Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 18 декабря 2008 г. N 03-05-05-02/91
См. комментарий к настоящему письму
См. также письма Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 29 января 2009 г. N 03-05-06-02/05 и от 12 февраля 2009 г. N 03-05-05-02/05
Вопрос: Организацией в марте 2007 г. приобретен земельный участок, вид разрешенного использования - "под магазин", получено свидетельство о государственной регистрации прав на земельный участок. В ноябре 2008 г. изменен вид разрешенного использования (назначение) данного земельного участка "под строительство жилого здания" и кадастровая стоимость этого участка, получено новое свидетельство о государственной регистрации прав на земельный участок с внесенными изменениями.
Просим разъяснить:
1. Влияет ли это изменение на определение налоговой базы, которая применяется для исчисления земельного налога в текущем налоговом периоде (2008 г.), а также подлежит ли изменению в таком случае в течение налогового (отчетного) периода (2008 г.) налоговая ставка до земельному налогу?
2. С какой даты исчисление суммы земельного налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в соответствии п. 15 ст. 396 НК РФ?
3. С какой даты начинается течение трехлетнего срока строительства в целях применения п. 15 ст. 396 НК РФ?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу об исчислении земельного налога при изменении вида разрешенного использования земельного участка и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в размерах, определенных данной статьей Кодекса.
При этом представительным органам муниципальных образований (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) предоставлено право дифференцировать налоговые ставки в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Согласно статье 390 Кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Таким образом, изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет за собой изменение кадастровой стоимости земельного участка.
При этом отмечаем, что на основании пункта 1 статьи 391 Кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года (пункт 14 статьи 396 Кодекса).
Исходя из данных норм Кодекса следует, что налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода (в т.ч. в зависимости от изменения вида разрешенного использования земельного участка), если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли, вследствие исправления технических ошибок или судебного решения, внесенных обратным числом на указанную дату.
Как следует из письма в отношении земельного участка, приобретенного в марте 2007 года, был установлен вид разрешенного использования "под магазин", а в ноябре 2008 года данному земельному участку установлен вид разрешенного использования "под строительство жилого дома".
Учитывая положения главы 31 Кодекса изменение вида разрешенного использования земельного участка, влияющее на величину налоговой базы и размер налоговой ставки и произошедшее в течение налогового периода, учитывается при определении налоговой базы и налоговой ставки, которые будут применяться при исчислении земельного налога в следующем налоговом периоде.
Таким образом, налогообложение земельного участка в 2008 году должно производиться исходя из вида разрешенного использования "под магазин", а в 2009 году исходя из вида разрешенного использования "под строительство жилого здания".
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно НК РФ, налоговая база по земельному налогу определяется на 1 января года, являющегося налоговым периодом, исходя из кадастровой стоимости земельного участка. При этом налоговая база не может меняться в течение налогового периода, если не произошло изменений результатов кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок или судебного решения, внесенных обратным числом на указанную дату.
Разъясняется, что изменение кадастровой оценки земли вследствие изменения вида ее разрешенного использования, произошедшее в течение одного налогового периода, учитывается при исчислении земельного налога в следующем налоговом периоде.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 18 декабря 2008 г. N 03-05-05-02/91
Текст письма официально опубликован не был