Федеральная антимонопольная служба рассмотрела Ваш запрос о применении нерегулируемых цен при расчете стоимости приобретенной электрической энергии и сообщает.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 529 "О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)" поставка электрической энергии (мощности) на условиях, предусмотренных Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2003 г. N 643 (с учетом изменений, внесенных настоящим Постановлением) (далее - Правила), осуществляется с 1 сентября 2006 г.
Таким образом, с 1 сентября 2006 года на оптовом рынке электрической энергии (мощности) действуют договоры купли-продажи электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам), по условиям которых покупатели электроэнергии, в том числе, гарантирующие поставщики, приобретают электроэнергию по регулируемой цене (тарифу):
- до конца 2006 года - 100% от объема, указанного в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2006 год, утверждаемом Федеральной службой по тарифам - с 1 января 2007 года от 90 до 95 % от объема, указанного в сводном балансе на 2007 год.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 N 205 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу определения объемов продажи электрической энергии по свободным (нерегулируемым) ценам" продажа электроэнергии по регулируемым ценам осуществляется:
- с 1 июля по 31 декабря 2007 г. в размере от 85 до 90 процентов от объема, указанного в сводном балансе на 2007 год;
- с 1 января по 30 июня 2008 г. в размере от 80 до 85 процентов от объема, указанного в сводном балансе на 2007 год;
- с 1 июля по 31 декабря 2008 г. в размере от 70 до 75 процентов от объема, указанного в сводном балансе на 2007 год;
- с 1 января по 30 июня 2009 г. в размере от 65 до 70 процентов от объема, указанного в сводном балансе на 2007 год;
- с 1 июля по 31 декабря 2009 г. в размере от 45 до 50 процентов от объема, указанного в сводном балансе на 2007 год;
- с 1 января по 30 июня 2010 г. в размере от 35 до 40 процентов от объема, указанного в сводном балансе на 2007 год;
- с 1 июля по 31 декабря 2010 г. в размере от 15 до 20 процентов от объема, указанного в сводном балансе на 2007 год;
- с 1 января 2011 г. электрическая энергия в полном объеме поставляется по свободным (нерегулируемым) ценам.
Таким образом, максимальная доля либерализации на оптовом рынке электроэнергии в 2006 году составляла 5 процентов от объема сводного баланса 2006 года, а в 2007 году составляет соответственно до 15 процентов от объема сводного баланса 2007 года и т.д.
Исходя из анализа пунктов 106-108 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее - Правила розничных рынков), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, в случае если фактическое потребление всех потребителей гарантирующего поставщика за соответствующий месяц оказывается больше, чем суммарные объемы электроэнергии, приобретенные на оптовом рынке по регулируемым ценам (тарифам), то объемы такого превышения гарантирующий поставщик покупает по свободным (нерегулируемым) ценам и, соответственно, продает объемы такого превышения по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен.
Следовательно, со дня вступления в силу Правил розничных рынков в случае, если фактическое потребление потребителей гарантирующего поставщика (энергоснабжающей (энергосбытовой) организации) превышает объемы, купленные им на оптовом и розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам), гарантирующие поставщики (энергоснабжающие (энергосбытовые) организации) при осуществлении расчетов с покупателями электрической энергии применяют новые принципы расчетов за поставленную электрическую энергию, в том числе с использованием свободных (нерегулируемых) цен.
Согласно пункту 4 Правил розничных рынков, продажа электрической энергии (мощности) на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам) осуществляется в объемах, соответствующих определяемым в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода и разделом X Правил розничных рынков объемам покупки электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, поставляющими электрическую энергию, в том числе для снабжения граждан-потребителей.
Тот факт, что на момент заключения договоров методика, устанавливающая правила определения стоимости электрической энергии, поставляемой на розничный рынок по регулируемым ценам, оплаты отклонений фактических объемов потребления от договорных (далее - Методика), не утверждена, не может лишать гарантирующего поставщика (энергоснабжающую (энергосбытовую) организацию) права на осуществление расчетов по договорам энергоснабжения (купли - продажи электрической энергии) с применением свободных (нерегулируемых) цен.
Возникновение у сторон разногласий относительно данного условия договора при внесении изменений в действующий договор или заключении нового договора также не является основанием для лишения гарантирующего поставщика (энергоснабжающей (энергосбытовой) организации) указанного права и не возлагает на нее безусловной обязанности принять данное положение договора в редакции контрагента.
В связи с отсутствием в настоящее время утвержденной методики, целесообразно при рассмотрении соответствующих обращений субъектов рекомендовать сторонам предусматривать в договорах энергоснабжения (купли - продажи электрической энергии) порядок расчета объемов электрической энергии, приобретаемой по регулируемым и свободным ценам соответственно.
В случае если стороны не смогли договориться об условиях договора, они вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда. Статья 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) устанавливает, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Относительно заявлений потребителей об отсутствии правовых оснований для применения нерегулируемых цен в рамках действующих договоров энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии), не предусматривающих применения таких цен, сообщаем следующее.
В соответствии с пунктами 1, 2, 4 статьи 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором, цена товаров и услуг публичного договора устанавливается одинаковой для всех потребителей. В случаях, установленных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В данном случае условие о цене договора в соответствии также с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ устанавливается и регулируется уполномоченным на то государственным органом.
Федеральным законом от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) установлено, что тарифы на электрическую и тепловую энергию подлежат государственному регулированию.
В области государственного регулирования тарифов Правительство Российской Федерации устанавливает предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на электрическую энергию, продаваемую по нерегулируемым ценам (статья 5 Федерального закона).
При несоответствии условий договора о цене вышеуказанным требованиям, такие условия признаются ничтожными (пункт 5 статьи 426 ГК РФ).
Таким образом, при проведении расчетов между сторонами по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии) между потребителем и гарантирующим поставщиков (энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией) со дня вступления в силу Правил розничных рынков применимы новые принципы организации расчетов за электроэнергию на розничном рынке, определенные Правилами розничных рынков, независимо от внесения сторонами соответствующих условий в договоры.
|
А.Г. Цыганов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъясняется порядок применения нерегулируемых цен при расчете стоимости приобретенной электроэнергии.
Если фактическое потребление электроэнергии потребителями гарантирующего поставщика за соответствующий месяц оказывается больше, чем суммарные объемы электроэнергии, приобретенные на оптовом рынке по регулируемым ценам, то объемы такого превышения гарантирующий поставщик покупает и, соответственно, продает по нерегулируемым ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен.
Отсутствие методики, устанавливающей правила определения стоимости электроэнергии при оплате отклонений фактических объемов потребления электроэнергии от договорных, а также возникшие разногласия между сторонами договора не являются основанием лишения гарантирующего поставщика права на осуществление расчетов с применением нерегулируемых цен.
Письмо Федеральной антимонопольной службы от 9 июля 2007 г. N ЦА/11304 "О применении нерегулируемых цен при расчетах за электрическую энергию"
Текст письма официально опубликован не был