Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 27 августа 2008 г. N 03-05-05-05/17
Вопрос: В соответствии с информационным письмом от 8 мая 2008 г. N 03-05-05-05/13 Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации по вопросу о порядке переоформления объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес в связи с реорганизацией юридического лица в форме присоединения разъяснено, что в случае, если в процессе реорганизации юридического лица в форме присоединения игорные заведения, перешедшие к правопреемнику, соответствуют требованиям, установленным Федеральным законом N 244-ФЗ, и не закрывались на период реорганизации, а также при наличии у правопреемника лицензии на право осуществления деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, соответствующей законодательству Российской Федерации о лицензировании, правопреемнику присоединенного юридического лица следует переоформить объекты налогообложения по налогу на игорный бизнес, ранее зарегистрированные присоединенным юридическим лицом, в порядке, установленном статьей 366 Налогового кодекса, т.е. путем снятия с учета игровых автоматов, зарегистрированных присоединенным юридическим лицом, и их последующей регистрации правопреемником в процессе осуществляемой им деятельности по организации и проведению азартных игр на основании пункта 1 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 366 главы 29 "Налог на игорный бизнес" Налогового кодекса каждый объект налогообложения по налогу на игорный бизнес подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Кроме того, налогоплательщик обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.
Поскольку в процессе реорганизации в форме присоединения изменения количества объектов налогообложения (выбытия либо установки объектов налогообложения) не произошло, игорные заведения не закрывались, ООО просит разъяснить порядок применения законодательства (ст. 366 НК РФ) при предоставлении правопреемником заявлений на переоформление применительно к требованию статьи 366 Налогового кодекса о соблюдении двухдневного срока.
Кроме того, ООО просит разъяснить установленный Налоговым кодексом порядок регистрации объектов игорного бизнеса при переоформлении объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес, ранее зарегистрированных присоединенным юридическим лицом, в порядке, установленном статьей 366 Налогового кодекса, путем снятия с учета игровых автоматов, зарегистрированных присоединенным юридическим лицом, и их последующей регистрации правопреемником без приостановления деятельности правопреемника на два дня.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ООО от 14.08.2008 N 498 по вопросу о порядке применения статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при перерегистрации объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес в связи с реорганизацией юридического лица в форме присоединения, и в дополнение к письму Минфина России от 08 мая 2008 г. N 03-05-05-05/13 сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 366 Кодекса каждый объект налогообложения по налогу на игорный бизнес подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Кроме того, налогоплательщик обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.
В Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.01.2007 N 116 указано на то, что при применении пунктов 2-4 статьи 366 Кодекса судам необходимо учитывать, что исходя из смысла определения игрового автомата, содержащегося в статье 364 Кодекса, под установкой игрового автомата следует понимать размещение подготовленного к использованию для проведения азартных игр специального оборудования (автомата) в игорном заведении на территории, доступной для участников азартной игры.
При этом в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 16 октября 2007 г. N 648-О-О указано на то, что на налогоплательщика возлагается обязанность зарегистрировать объект налогообложения (игровой автомат) не только до начала его использования для организации азартных игр, но и до его установки в игорном заведении на территории, доступной для участников азартной игры.
Из приведенных норм Кодекса и правовой позиции вышеназванных судов следует, что установка (выбытие) игрового автомата непосредственно связана с появлением новых или изменением общего количества ранее установленных игровых автоматов.
Учитывая, что появление новых или изменение общего количества ранее установленных игровых автоматов ведет к изменению налоговых обязательств по налогу на игорный бизнес, указанные объекты налогообложения подлежат обязательной регистрации налогоплательщиком в налоговых органах не позднее, чем за два дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.
Таким образом, порядок регистрации игровых автоматов, предусмотренный статьей 366 Кодекса, установлен в целях осуществления налогового контроля за общим количеством объектов налогообложения и правильностью исчисления и уплаты налога на игорный бизнес.
Статьей 50 Кодекса определен порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при реорганизации юридического лица. На основании пункта 2 названной статьи при присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо. Переход к правопреемнику обязанностей по уплате налогов включает и исполнение обязанностей, вытекающих из деклараций, представленных реорганизованным юридическим лицом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 50 Кодекса реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица.
Следовательно, если при реорганизации в форме присоединения, изменения общего количества объектов налогообложения (выбытия либо установки объектов налогообложения) не произошло, налоговая база не изменяется, а также игорные заведения, перешедшие к правопреемнику, не закрывались на период реорганизации, то при переоформлении объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес ранее зарегистрированных присоединенным юридическим лицом, в порядке, установленном статьей 366 Кодекса, т.е. путем снятия с учета игровых автоматов и их одновременной регистрации правопреемником, положение статьи 366 Кодекса, в части соблюдения двухдневного срока, в данном случае, по мнению Департамента, неприменимо.
При рассмотрении поставленного вопроса полагаем учитывать, в частности, правовую позицию ФАС Западно-Сибирского округа (Постановление от 29 апреля 2008 г. N Ф04-2619/2008(4151-А27-27)) и ФАС Дальневосточного округа (Постановление от 28 апреля 2008 г. N Ф03-А73/08-2/1030)
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налогоплательщики, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса, обязаны зарегистрировать каждый объект в налоговом органе по месту его установки. Регистрация объекта осуществляется не позднее чем за два дня до даты его установки. При появлении нового объекта или выбытии ранее установленного также осуществляется их регистрация в указанный срок. Регистрация игровых автоматов необходима для правильного исчисления налога на игорный бизнес. При этом существуют ситуации, когда вышеуказанный срок регистрации объектов игорного бизнеса на налогоплательщиков не распространяется.
Данный срок не применяется, например, при реорганизации юридического лица в форме присоединения, если общее количество объектов налогообложения не изменилось и игорные заведения, перешедшие к правопреемнику, не закрывались на период реорганизации. Перерегистрация осуществляется путем снятия с учета игровых автоматов и их одновременной регистрации правопреемником.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 27 августа 2008 г. N 03-05-05-05/17
Текст письма официально опубликован не был