СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего : Харманюк Н.В.
судей: Сироткиной Е. М., Тебеньковой Л.Г.,
при секретаре Буткиной А.В.,
рассмотрев в судебном заседании 16 января 2014 года дело по апелляционной жалобе ОАО "Российские железные дороги" на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 22 октября 2013 года, по которому постановлено:
"В удовлетворении требования представителя ОАО "Российские железные дороги" о признании незаконным предписания Государственного инспектора труда (по охране труда) О.Е.А ... N ... отказать".
Заслушав доклад судьи Харманюк Н.В., объяснения представителя ОАО "РЖД"- Хлопиной Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ОАО "Российские железные дороги" обратилось в суд ( с учетом уточнения требований) с заявлением о признании незаконным предписания Государственного инспектора труда (по охране труда) от ... N ... от ...
Представитель заявителя по доверенности Петрищева Л.А. поддержала заявленное требование.
Представитель Государственной инспекции труда в Республике Коми с требованиями не согласилась, указав, что предписание вынесено на законных основаниях.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Общество с решением не согласно, просит его отменить, как незаконное и необоснованное.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц на основании ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Материалами дела установлено, что в соответствии с распоряжением Государственной инспекции труда в Республике Коми от 09.09.2013 N7-2410-13-ОБ/165/24/1 в отношении Сосногорского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Северной дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" была проведена плановая проверка, задачами которой являлись контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Предписанием Государственного инспектора труда (по охране труда) О.Е.А.от ... N ... ОАО "РЖД" обязано устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно на основании Постановления Правительства РФ N870 от 20.11.2008 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" установить работникам железнодорожной станции Печора, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда по результатам аттестации рабочих мест, компенсацию в виде сокращенной продолжительности рабочего времени - не более 36 часов в неделю.
Правительство Российской Федерации, приняло постановление от 20.11.2008 N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда".
Согласно пунктам 1, 2 Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 Министерству здравоохранения и социального развития РФ предписывалось установить (в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений) работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени (не более 36 часов в неделю), минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска (не менее 7 календарных дней) и минимальный размер повышения оплаты труда (не менее 4 процентов тарифной ставки), а также условия предоставления указанных компенсаций.
Вместе с тем, на дату рассмотрения судом спора нормативный правовой акт, предусмотренный пунктом 2 постановления Правительства РФ от 20.11.2008 N 870, позволяющий дифференцировать виды и размеры компенсаций в зависимости от степени вредности условий труда, не принят.
Признавая законным и обоснованным предписание Государственного инспектора труда от ... в части требования об установлении работникам компенсаций, предусмотренных постановлением Правительства N 870, суд, с учетом правовой позиции Верховного Суда РФ, выраженной в решении от 14.01.2013 по делу N ... , пришел к верному выводу о том, что отсутствие соответствующего нормативного правового акта, определяющего порядок и условия предоставления указанных в постановлении компенсаций, не освобождает работодателя от обязанности их предоставления.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В силу части 5 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на отдых; работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Как установлено частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
Исходя из анализа приведенных положений Конституции Российской Федерации следует, что провозглашая право каждого на безопасные условия труда, на отдых и на охрану здоровья, Конституция Российской Федерации исходит из того, что здоровье человека является высшим неотчуждаемым благом, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности, а следовательно, его сохранение и укрепление играют основополагающую роль в жизни общества и государства. Этим предопределяется характер обязанностей государства, признающего свою ответственность за сохранение и укрепление здоровья людей, и, соответственно, содержание правового регулирования отношений, связанных с реализацией гражданами указанных конституционных прав, что в сфере труда требует от законодателя помимо установления мер, направленных на охрану здоровья работников непосредственно в процессе трудовой деятельности, введения для тех из них, кто осуществляет трудовую деятельность во вредных и (или) опасных условиях, дополнительных гарантий, призванных компенсировать негативное воздействие на их здоровье обусловленных этими условиями факторов.
С учетом этого в Трудовом кодексе Российской Федерации для работников, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, предусмотрен комплекс компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Порядок установления сокращенной продолжительности рабочего времени для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда предусмотрен ст.92 Трудового кодекса РФ, согласно которой ( в редакции Федерального закона от 30.06.2006 г. N 90-ФЗ), сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - не более 36 часов в неделю порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Статья 219 Кодекса также предусматривает, что каждый работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Постановлением от 20.11.2008 г. N 870 Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные ему федеральным законодателем полномочия, для названной категории лиц установило следующие компенсации: сокращенную продолжительность рабочего времени- не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск- не менее 7 календарных дней, повышение оплаты труда- не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации признает основанием для предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, конкретные условия труда, определяемые по результатам аттестации рабочих мест, а не включение профессии, должности в какой-либо список или перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на соответствующие компенсации.
Соответственно, указанная в статье 92 Трудового кодекса РФ и пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 870 сокращенная продолжительность рабочего времени- не более 36 часов в неделю должна предоставляться всем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, включая тех, чьи профессии, должности или выполняемая работа не предусмотрены Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, но работа которых в условиях воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса подтверждается результатами аттестации рабочих мест по условиям труда.
Из этого же исходит и Верховный Суд Российской Федерации, который в решении от ... года N ... указал, что действующее законодательство Российской Федерации признает основанием для предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, конкретные условия труда, определяемые по результатам аттестации рабочих мест, а не включение профессии, должности в какой-либо список или перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на соответствующие компенсации; следовательно, при установлении по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда 3 класса любой степени вредности работник независимо от того, поименована или нет его профессия, должность в Списке, имеет право на соответствующие компенсации в размерах не ниже установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 870.
Данным постановлением, в частности, предусмотрено, что работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени- не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации,
Довод жалобы, что работодателем, исходя из экономического положения компании, установленных условий Коллективного договора, которым не предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и были определены для работников названной категории на выбор две компенсации: ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск и повышение оплаты труда, по мнению коллегии, является несостоятельным и не свидетельствует о вынесении судом незаконного решения.
По общему правилу праву работника на получение льгот корреспондирует обязанность работодателя эти льготы предоставить.
Поэтому конкретные компенсации, порядок их назначения и выплаты в каждой организации обязательно закрепляются в коллективном договоре или локальном нормативном акте.
При этом, названными выше нормами законодательства работодателю не предоставлено право выбора определенных видов компенсации из трех указанных в Постановлении Правительства РФ от 20.11.2008 г. N 870.
В свою очередь, в соответствии с частью четвертой статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются.
Таким образом, на заявителя обязанность предоставлять компенсацию за работу во вредных условиях в случаях, когда по результатам аттестации рабочих мест не установлено неблагоприятного воздействия на здоровье работника каких-либо вредных факторов, оспариваемыми положениями не возлагается.
Поскольку действующее законодательство Российской Федерации признает конкретные условия труда, определяемые по результатам аттестации рабочих мест, основанием для предоставления работнику 36-часовой рабочей недели, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам, правомерно пришел к выводу о законности предписания государственного инспектора труда (по охране труда) О.Е.А ... N ... , так как ОАО "Российские железные дороги" допущены выявленные нарушения требований охраны труда.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 22 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.