Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 23 июля 2008 г. N 03-05-05-03/27
См. также письма Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 9 июня 2008 г. N 03-05-05-03/20, от 18 июля 2008 г. N 03-05-05-03/25, от 20 ноября 2008 г. N 03-05-05-03/53 и от 11 марта 2009 г. N 03-05-06-03/09
Вопрос: ОАО, согласно уставу, размещает акции в бездокументарной форме, которые не обращаются на организованном рынке ценных бумаг и не имеют рыночных котировок. В выписке из системы ведения реестра указана номинальная стоимость акции, равная 20000 рублей.
На практике наследники наших акционеров сталкиваются с проблемой оценки стоимости наследуемого имущества при выдаче нотариусами свидетельства о праве на наследство.
В связи с вышеизложенным просим Вас разъяснить:
Вправе ли нотариус исчислять размер госпошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство, исходя из номинальной стоимости ценных бумаг, содержащейся в выписке из реестра, предоставленной нотариусу держателем реестра владельцев ценных бумаг, или он обязан требовать предоставления стоимости ценных бумаг на день смерти наследодателя, определенной независимым специалистом-оценщиком согласно пп. 10 п. 1 ст. 333.25 НК РФ?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел Ваше письмо от 7 июля 2008 г. N ИВН-925/юр по вопросу исчисления размера государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство, состоящего из акций, и сообщает.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 333.25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по выбору плательщика для исчисления государственной пошлины может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный организациями (органами) или специалистами-оценщиками (экспертами), указанными в подпунктах 7-10 данного пункта. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки).
В случае представления нескольких документов, выданных организациями (органами) или специалистами-оценщиками (экспертами), указанными в подпунктах 7-10 данного пункта, с указанием различной стоимости имущества при исчислении размера государственной пошлины принимается наименьшая из указанных стоимостей имущества.
На основании подпункта 10 пункта 1 статьи 333.25 Кодекса стоимость ценных бумаг определяется специалистами-оценщиками.
При этом оценка стоимости наследственного имущества производится исходя из стоимости наследуемого имущества (курса Центрального банка Российской Федерации - в отношении иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте) на день открытия наследства на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 333.25 Кодекса.
Согласно статье 5 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) к объектам оценки относится совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия).
Проведение оценки объектов оценки является обязательным в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы (статья 8 Закона N 135-ФЗ).
Согласно Федеральному стандарту оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)" (далее - ФСО N 2), утвержденного# Приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. N 255, при определении стоимости объекта оценки, вид которой определяется в задании на оценку, используются: рыночная стоимость; инвестиционная стоимость; ликвидационная стоимость; кадастровая стоимость. Результат оценки может использоваться при определении сторонами цены для совершения сделки или иных действий с объектом оценки, в том числе для целей налогообложения. Кадастровая стоимость определяется оценщиком, в частности, для целей налогообложения.
Также статьей 7 Закона N 135-ФЗ установлено, что в случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.
Указанное правило подлежит применению и в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных Законом N 135-ФЗ или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов "действительная стоимость", "разумная стоимость", "эквивалентная стоимость", "реальная стоимость" и других.
Учитывая положения статьи 333.25 Кодекса, Закона N 135-ФЗ и ФСО N 2 для исчисления размера государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство, объектом права которого являются ценные бумаги, в том числе акции, специалистом-оценщиком будет определяться рыночная стоимость ценных бумаг.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно НК РФ в случае, если наследуемым имуществом выступают ценные бумаги, при исчислении размера госпошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство учитывается их стоимость, определяемая специалистами-оценщиками. При этом какая именно стоимость (рыночная или номинальная) не уточняется.
В связи с этим разъясняется, что согласно ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 23 июля 2008 г. N 03-05-05-03/27
Текст письма официально опубликован не был