Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 31 июля 2008 г. N 03-02-07/1-324
См. также письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10 февраля 2009 г. N 03-02-07/1-57
Вопрос: Пунктом 7 статьи 45 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право при обнаружении ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.
В случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 45 НК РФ, на основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки уплаченных налогоплательщиком налогов, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.
При этом ни Налоговым кодексом Российской Федерации, ни иными действующими законодательными актами Российской Федерации о налогах и сборах не определен срок, до истечения которого налоговый орган должен принять решение об уточнении платежа.
Вместе с тем ФНС России Приказом от 02.04.2007 N ММ-3-10/187@ утверждена форма решения об уточнении платежа и порядок ее заполнения. Однако данный Приказ также не содержит сроков на принятие налоговым органом решения об уточнении платежа.
В соответствии со статьей 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать бездействие должностных лиц налоговых органов, если по мнению этого лица такое бездействие нарушает его права. При этом согласно пункту 2 статьи 139 НК РФ жалоба в вышестоящий налоговый орган подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Пунктом 2 статьи 22 НК РФ установлено, что права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов.
Отсутствие законодательно установленных сроков уточнения платежей не дает налогоплательщикам возможности требовать от налоговой инспекции такого уточнения, а также своевременно обжаловать бездействие должностных лиц налоговых органов и таким образом реализовывать в полном объеме право на уточнение платежа, предоставленное пунктом 7 статьи 45 НК РФ, и право на обжалование, закрепленное подпунктом 12 пункта 1 статьи 21 НК РФ.
По мнению ФГУП в рассматриваемом случае сроки на принятие решения об уточнении платежа, а также на доведение такого решения до налогоплательщика должны быть аналогичны срокам, установленным НК РФ для проведения зачета излишне уплаченных налоговых платежей. Согласно пунктам 4 и 9 статьи 78 НК РФ решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась. При этом налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
Просим подтвердить позицию ФГУП, либо указать иные сроки, в течение которых налоговый орган должен вынести решение об уточнении платежа и уведомить о принятом решении налогоплательщика.
Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо от 26.05.2008 N 1.1.1-50/1828 по вопросу о применении пункта 7 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщается следующее.
Согласно пункту 7 статьи 45 Кодекса при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. На основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки уплаченных налогоплательщиком налогов, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.
Таким образом, при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 7 указанной статьи Кодекса, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа и осуществляет пересчет пеней.
Поскольку Кодексом не установлен специальный срок для принятия налоговым органом решения об уточнении платежа применяется срок для рассмотрения заявлений налогоплательщиков о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы налога, установленный статьей 78 Кодекса.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ обязанность по уплате налога считается исполненной, в частности, с момента предъявления в банк платежного поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке.
Если при заполнении платежного поручения допущена ошибка, но налог был перечислен в бюджетную систему РФ, налогоплательщик может обратиться в соответствующий налоговый орган с заявлением об уточнении основания, типа и принадлежности платежа. При этом налоговый орган вправе провести совместную сверку уплаченных налогов. На основании заявления и акта сверки (если она проводилась) налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога и осуществляет пересчет пеней.
Налоговым кодексом РФ не предусмотрен специальный срок принятия налоговым органом решения об уточнении платежа, поэтому в рассматриваемом случае применяется срок для рассмотрения заявлений налогоплательщиков о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы налога - 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 31 июля 2008 г. N 03-02-07/1-324
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 12 августа 2008 г. N 29, в газете "Экономика и жизнь", август 2008 г., N 34, в журнале "Документы и комментарии", август 2008 г. N 16