Письмо Минтранса РФ от 20 мая 2008 г. N СА-16/3729
См. комментарий к настоящему письму
Минтранс России рассмотрел письмо ФНС России от 15.02.2008 г. N 03-02/377 относительно разъяснений по отнесению (не отнесению) отдельных работ (услуг) к работам (услугам) по транспортировке, организации, сопровождению перевозок, работам (услугам), связанным с перевозкой или транспортировкой, в части работ (услуг) на железнодорожном транспорте и сообщает.
1. В отношении российских перевозчиков на железнодорожном транспорте, работы (услуги), выполняемые (оказываемые) которыми подпадают под действие подпункта 9 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
Понятие перевозчик определено в статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и в статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации". Перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж или грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж или грузобагаж управомоченному на его получение лицу.
В соответствии со статьей 785 Гражданского Кодекса Российской Федерации заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной. На железнодорожном транспорте в качестве транспортной накладной используется транспортная железнодорожная накладная.
При перевозках грузов по российским железным дорогам, включая перевозки экспортных и импортных грузов через российские порты, используется транспортная железнодорожная накладная, форма и порядок заполнения которой предусмотрен Правилами заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 39 (зарегистрирован в Минюсте России 23.06.2003 г. N 4819).
При перевозках грузов в прямом международном железнодорожном сообщении (через российские погранпереходы) используются накладная СМГС (Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении), а также накладная Советско-Финляндского прямого железнодорожного сообщения.
Сведения о перевозчике грузов содержатся в соответствующих графах транспортных железнодорожных накладных.
Согласно законодательству Российской Федерации перевозчик должен иметь лицензию на перевозку грузов железнодорожным транспортом.
2. В отношении транспортировки грузов.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 10.03.2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" под транспортировкой грузов понимается перемещение грузов без заключения договора перевозки по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей, возврата их на железнодорожные выставочные пути. В процессе транспортировки организация, осуществляющая перемещение груза не выдает транспортную накладную.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "10.01.2003 г."
Как правило, в сфере железнодорожных перевозок понятие транспортировки грузов обозначает производственный процесс по перемещению вагонов (в том числе с экспортным и импортным грузами) как совокупность технологических операций, выполняемых в целях оказания услуг (работ) по организации перевозок.
Однако в договорных отношениях налогоплательщиков - транспортных организаций понятие транспортировки может применяться в общеупотребительном значении и обозначать комплекс услуг, выполняемых при организации перевозок. Таким образом, договоры на организацию перевозок и на транспортировку в отдельных случаях могут содержать тождественный набор обязательств сторон.
Транспортировка грузов может выполняться любой организацией, но в случае осуществления транспортировки по путям общего пользования требуется лицензия, выдаваемая Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
3. В отношении сопровождения грузов.
Сопровождение грузов осуществляется проводниками, в качестве которых могут выступать представители грузоотправителя, либо уполномоченные ими лица. Транспортная организация, выполняющая сопровождение грузов, обязана обеспечить выполнение проводниками и/или иным образом определенного рода работ по сопровождению груза, в частности, надлежащим образом осуществить надзор, обслуживание, присмотр или уход за сопровождаемым грузом, а также своевременно предотвращать или отражать опасность, исходящую от данного груза или угрожающую ему.
4. В отношении работ (услуг) по организации и сопровождению перевозок, выполняемых (оказываемых) российскими организациями и индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте (подпункт 2 пункта 1 статьи 164 Налогового Кодекса Российской Федерации).
Помимо перевозчиков значительную часть работ (услуг), связанных с перевозкой и грузом, вывозимым за пределы таможенной территории Российской Федерации и (или) ввезенным на территорию Российской Федерации, выполняют российские организации и индивидуальные предприниматели не являющиеся перевозчиками. Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" перевозочный процесс совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В целях установления отнесения работ (услуг) к работам (услугам) по организации, сопровождению перевозок грузов следует исходить из определения направленности этих работ (услуг) на непосредственное осуществление перевозочного процесса, то есть на подготовку, осуществление и завершение перевозок грузов железнодорожным транспортом, при этом указанные работы (услуги) должны иметь непосредственную связь с перевозимым грузом.
В связи с этим под работами (услугами) по организации и сопровождению перевозок, вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемыми (оказываемыми) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иными подобными работами (услугами) следует понимать такие работы (услуги), как:
- услуги по подаче (предоставлению) под погрузку собственного, арендованного и/или принадлежащего на ином законном основании железнодорожного подвижного состава, контейнеров;
- услуги, предоставляемые в рамках договоров транспортной экспедиции;
- иные подобные услуги.
При этом, исходя из сложившейся на текущий момент практики, круг заказчиков подобного рода услуг включает не только грузоотправителей и грузополучателей, но и собственников перевозимых грузов, их представителей и других заинтересованных в перевозке лиц.
4.1. Услуги по подаче (предоставлению) под погрузку собственного, арендованного и/или принадлежащего на ином законном основании железнодорожного подвижного состава, контейнеров.
Данные услуги оказываются операторами железнодорожного подвижного состава, иными юридическими лицами, которые, обладая на праве собственности или ином законном праве вагонами, контейнерами, локомотивами, участвуют в осуществлении перевозочного процесса: оказывают заказчикам (заинтересованным в перевозке лицам) услуги путем подачи (предоставления) под погрузку подвижного состава, контейнеров для перевозок и осуществления диспетчерского контроля за продвижением вагонов (как в груженом, так и в порожнем состоянии), а также могут оказывать услуги, связанные с расчетами за перевозку (открытие лицевых счетов в ТехПД на железных дорогах для осуществления расчетов в централизованном порядке, обеспечения неснижаемого остатка денежных средств для авансирования перевозок, контроль правильности расчета и обоснованности взыскания провозных платежей и сборов, ведение претензионной работы и т.п.), и иные подобные услуги, связанные с перевозкой.
Услуга по подаче (предоставлению) под погрузку собственного, арендованного и/или принадлежащего на ином законном основании железнодорожного подвижного состава, контейнеров для перевозок грузоотправителям, грузополучателям, грузовладельцам, и иным заинтересованным лицам, носит комплексный характер, и в ее состав могут входить:
- подача (предоставление) под погрузку подвижного состава, контейнеров принадлежащих организациям на праве собственности или ином законном основании;
- осуществление диспетчерского контроля за продвижением вагонов, контейнеров с грузами и предоставление клиентам соответствующей информации;
- обеспечение отправки и получения грузов;
- другие подобные услуги, связанные с организацией перевозок в приватном подвижном составе, контейнерах.
Перечень услуг, связанных с организацией и сопровождением перевозок, вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемых (оказываемых) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, и иных подобных работ (услуг) этим не ограничивается. Отраслевая специфика квалифицирует работы (услуги), связанные с перевозкой, в зависимости от содержания конкретного перевозочного процесса, который рассматривается как система последовательных договорных обязательств, необходимых для осуществления конкретной перевозки, либо нескольких взаимосвязанных перевозок, в том числе при смешанных перевозках, или перевозках в рамках единого технологического процесса, в зависимости от конечной хозяйственной цели осуществляемых перевозок. Транспортные компании могут выполнять как все услуги в комплексе, так и каждую из услуг отдельно.
Услуга по подаче (предоставлению) под погрузку подвижного состава имеет следующие отличия от имущественного найма (аренды) подвижного состава:
а) по целям договора. Цель договора аренды подвижного состава - получение во временное владение и пользование вагонов и контейнеров. Арендатор может использовать переданные ему вагоны и контейнеры по своему усмотрению, как для перевозок, так и для других целей (например, временного хранения грузов). Аренда вагонов и контейнеров не может считаться услугой по организации конкретной перевозки, поскольку отсутствует связь этой аренды с перевозимым грузом и собственно с перевозками в международном сообщении. Транспортные компании при оказании услуг по подаче (предоставлению) под погрузку подвижного состава предоставляют вагоны и контейнеры под конкретный груз в целях перевозки по определенному маршруту. Цель заключения клиентом такого договора - обеспечение перемещения его грузов, а не получение в пользование транспортного средства, как это имеет место быть в случае с договором аренды. Номера вагонов (контейнеров) указываются в транспортных железнодорожных накладных. Как правило, для подтверждения права на ставку НДС 0% предоставляется копия квитанции в приеме груза (лист 4 транспортной железнодорожной накладной) - экземпляр грузоотправителя.
б) по предмету договора. Предметом договора аренды подвижного состава являются индивидуально определенные вагоны и контейнеры (в договорах указываются номера подлежащих передаче в аренду вагонов и контейнеров). Между сторонами подписывается акт приема-передачи объектов во временное владение и пользование. При оказании услуг по подаче (предоставлению) под погрузку подвижного состава Клиент не получает во владение вагоны и; контейнеры, ему лишь предоставляется право загрузить в них грузы для перевозки в пункт назначения. Соответственно, в договоре не указываются номера вагонов и контейнеров, сторонами не составляется акт приема-передачи вагонов и контейнеров клиенту.
в) по расчетам и срокам договоров. Арендная плата за подвижной состав никак не привязана к конкретной перевозке и начисляется исходя из количества дней нахождения объекта аренды у арендатора. Срок аренды также не привязан к конкретной перевозке и исчисляется по соглашению сторон (как правило, месяцами или годами). Напротив, услуга по предоставлению вагонов и контейнеров под погрузку для осуществления перевозок непосредственно связана с организацией конкретной перевозки. Срок предоставления вагона и контейнера завершается одновременно с завершением договора перевозки, а плата за предоставление устанавливается исходя из условий конкретной перевозки (протяженность перевозки вне зависимости от сроков доставки, скорости и т.д.).
4.2. Услуги, предоставляемые экспедиторами, в рамках договоров транспортной экспедиции.
Согласно ст. 801 Гражданского Кодекса Российской Федерации и ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" от 11.06.2003 г. N 87-ФЗ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.
Экспедитор - это сторона договора транспортной экспедиции, выполняющая или организующая выполнение услуг, связанных с перевозкой грузов.
При этом экспедиторские услуги - это услуги, связанные с организацией процесса отправления и получения груза, а так же выполнением других работ, имеющих отношение к перевозке груза в соответствии с договором транспортной экспедиции.
В перечень экспедиторских услуг входят следующие виды, включая, но не ограничиваясь:
- оформление документов, сдача и получение груза;
- завоз-вывоз грузов;
- погрузочно-разгрузочные и складские;
- информационные;
- подготовка и дополнительное оборудование подвижного состава;
- страхование грузов;
- платежно-финансовые;
- таможенное оформление грузов и транспортных средств;
- прочие экспедиторские услуги.
Экспедиторские услуги предоставляют на основании договора транспортной экспедиции, заключаемого между экспедитором и грузоотправителем или грузополучателем на выполнение всего комплекса услуг по организации доставки груза или отдельных видов услуг и в соответствии с Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 г. N 554.
Все вышеперечисленные услуги являются самостоятельным видом деятельности и регламентируются главами 39 и 41 Гражданского кодекса Российской Федерации и относятся к категории "услуг по организации и сопровождению перевозок и иных подобных работ (услуг)" в понимании статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
Правоотношения по перевозкам и выполнению работ (услуг), связанных с перевозкой, регулируются международными договорами Российской Федерации (в первую очередь, СМГС), отраслевыми законами и нормативными актами Министерства путей сообщения Российской Федерации, Минтранса России, Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества.
При этом Минтранс России выражает готовность предоставить в адрес ФНС России необходимые документы и разъяснения, касающиеся конкретных проблем, возникающих в практике применения налоговыми органами положений Налогового Кодекса, относящихся к железнодорожным перевозкам. Мнение Минтранса России в отношении применения отраслевых понятий на иных видах транспорта будет сообщено дополнительно.
И.о. Министра |
С.А. Аристов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснен порядок отнесения отдельных видов работ в целях применения нулевой ставки НДС к выполняемым на ж/д транспорте работам (услугам) по перевозке или транспортировке экспортируемых товаров, а также к связанным с такой перевозкой или транспортировкой работам (услугам).
В частности, указано, что заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной. На ж/д транспорте в качестве транспортной накладной используется транспортная ж/д накладная. При перевозках грузов в прямом международном ж/д сообщении используются накладная СМГС, а также накладная Советско-Финляндского прямого железнодорожного сообщения.
Под транспортировкой грузов понимается перемещение грузов без заключения договора перевозки по ж/д путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с ж/д выставочных путей, возврата их на ж/д выставочные пути. В процессе транспортировки организация, осуществляющая перемещение груза, транспортную накладную не выдает.
Письмо Минтранса РФ от 20 мая 2008 г. N СА-16/3729
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от августа 2008 г. N 31, в журнале "Экономика железных дорог", 2008 г., N 11