В связи с вступлением в силу приказа ФНС России и МВД России от 20.05.2008 N ММ-4-6/18дсп@/438дсп "О признании утратившим силу приказа МНС России и МВД России от 31 декабря 2003 года N БГ-4-09/34дсп/1040дсп "О взаимодействии налоговых органов Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации по предоставлению сведений о физических лицах" (зарегистрирован в Минюсте России 07.06.2008, регистрационный номер N 11816) приказываю:
1. Установить, что в ФНС России на основе сведений, получаемых в соответствии с пунктами 3 (в части сведений о фактах смерти физических лиц) и 8 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, подпунктом 3 пункта 4.1 Соглашения о направлениях взаимодействия и взаимного обмена информацией между Федеральной миграционной службой и Федеральной налоговой службой от 19.06.2007 N МС-1/8-11278дсп/ММ-25-04/5дсп "Об информационном взаимодействии между Федеральной миграционной службой, территориальными органами ФМС России и Федеральной налоговой службой, территориальными органами ФНС России по вопросам представления сведений о документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" и Протоколом N 2 от 09.11.2007 к указанному Соглашению, ведутся в составе программно-информационного комплекса "Недействительные паспорта" Справочник недействительных паспортов (далее - Справочник) и Картотека заявлений об утрате паспорта (далее - Картотека).
2. Межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных (И.В.Мирошникова) осуществлять формирование и обеспечение использования налоговыми органами Справочника и Картотеки.
3. Утвердить Методические указания для налоговых органов по порядку работы со сведениями о паспортах граждан, согласно приложению к настоящему приказу.
4. Управлению информатизации (Н.Е. Мельников) обеспечить организацию выполнения доработки программного обеспечения, реализующего порядок работы ПИК "Недействительные паспорта" на федеральном, региональном и местном уровнях, в соответствии с утвержденными настоящим приказом Методическими указаниями.
5. Признать утратившим силу приказ МНС России от 21 июля 2004 года N САЭ-3-09/433 "О совершенствовании организации работы по обеспечению достоверности сведений о физических лицах в информационных ресурсах налоговых органов".
6. Руководителям управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов.
7. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы Д.А. Чушкина.
Руководитель Федеральной |
М.П. Мокрецов |
Методические указания
для налоговых органов по порядку работы со сведениями о паспортах граждан
(утв. приказом Федеральной налоговой службы от 6 ноября 2008 г. N ММ-3-6/577
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические указания предназначены для территориальных органов Федеральной налоговой службы и определяют единый порядок работы по получению и обработке информации о паспортах граждан и формированию программно-информационного комплекса "Недействительные паспорта" (далее - ПИК "Недействительные паспорта").
1.2. Формирование ПИК "Недействительные паспорта" ведется на основе сведений, получаемых в соответствии с пунктами 3 (в части сведений о фактах смерти физических лиц) и 8 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), подпунктом 3 пункта 4.1. Соглашения о направлениях взаимодействия и взаимного обмена информацией между Федеральной миграционной службой и Федеральной налоговой службой от 19.06.2007 N МС-1/8-11278дсп/ММ-25-04/5дсп "Об информационном взаимодействии между Федеральной миграционной службой, территориальными органами ФМС России и Федеральной налоговой службой, территориальными органами ФНС России по вопросам представления сведений о документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" (далее - Соглашение) и Протоколом N 2 от 09.11.2007 (далее - протокол N 2) к Соглашению.
1.3. ПИК "Недействительные паспорта" представляет собой централизованно ведущийся ФНС России информационный ресурс, используемый для проверки паспортных данных физических лиц в целях недопущения использования недействительных паспортов при государственной регистрации юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) и при постановке на учет физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, а также в целях актуализации содержащихся в базе данных ЕГРН сведений. Указанная проверка проводится в инспекциях ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления и межрайонного уровня (далее - ИФНС России) и управлениях ФНС России по субъектам Российской Федерации (далее - УФНС России) пользователями различных категорий, работающих в среде ПИК "Недействительные паспорта" и других программно-информационных комплексов.
2. Состав ПИК "Недействительные паспорта" и источники его формирования
2.1. Рабочая Картотека - информационный ресурс ИФНС России (УФНС России)*(1), содержащий информацию:
- о паспортах, замененных (утраченных) гражданами Российской Федерации, сведения о которых поступили от органов ФМС России по форме ЗП "Сведения о фактах первичной выдачи или замены документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" (далее - форма ЗП) *(2);
- о паспортах, заявления об утрате которых поступили в структурное подразделение территориального органа ФМС России, полученную от органов ФМС России по форме УП "Сведения о фактах подачи гражданином заявления об утрате документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" (далее - форма УП)*(2);
- о паспортах замененных (утраченных) гражданами Российской Федерации, сообщаемую по запросам налоговых (регистрирующих) органов органами ФМС России по форме, приведенной в приложении к Протоколу N 2.
- о запросах, направленных в соответствии с Протоколом N 2.
Информация из Рабочей картотеки, за исключением сведений о направленных запросах и сведений о действительных паспортах, содержащихся в форме ЗП и ответах на запросы, поступивших от органов ФМС России, ежедневно передается на вышестоящий уровень с применением технологий Web-сервиса.
2.2. Справочник недействительных паспортов (далее - Справочник) - информационный ресурс, который формируется на федеральном уровне и содержит сведения о недействительных паспортах, полученные:
из информационных ресурсов налоговых органов по учету налогоплательщиков - о паспортах умерших физических лиц, сведения о которых поступили от органов ЗАГС, согласно пункту 3 статьи 85 Кодекса;
из Рабочей картотеки - о замененных (утраченных) паспортах, согласно полученным от органов ФМС России сведениям по форме ЗП, УП и ответам на запросы по форме, приведенной в приложении к Протоколу N 2;
от ФМС России - о недействительных паспортах, сведения о которых предоставляются в централизованном порядке в соответствии с подпунктом 3 пункта 4.1. Соглашения.*(3)
2.3. Картотека заявлений об утрате паспорта (далее - Картотека заявлений) - информационный ресурс, который формируется на федеральном уровне из Рабочей картотеки и содержит сведения о фактах подачи физическими лицами заявлений об утрате паспорта, поступающие от органов ФМС России по форме УП. Данные из Картотеки заявлений переносятся в Справочник по мере уточнения их статуса и отнесения заявленных паспортов к недействительным.
3. Работа с информацией, поступающей от органов ФМС России по формам ЗП и УП
3.1. Сведения от органов ФМС России по формам ЗП и УП поступают в налоговые органы по месту жительства граждан, как в электронном виде, так и на бумажных носителях.
Датой признания недействительным замененного паспорта, указанного в сведениях по форме ЗП, является дата выдачи гражданину паспорта, выданного взамен, приведенная в графе 2 формы ЗП.
Датой признания утерянным паспорта, указанного в форме УП, является дата подачи гражданином заявления об утере паспорта.
Сведения, представленные в электронном виде, загружаются с проведением соответствующего форматно-логического контроля.
Сведения, поступившие на бумажных носителях, проходят проверку на полноту представления в соответствии с реквизитами, приведенными в формах, утвержденных Приказом ФНС России N ММ-3-09/536@. При этом при осуществлении визуального контроля информации, поступившей от органа ФМС России на бумажном носителе по формам ЗП и УП соответственно, необходимо обратить внимание на заполнение обязательных реквизитов в адресной части форм:
- наименование и код органа ФМС России, представившего информацию;
- дата представления сведений.
Кроме того, должен быть заполнен порядковый номер записи в формах ЗП и УП.
Осуществляется ввод поступивших на бумажных носителях сведений по формам ЗП и УП, прошедших проверку на полноту представления. При этом проводится форматно - логический контроль (с помощью программных средств).
Осуществляется контроль правильности ввода информации.
В случае отсутствия в сведениях по физическим лицам обязательных реквизитов или в связи с ошибками, выявленными при проведении форматно - логического контроля, такие сведения считаются не представленными и в орган, представивший сведения, направляется письмо с указанием перечня физических лиц, по которым сведения считаются не представленными. В письме также указывается срок повторного представления сведений (не позднее 10 дней со дня направления указанного письма).
Проводится контроль соблюдения установленного срока представления сведений органами ФМС России на основе протокола обработки данных.
3.2. Сведения, поступившие в электронном виде, распечатываются в виде списка и, наряду со сведениями, поступившими на бумажных носителях, формируются согласно номенклатуре в отдельные дела (форма ЗП и форма УП) в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству.
3.3. Программными средствами предусматривается, в случае необходимости, возможность отдельно по каждому физическому лицу распечатки сведений по форме ЗП и УП, поступивших в электронном виде. Распечатанные в таком виде сведения подшиваются в учетное дело каждого физического лица.
3.4. С целью актуализации Картотеки заявлений при каждом поступлении сведений по форме ЗП указанные сведения сопоставляются в автоматизированном режиме со сведениями, имеющимися в Картотеке заявлений. В случае выдачи паспорта, взамен утраченного, сведения об утраченном паспорте исключаются из Картотеки заявлений с обязательным указанием реквизитов формы ЗП, на основании которой исключены сведения по форме УП.
Один раз в квартал инспектор ИФНС России проводит отбор сведений по форме УП, со дня поступления которых прошло более 3 месяцев.
3.4.1. По паспортным данным, содержащимся в отобранных сведениях, формируются и направляются с сопроводительным письмом в органы ФМС России соответствующий запрос в порядке, приведенном в разделе 6 настоящих методических указаний.
4. Обработка сведений о паспортах умерших физических лиц
4.1. В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Кодекса налоговые органы получают от органов ЗАГС информацию о фактах смерти физических лиц по форме С "Сведения о факте регистрации акта гражданского состояния о факте смерти", утвержденной Приказом ФНС России N ММ-3-09/536@.
Работа с указанными сведениями осуществляется в соответствии с Методическими указаниями для налоговых органов по работе со сведениями, поступающими от органов, поименованных в статье 85 Налогового кодекса Российской Федерации, направленными письмом ФНС России от 26.06.2006 NШТ-3-09/634@.
4.2. Обработанные сведения автоматизировано формируются в ФПД и передаются в МИ ФНС России по ЦОД для внесения их в Справочник, а также используются при проведении в установленном порядке работы по снятию с учета физических лиц, состоящих на учете в данном налоговом органе, кроме индивидуальных предпринимателей, снятие с учета которых осуществляется на основании сведений из ЕГРИП.
Датой признания паспорта недействительным является дата смерти физического лица.
5. Порядок использования ПИК "Недействительные паспорта" для проверки паспортных данных физических лиц в налоговых органах
5.1. Во всех случаях для проверки паспортных данных физического лица, которые представляются физическим лицом (лично, через уполномоченного представителя или по почте), в налоговые органы при государственной регистрации юридического лица, физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, КФХ, а также в связи с постановкой на учет в налоговом органе физического лица, не относящегося к индивидуальному предпринимателю, налоговый инспектор обращается к Справочнику.
5.2. Для исключения случаев предъявления паспорта, об утрате которого было подано заявление в орган ФМС России, сведения о заявленном паспорте проверяются также на наличие информации о нем в Картотеке заявлений.
В случае выявления факта предъявления физическим лицом паспорта, информация о котором содержится в Справочнике, действия сотрудников налогового органа осуществляются в порядке, установленном для государственной регистрации юридического лица, физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, КФХ, или постановки на его учет.
5.3. Использование Справочника и Картотеки заявлений осуществляется с применением технологий Web-сервиса.
В случае не поступления в налоговый орган сведений, содержащихся в Справочнике и Картотеке в срок, установленный для осуществления регистрационных или учетных действий, указанные действия продолжаются осуществляться в установленном порядке.
5.4. Налоговый (регистрирующий) орган вправе, в случае необходимости, направить в орган ФМС России соответствующий запрос в порядке, приведенном в разделе 6 настоящих методических указаний.
5.5. В случае выявления факта предъявления физическим лицом паспорта, информация о котором содержится в Справочнике, налоговый (регистрирующий) орган обязан направить в структурное подразделение территориального органа ФМС России по месту жительства гражданина сведения о лице, предъявившем недействительный паспорт (в произвольной форме), - в течение пяти рабочих дней со дня установления такого факта.
При отсутствии в налоговом органе сведений о регистрации гражданина по месту жительства такая информация направляется в структурное подразделение территориального органа ФМС России, выдавшее паспорт.
6. Порядок работы с запросами, направляемыми в органы ФМС России
6.1. Формирование запроса осуществляется программными средствами автоматизировано.
Сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии), дате и месте рождения, документе, удостоверяющем личность физического лица, а также наименование органа ФМС России, выдавшего документ, удостоверяющий личность, и его адрес, формируется на основании сведений, содержащихся в информационном ресурсе о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, либо в информационном ресурсе по учету налогоплательщиков.
Исходящему запросу присваивается уникальный номер, формирование которого осуществляется также автоматизировано.
Уникальный номер содержит код налогового органа, сформировавшего запрос, год и сквозной порядковый номер запроса.
6.2. Сформированный и распечатанный запрос направляется в орган ФМС России, выдавший паспорт. Копия направленного запроса, а также ответ на него подшивается в дело согласно принятой номенклатуре (в случае направления запроса при проверке паспортных данных при государственной регистрации) или учетное дело физического лица.
6.3. Сведения о направленных запросах содержатся в Рабочей картотеке. Дата направления запроса и его исходящий номер вводятся в Рабочую картотеку после регистрации в соответствии с инструкцией по делопроизводству.
6.4. В случае если налоговый (регистрирующий) орган, сформировавший запрос, и орган ФМС России, выдавший паспорт, расположены на территории одного субъекта Российской Федерации, запрос по форме, приведенной в приложении к настоящим методическим указаниям, распечатывается на бланке соответствующего налогового органа и направляется непосредственно в адрес указанного органа ФМС России.
6.5. В случае необходимости направления запроса в орган ФМС России выдавший паспорт, который расположен на территории другого субъекта Российской Федерации, налоговым (регистрирующим) органом, сформировавшим запрос по форме, приведенной в приложении к настоящим методическим указаниям, направляется в электронном виде*(4) с сопроводительным письмом в налоговый орган, на территории которого находится орган ФМС России. При этом подписывается только сопроводительное письмо.
Налоговый орган, на территории которого находится орган ФМС России, выдавший паспорт, не позднее рабочего дня, следующего за днем получения запроса, направляет распечатанный на бланке данного налогового органа и подписанный уполномоченным должностным лицом данного налогового органа запрос в орган ФМС России.
Поступивший ответ на запрос преобразуется в электронный вид с бумажного носителя и в электронном виде с сопроводительным письмом направляется в налоговый орган, сформировавший запрос.
6.6. Полученные ответы на запросы обрабатываются в порядке, установленном для формы ЗП.
Датой признания недействительным замененного или утраченного паспорта является дата выдачи нового паспорта, приведенная в графе 2 ответа на запрос.
6.7. При формировании запроса на основании документов, подаваемых при государственной регистрации или постановке на учет физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, и в случаях, когда проверка паспортных данных производится на основании информации, содержащейся в базах данных ЕГРЮЛ, ЕГРИП или ЕГРН, допускается формирование и отправка в орган ФМС России Запроса с отсутствующими реквизитами "дата и месторождения физического лица".
6.8. Сведения о полученных ответах с помощью программных средств вносятся в Рабочую картотеку.
7. Порядок внесения исправлений в информационные ресурсы, формируемые на федеральном уровне
В случае выявления налоговым (регистрирующим) органом ошибочной информации в Справочнике и Картотеке заявлений, внесение в них изменений осуществляется налоговым (регистрирующим) органом на основании документа, поступившего от органа ФМС России.
Внесение изменений в соответствующие информационные ресурсы производится с обязательной ссылкой на документ, послуживший основанием их внесения.
_____________________________
*(1) При внесении в ЕГРЮЛ сведений о юридических лицах, государственная регистрация которых осуществляется в специальном порядке. Обработка сведений в УФНС России осуществляется в порядке, установленном для налоговых (регистрирующих) органов.
*(2) Формы ЗП и УП утверждены приказом ФНС России от 17.09.2007 N ММ-3-09/536@ "Об утверждении форм сведений, предусмотренных статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Приказ ФНС России N ММ-3-09/536@).
*(3) При вводе сведений, полученных в централизованном порядке от ФМС России, датой признания паспорта недействительным является дата отправки телеграммы ФМС России в территориальные органы ФМС России.
*(4) Запрос направляется в порядке установленном приказом МНС России от 10.09.2004 N САЭ-3-18/494 "Об утверждении Порядка обмена документами в электронном виде между инспекциями МНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления и инспекциями МНС России межрайонного уровня"
Приложение
к Методическим указаниям, утвержденным
приказом Федеральной налоговой службы
от 6 ноября 2008 г. N ММ-3-6/577
________________________________
Бланк соответствующего налогового (наименование органа ФМС России,
органа осуществившего
Дата N . ________________________________
выдачу документа)
________________________________
(адрес)
Запрос о документе, удостоверяющем личность гражданина Российской
Федерации на территории Российской Федерации
N __________
В связи с необходимостью подтверждения сведений, имеющихся в
налоговом органе, в отношении гражданина Российской Федерации:
Фамилия ________________________ Имя _______________________________
Отчество (если имеется) __________________________
Сведения о документе, удостоверяющем личность (паспорте),
серия _____________ номер _____________
Наименование органа и код подразделения, выдавшего документ ________
________________________________________________________________________
Дата выдачи документа ___________
Дата рождения гражданина _________ Место рождения __________________
в соответствии с подпунктом 3 пункта 4.1. Соглашения и Протоколом
N 2* представьте сведения по форме, приведенной в приложении к Протоколу
N 2 в течение трех дней со дня получения настоящего запроса.
Контактный телефон должностного лица налогового органа: ____________
Должностное лицо
налогового органа __________________________ ______________________
(Ф.И.О.) (подпись)
-------------------------------------------
* Соглашение о направлениях взаимодействия и взаимного обмена информацией между Федеральной миграционной службой и Федеральной налоговой службой от 19.06.2007 N МС-1/8-11278дсп/ММ-25-04/5дсп "Об информационном взаимодействии между Федеральной миграционной службой, территориальными органами ФМС России и Федеральной налоговой службой, территориальными органами ФНС России по вопросам представления сведений о документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" и Протокол N 2 к Соглашению
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработаны новые Методические указания для налоговых органов по порядку работы со сведениями о паспортах граждан. Это обусловлено заключением ФНС России новых соглашений об информационном взаимодействии с ФМС России и органами ЗАГС.
Получение и обработка указанных сведений, как и прежде, осуществляется с использованием программно-информационного комплекса "Недействительные паспорта".
Данный комплекс включает в себя Рабочую картотеку (содержит информацию о замененных (утраченных) паспортах), Справочник недействительных паспортов (включает сведения о паспортах умерших граждан и о недействительных паспортах) и Картотеку заявлений об утрате паспорта (формируется из Рабочей картотеки). Ранее в состав комплекса также входил Сводный ресурс паспортов, который объединял в себе все остальные составляющие комплекса.
Рабочая картотека формируется на местном уровне, Справочник и Картотека - на федеральном. Использование последних в работе налоговых органов осуществляется через Web-сервис.
Установлен порядок применения комплекса для проверки паспортных данных граждан, обращающихся в налоговые органы.
Приказ Федеральной налоговой службы от 6 ноября 2008 г. N ММ-3-6/577 "О совершенствовании организации работы по обеспечению достоверности сведений о физических лицах в информационных ресурсах налоговых органов"
Текст приказа официально опубликован не был