Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Фролкиной С.В.,
судей Шмелеве А.Л., Шевчук Т.В.
при секретаре Алексеевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 26 августа 2013 года апелляционную жалобу Администрации Одинцовского муниципального района Московской области
на решение Одинцовского городского суда Московской области от 17 января 2013 года по делу по иску Маньякова Евгения Александровича к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области о признании права собственности на земельный участок, заслушав доклад судьи Шмелева А.Л., объяснения представителя Маньякова Е.А. и ДНТ "Топаз" - Жерносека В.Л.,
УСТАНОВИЛА:
Маньяковым Е.А. предъявлен иск к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области о признании права собственности на земельный участок N 269, площадью 2250 кв.м., по адресу: "данные изъяты"Требования мотивированы тем, что истец является членом ДНТ "Топаз" и, как член товарищества, имеет в пользовании спорный земельный участок. В связи с необходимостью оформления земельного участка в собственность истец вынужден обратиться в суд.
Представитель Администрации Одинцовского муниципального района Московской области иск не признал, по тем основаниям, что спорный земельный участок находится за границами отвода ДНТ "Топаз".
Представитель третьего лица по делу, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора - ДНТ "Топаз" с иском согласился.
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 17 января 2013 года иск удовлетворён. За Маньяковым Е.А. признано право собственности на указанный земельный участок, в границах, указанных истцом и приведённым в резолютивной части решения.
Не соглашаясь с постановленным судом решением, Администрация Одинцовского муниципального района Московской области в апелляционной жалобе просит его отменить, как незаконное и необоснованное.
Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд сослался на то, что имеется постановление Главы Одинцовского района N 2713 от 21 сентября 2005 года, которым были утверждены граница ДНТ "Топаз" и Акт выбора земельного участка ДНТ "Топаз" площадью 75,80 га и право собственности истца на спорный земельный участок производно от права товарищества на земельный участок площадью 75,80 га.
С таким выводом судебная коллегия согласиться не может.
Согласно сообщения начальника 1483 КЭУ Командования специального назначения от 08 сентября 2004 года N 92/1/447 земельный участок площадью 75,8 га войсковой части 51916 отведен решениями СМ СССР N 4616 от 28 февраля 1953 года и исполнительного комитета Московского областного Совета депутатов трудящихся от 30 января 1953 года N 0092/5 под строительство объектов специального назначения. В настоящее время указанный выше земельный участок находится в пользовании и закреплен на праве оперативного управления за государственным учреждением 194 КЭЧ района 1485 КЭУ Командования специального назначения. Решением начальника строительства и расквартирования войск заместителя Министра обороны РФ от 07 апреля 2001 года N 147/3/3/24193 изменено назначение земельного участка с целью передачи его в народное хозяйство для прирезки к существующему некоммерческому партнерству "Топаз".
Распоряжением Главы Одинцовского района Московской области N 750-р от 18 июня 2003 года, в редакции распоряжения N 989-р от 02 сентября 2005 года осуществлен выбор земельного участка площадью 27,80 га Дачному кооперативу "Топаз", из земель в/ч 51916, для дачного строительства в районе д. Клопово.
На основании проекта отвода земельного участка Администрацией Одинцовского района согласован акт выбора земельного участка площадью 75,8 га ДНТ "Топаз". Постановлением Главы Одинцовского района Московской области N 2713 от 21 сентября 2005 года утверждены границы ДНТ "Топаз" и акт выбора земельного участка ДНТ "Топаз".
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и с порядке, который установлен законодательством, действовавшим на месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до разграничения государственной собственности на землю в случае бесплатного предоставления земельного участка правоустанавливающим документом является акт органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, изданный в рамках его компетенции, в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, с обязательным указанием основания для бесплатной передачи земли в собственность.
Порядок выбора и предоставления земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений определен статьей 14 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
В соответствии пунктом 3 статьи 14 Федерального закона N 66-ФЗ на основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Пунктом 4 названной статьи установлено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность.
Общее собрание членов огороднического некоммерческого объединения вправе принять решение о закреплении за таким объединением как за юридическим лицом всех предоставленных ему земельных участков.
Согласно пункту 5 статьи 14 Федерального закона N 66-ФЗ садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, земельные участки предоставляются в порядке, установленном пунктом 4 названной статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона N 66-ФЗ предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 28 Федерального закона N 66-ФЗ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов в соответствии с пунктом 4 или 5 названной статьи обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Истцом в подтверждение обоснованности заявленных им требований не представлено допустимых и достаточных доказательств, подтверждающих предоставление земельного участка площадью 75,80 га ДНТ "Топаз", а также то, что испрашиваемый им спорный земельный участок находится внутри границ ДНТ "Топаз".
На генеральном плане земельный участок истца не отображен, его существование и место положения, не установлены.
Изменения в Генеральный план не внесены.
Как усматривается из ответа Управления Архитектуры и градостроительства от 24.08.2011г. согласно генеральному плану ДНТ "Топаз" количество застроенных участок составляет 165 штук и спорный земельный участок истца в генеральном плане отсутствует.
Пункт 2.3 раздела 2 устава ДНТ "Топаз" указывает, что товарищество занимает земли общей площадью 100,55 га, в том числе 4,95 га земель общего пользования, находящихся в собственности товарищества или общей собственности членов товарищества, а также 70,85 га, разделённых на 253 дачных земельных участка, имеющих различную площадь. Данное обстоятельство, свидетельствует об отсутствии в ДНТ "Топаз" земельного участка с порядковым номером N 269, на который претендует истец.
Доказательств того, что спорный земельный участок прошел кадастровый учет, а также того, что границы ДНТ "Топаз" установлены, в том числе с границах не совпадающих с общей площадью, указанной в Уставе ДНТ "Топаз" в материалы дела не представлены.
Согласно ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Таким образом, описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими отнести земельный участок к объектам земельных отношений.
По смыслу ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" идентификационными признаками земельного участка является его кадастровый номер, категория земель и разрешенное использование, спорный земельный участок такими признаками не обладает.
При указанных обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, и оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.
Судебная коллегия отмечает, что после определения в установленном законом порядке границ ДНТ "Топаз" истец не лишен возможности требовать передачи ему земельного участка в установленном законом порядке и с установлением границ.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Одинцовского городского суда Московской области от 17 января 2013 года - отменить.
Постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Маньякова Евгения Александровича к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области о признании права собственности на земельный участок - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.