Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 17 июля 2008 г. N 03-03-06/2/84
Вопрос: Банк имеет просроченную задолженность физических лиц по уплате комиссий за обслуживание текущих кредитных счетов и счетов потребительской карты физических лиц. Согласно критериям ст. 266 НК РФ данная задолженность является необеспеченной.
Имеет ли право Банк формировать резерв по сомнительным долгам только в отношении определенных видов дебиторской задолженности (например, комиссии за обслуживание счетов), а не всей дебиторской задолженности по Банку на основании данных инвентаризации, специально проведенной для целей налогового учета по отдельным видам дебиторской задолженности, на конец отчетного (налогового) периода?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 20.05.2008 N 11.052.1/10828 по вопросу учета в целях налогообложения прибыли расходов в виде сумм резерва по сомнительным долгам и исходя из содержащейся в письме информации сообщает следующее.
Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации в соответствии с законодательством.
Сведения о порядке проведения инвентаризации отражаются в утвержденной учетной политике.
Статьей 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности.
Банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 266 Кодекса в целях налогообложения прибыли сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Для налогоплательщиков-банков не признается сомнительной задолженность, по которой в соответствии со статьей 292 Кодекса предусмотрено создание резерва на возможные потери по ссудам.
Таким образом, банки создают резервы по сомнительным долгам по дебиторской задолженности, образовавшейся в связи с несвоевременным погашением процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной просроченной дебиторской задолженности, возникшей в связи с реализацией оказанных услуг и не обеспеченной залогом, поручительством или банковской гарантией.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ расходы на формирование резервов по сомнительным долгам учитываются при налогообложении прибыли. Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности.
Банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам по дебиторской задолженности, образовавшейся в связи с несвоевременным погашением процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной просроченной дебиторской задолженности, возникшей в связи с реализацией оказанных услуг и не обеспеченной залогом, поручительством или банковской гарантией.
Минфин России обращает внимание, что не признается сомнительной задолженность, по которой предусмотрено создание резерва на возможные потери по ссудам.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 17 июля 2008 г. N 03-03-06/2/84
Текст письма официально опубликован не был