Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
от 21 августа 2008 г. N 09/2587-8-40
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека рассмотрела Ваше обращение от 27.06.2008 и разделяя в целом высказанную Вами озабоченность по поводу действительно существующих предпосылок к формированию судами правоприменительной практики, не соответствующей требованиям законодательства о защите прав потребителей, сообщает следующее.
Прежде всего, обращаем Ваше внимание на то, что Роспотребнадзор не является органом, осуществляющим функции по выработке государственной политики в области защиты прав потребителей (поскольку таковым полномочным органом определено Минздравсоцразвития России), и не наделен в этой связи правом, предусмотренным п. 4 ст. 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", давать разъяснения по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.
В то же время в соответствии с п. 6.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 322 (далее - Положение), Роспотребнадзор вправе "давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы". Однако, будучи наделенным этим правом, Роспотребнадзор реализует его с одной стороны - самостоятельно, с другой - исключительно в "целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности" (п. 6 Положения), которые в данном случае сводятся к "государственному контролю за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей" (п. 5.1.2 Положения) и "контролю за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг" (п. 5.1.3 Положения), т. е. к функциям по контролю и надзору за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации (п. 5.1 Положения), так или иначе выражающимся в применении соответствующих административных и гражданско-правовых мер защиты нарушенных прав потребителей.
С учетом вышеизложенного, применительно к соответствующему ответу на вопрос, приведенному в утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2008 года Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2008 года (далее - Обзор), мнение и позиция Роспотребнадзора сводятся к следующему.
Действительно, не будучи нормой права, на основании которой суд обязан в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) разрешать гражданские дела, позиция, выражаемая в соответствующих решениях, как Президиумов, так и Пленумов Верховного Суда Российской Федерации, не должна и не может исключать (заменять) как таковое применение в рамках гражданского судопроизводства соответствующих нормативных правовых актов в целях обеспечения правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел, как того требует ч. 2 ст. 12 ГПК РФ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо ч. 1 ст. 11 Гражданского кодекса имеется в виду ч. 1 ст. 11 Гражданский процессуальный кодекс
Что же касается непосредственно существа затронутого в Обзоре вопроса, то следует иметь в виду, что выраженная в нем позиция касается лишь распространения норм Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (с точки зрения его целеположения и предмета регулируемых отношений) на отношения, основанные на договоре имущественного страхования, т.е. - на ту часть гражданско-правовых отношений в области страхования (см. главу 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ), основу правового регулирования которых определяют, в частности, нормы ст. ст. 929-933 ГК РФ. Данное обстоятельство, по мнению Роспотребнадзора, никак не свидетельствует о том, что из сферы законодательства о защите прав потребителей органом судебной власти были исключены отношения, основанные на договоре личного страхования граждан (ст. 934 ГК РФ), тем более, что названный договор является публичным (см. п. 1 ст. 927 ГК РФ).
При таких обстоятельствах Роспотребнадзор не усматривает оснований для постановки перед Председателем Верховного Суда Российской Федерации вопроса о внесении в Обзор предлагаемых Вами изменений.
Заместитель руководителя |
Л.П. Гульченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21 августа 2008 г. N 09/2587-8-40
Текст письма официально опубликован не был