Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 16 октября 2008 г. N 03-03-06/1/590
См. комментарий к настоящему письму
Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью осуществляет деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда.
Основной целью данного вида деятельности является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания, предоставления коммунальных услуг, надлежащего содержания общего имущества.
Организация, управляющая многоквартирными домами, получает за выполненную работу денежные средства от населения, бюджетные субсидии за содержание и текущий ремонт общего имущества, бюджетные средства, компенсирующие льготы на коммунальные услуги отдельным категориям граждан (узники концлагерей, инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны, доноры, радиация, ветераны труда, репрессированные, ветераны военной службы).
Соблюдается раздельный учет предпринимательской деятельности и деятельности по управлению эксплуатацией жилого фонда.
Просим разъяснить: каков порядок налогообложения налогом на прибыль бюджетных субсидий и бюджетных средств, компенсирующих льготы на коммунальные услуги отдельным категориям граждан?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 10.09.2008 N 211 по вопросам налогообложения прибыли организаций, связанным с оказанием услуг льготным категориям населения, и сообщает следующее.
Из вашего письма следует, что в связи с оказанием услуг льготным категориям граждан бесплатно или по льготным ценам организация получает из бюджета возмещение неполученной платы за указанные услуги.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Перечень средств, признаваемых средствами целевого финансирования, не учитываемыми в целях налогообложения прибыли, установлен подпунктом 14 пункта 1 и пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Так, согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в частности, в виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, а также в виде субсидий автономным учреждениям.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
Полученные организацией в указанном в вашем письме случае средства не могут рассматриваться ни в качестве средств целевого финансирования (подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса), ни в качестве целевых поступлений из бюджета (пункт 2 статьи 251 Кодекса), поскольку целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями либо, если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, в полном или частичном возмещении понесенных расходов.
В рассматриваемом случае организация не приобретала каких-либо товаров (работ, услуг), для оплаты которых ей были бы необходимы целевые бюджетные средства, а, наоборот, сама оказывала услуги. Поэтому получаемые им из бюджета средства по своему экономическому содержанию представляют собой часть выручки за оказанные услуги. Эти средства не подлежат отдельному учету, не предназначены для расходования на строго определенные цели, а могут использоваться получателем по своему усмотрению.
Факт получения организацией средств из бюджета на возмещение не полученной от потребителей платы за оказанные услуги ввиду применения регулируемых цен и (или) льгот сам по себе не может свидетельствовать об отсутствии у организации дохода (экономической выгоды) от реализации услуг.
Таким образом, средства, полученные организациями из соответствующего бюджета на покрытие сумм превышения расходов над доходами в связи с оказанием услуг льготным категориям граждан, в целях налогообложения прибыли организации учитываются в составе ее внереализационных доходов.
Аналогичная позиция высказана Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 22.12.2005 г. N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации".
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По мнению Минфина, средства, полученные организациями из соответствующего бюджета на покрытие сумм превышения расходов над доходами в связи с оказанием услуг льготным категориям граждан, в целях налогообложения прибыли учитываются в составе внереализационных доходов.
Это объясняется тем, что факт получения организацией средств из бюджета на возмещение не полученной от потребителей платы за оказанные услуги ввиду применения регулируемых цен и (или) льгот сам по себе не может свидетельствовать об отсутствии у организации дохода (экономической выгоды) от реализации услуг.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 октября 2008 г. N 03-03-06/1/590
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 18 ноября 2008 г. N 22