на соответствующем рынке товаров сделок по идентичным (однородным) товарам или из-за отсутствия предложения на этом рынке таких товаров, а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников используется метод цены последующей реализации. При невозможности использования указанного метода используется затратный метод.
НК РФ не предусмотрено определение рыночной цены на основе информации о цене сделки, представленной независимыми оценщиками. Вместе с тем Минфин России отмечает, что при рассмотрении дела суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение для определения результатов сделки.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 2 июля 2008 г. N 03-02-07/1-243
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 22 июля 2008 г. N 26