Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 26 декабря 2008 г. N 03-01-10/5-148
Вопрос: В адрес Губернатора Мурманской области обратилось УФНС России по Мурманской области с вопросом о возможности признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по региональным и местным налогам и сборам.
Постановление Правительства Мурманской области от 31.08.2005 г. N 343-ПП "О порядке принятия решения о признании безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по региональным налогам и сборам" принято в соответствии со статьей 59 части первой Налогового кодекса РФ и постановлением Правительства РФ от 12.02.2001 г. N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам".
Однако согласно Определению Верховного Суда РФ от 29.10.2001 г. N 32-Г01-7 право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации признавать недоимки безнадежными и списывать их ограничено статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации.
Данная позиция о том, что оснований для признания безнадежными к взысканию и списания задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, помимо утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.02.2001 N 100, не предусмотрено, подтверждается и в письме Министерства финансов Российской Федерации от 26.05.2008 N 03-01-03/3-63.
Исходя из вышеизложенного, просим Вас дать разъяснение о правомочии органов исполнительной власти субъекта РФ расширить перечень оснований для признания безнадежными к взысканию и списания задолженности по региональным налогам и сборам, помимо предусмотренных пунктом 1 постановления Правительства РФ от 12.02.2001 г. N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам".
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо Министерства финансов Мурманской области от 20 ноября 2008 г. N 03-02/2052 относительно порядка признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по региональным и местным налогам и сообщает следующее.
Списание безнадежных долгов по налогам и сборам осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Согласно пункту 1 указанной статьи недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации - по федеральным налогам и сборам; исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями - по региональным и местным налогам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 г. N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам" определены основания, по которым признаются безнадежными к взысканию недоимка и задолженность по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженность по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, и порядок их списания.
При этом органам государственной власти субъектов Российской Федерации и местным администрациям рекомендовано решать вопросы признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по региональным и местным налогам применительно к порядку, определенному названным постановлением.
Вместе с тем, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления могут быть установлены иные основания признания недоимки по соответствующим налогам безнадежной к взысканию в силу причин экономического, социального или юридического характера.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснен порядок признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по региональным и местным налогам.
Недоимка, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством РФ - по федеральным налогам и сборам; исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями - по региональным и местным налогам.
Региональным и местным органам власти рекомендовано решать вопросы признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по соответствующим налогам, руководствуясь порядком, определенным Правительством РФ. При этом органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления могут устанавливать иные основания признания недоимки по соответствующим налогам безнадежной в силу экономических, социальных или юридических причин.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 26 декабря 2008 г. N 03-01-10/5-148
Текст письма официально опубликован не был