Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 11 июля 2008 г. N 03-02-07/1-275
См. также письмо Минфина РФ от 21 апреля 2008 г. N 03-02-07/2-73
Вопрос: При осуществлении деятельности ООО (далее - Общество) возник вопрос о порядке действий организации - налогоплательщика и налогового органа в случае изменения места нахождения обособленного подразделения налогоплательщика в пределах территории (города, района), подведомственной одному налоговому органу.
В частности, Общество осуществляет страховую деятельность на территории одиннадцати субъектов РФ. Для осуществления деятельности в городах и районах Обществом созданы на их территории страховые отделы - обособленные подразделения Общества без статуса филиала или представительства. Всего на территории деятельности Общества действует 299 страховых отделов, по месту нахождения которых Общество стоит на учете в соответствующих налоговых органах.
В свою очередь, те страховые отделы, которые расположены в арендуемых помещениях, по прекращению действия соответствующих договоров аренды периодически меняют свое место нахождения в пределах территории (города, района), подведомственной одному налоговому органу.
НК РФ не установил правило поведения налогоплательщика в данной ситуации.
В связи с этим в целях обеспечения достоверности сведений, содержащихся в уведомлениях о постановке Общества на учет в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений (в части сведений о месте нахождении этих подразделений), Общество направляет в соответствующие налоговые органы уведомления (в произвольной форме) об изменении места нахождения таких обособленных подразделений с просьбой выдать новые уведомления с указанием их новых адресов.
Однако, налоговые органы иногда отказывают в этом Обществу, ссылаясь на необходимость выполнения Обществом обязанности о снятии с учета по месту нахождения таких обособленных подразделений в связи с прекращением деятельности (закрытии) этих подразделений с последующей постановкой на учет по месту нахождения вновь созданного обособленного подразделения.
Между тем полагаем, что данные требования налоговых органов неправомерны.
В связи с вышеизложенным, прошу разъяснить следующие вопросы применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах:
1. В каком порядке должна действовать организация - налогоплательщик и налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения этой организации в случае изменения места нахождения данного подразделения в пределах территории (города, района), подведомственной тому же налоговому органу?
2. Возможна ли в этом случае замена уведомления о постановке организации на учет в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения (в части сведений о месте нахождении этих подразделений) без процедуры закрытия и открытия такого подразделения и соответственно без снятия и постановки такой организации на учет в том же налоговом органе?
Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо от 16.05.2008 N 678/05-34 по вопросу о порядке постановке# на учет в налоговом органе обособленного подразделения организации в случае изменения места нахождения организации через обособленное подразделение на территории, подведомственной одному и тому же налоговому органу, и сообщается следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Одним из идентифицирующих признаков обособленного подразделения организации, не являющегося филиалом или представительством, в правоприменительной практике признается адрес, по которому эта организация осуществляет деятельность, отличающийся от адреса (места нахождения) самой организации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Кодекса организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, если она не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным Кодексом.
При осуществлении организацией деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет такой организации подается в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения, если указанная организация не состоит на учете по основаниям, предусмотренным Кодексом, в налоговых органах на территории муниципального образования, в котором создано это обособленное подразделение. В иных случаях постановка на учет организации в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений осуществляется налоговыми органами на основании сообщений в письменной форме, представляемых этой организацией в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Кодекса (пункт 4 статьи 83 Кодекса).
Согласно пункту 5 статьи 84 Кодекса в случае принятия организацией решения о прекращении деятельности (закрытии) своего обособленного подразделения налоговым органом по заявлению налогоплательщика осуществляется снятие с учета организации по месту нахождения этого обособленного подразделения.
Кодексом и гражданским законодательством Российской Федерации не определено, что понимается под изменением места нахождения обособленного подразделения организации. Кроме того, Кодексом не установлен порядок учета в налоговых органах обособленных подразделений организаций в связи с изменением мест их нахождения.
Впредь до внесения соответствующих изменений в часть первую Кодекса налоговые органы обеспечивают учет организаций по месту нахождения их обособленных подразделений на основе исследования фактических обстоятельств, руководствуясь действующим законодательством Российской Федерации.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
При изменении места нахождения обособленного подразделения организации (например, в связи с окончанием срока действия договора аренды на помещение, в котором функционирует обособленное подразделение) возникает вопрос, каким образом осуществляется постановка его на налоговый учет. В связи с этим Минфин России разъясняет.
Обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (создаются на срок более одного месяца). Основным признаком обособленного подразделения является его адрес, отличный от адреса самой организации. Организация, имеющая обособленные подразделения, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Снятие с налогового учета обособленного подразделения осуществляется в случае прекращения его деятельности.
Что касается рассматриваемой ситуации, то Налоговым кодексом РФ не определено понятие "изменение места нахождения обособленного подразделения организации" и не установлен порядок учета в налоговых органах обособленных подразделений организаций в связи с изменением мест их нахождения. В данном случае постановка на учет обособленных подразделений осуществляется на основе исследования фактических обстоятельств.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 11 июля 2008 г. N 03-02-07/1-275
Текст письма официально опубликован не был