Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 26 ноября 2008 г. N 03-02-07/1-477
См. комментарий к настоящему письму
Вопрос: В соответствии с п. 1 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 2 статьи 117 Налогового кодекса Российской Федерации ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 календарных дней, но не менее 40 000 рублей.
1. Имеет ли право налоговая инспекция в целях применения ст. 117 НК РФ при наложении штрафа на мою организацию определять доход в соответствии со ст. 248 НК РФ?
2. В случае, если Минфин России поддерживает право налоговой инспекции на применение ст. 248 НК РФ в целях применения ст. 117 НК РФ, прошу разъяснить, почему не признается доходом прибыль (доход-расход), полученная организацией за период деятельности без постановки на учет в инспекции?
3. Обязана ли моя организация сдать налоговую отчетность за период деятельности без постановки на учет в налоговый орган по месту осуществления деятельности структурным подразделением?
Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено Ваше письмо по вопросам о применении статьи 117 Налогового кодекса Российской Федерации, а также о представлении налоговой декларации (расчета) в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения организации за период ее деятельности без постановки на учет в этом налоговом органе и сообщается следующее.
1. Согласно пункту 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях проведения налогового контроля организация подлежит постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего организации недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным Кодексом, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 4 статьи 83 Кодекса.
Уклонение от постановки на учет в налоговом органе влечет ответственность, установленную статьей 117 Кодекса.
Так, ведение деятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе более 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 календарных дней, но не менее 40000 рублей (пункт 2 статьи 117 Кодекса).
В соответствии со статьей 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", и "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
Глава 25 Кодекса не предусматривает специального порядка определения и оценки экономической выгоды при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Вместе с этим, в пункте 1 статьи 248 Кодекса указано, что к доходам в целях главы 25 Кодекса относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы. При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров, работ, услуг, имущественных прав.
Учитывая изложенное, полагаем, что при привлечении организации к ответственности в соответствии со статьей 117 Кодекса и определении размера штрафа от доходов, полученных в период деятельности организации без постановки на учет в налоговом органе, следует учитывать доход, определяемый в порядке, предусмотренном в пункте 1 статьи 248 Кодекса.
2. Привлечение организации к ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 117 Кодекса, не освобождает ее от обязанности по представлению в налоговый орган налоговой декларации (расчета) за период деятельности без постановки на учет в налоговом органе.
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 23 Кодекса налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налоговых органов об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.
На основании подпункта 8 пункта 1 статьи 31 Кодекса налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Минфина России не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России N 03-02-07/2-138 от 07.08.2007 направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Организация, ведущая деятельность через обособленное подразделение более 90 календарных дней, но не вставшая на налоговый учет по месту его нахождения, может быть привлечена к ответственности в виде штрафа. Размер штрафа составляет 20 % доходов, полученных в этот период, но не менее 40000 руб.
По мнению Минфина, при определении размера штрафа нужно учитывать доходы, облагаемые налогом на прибыль (т.е. доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы). При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные покупателю (приобретателю) товаров, работ, услуг, имущественных прав.
Наложение указанного штрафа на организацию не освобождает ее от обязанности представить налоговую декларацию (расчет) за период деятельности без постановки на учет в налоговом органе.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 26 ноября 2008 г. N 03-02-07/1-477
Текст письма официально опубликован не был