Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Чиченевой Н.А., Варламовой Е.В.,
при секретаре Гришечкине П.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 13 февраля 2014 года апелляционную жалобу Михайлова К.П.на решение Чеховского городского суда Московской области от 10 февраля 2014 года по делу по заявлению зарегистрированного кандидата на должность Главы города Чехова Чеховского муниципального района Московской области Михайлова К.П.об отмене регистрации кандидата на должность Главы города Чехова Чеховского муниципального района Московской области Гибалова А.А..
Заслушав доклад судьи Московского областного суда Чиченевой Н.А., объяснения представителя Гибалова А.А. - Азарченко К.В., представителя Избирательной комиссии города Чехова Чеховского муниципального района Московской области - Аюпова М.Н., заключение прокурора Тришиной В.В.,
УСТАНОВИЛА:
Зарегистрированный кандидат на должность Главы города Чехова Чеховского муниципального района Московской области Михайлов К.П. обратился в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата на должность Главы города Чехова Чеховского муниципального района Московской области Гибалова А.А.
Требования мотивированы тем, что кандидат Гибалов А.А., являющийся одновременно первым заместителем Главы города Чехова и исполняющим обязанности Главы города Чехова Чеховского муниципального района Московской области при проведении избирательной кампании допускал неоднократное использование преимуществ своего должностного (служебного) положения, выразившееся: в использовании информационных услуг, обеспечивающих функционирование органов местного самоуправления, не оплаченных за счет средств избирательного фонда; в доступе к муниципальным средствам массовой информации в целях ведения предвыборной агитации, тогда как иным кандидатам для этих целей такой же доступ не предоставлялся; в обнародовании в период избирательной кампании в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе; в неоднократном распространении от своего имени поздравлений и иных материалов, не оплаченных за счет средств избирательного фонда. Изложенные обстоятельства, по мнению заявителя, являются основанием для отмены судом регистрации Гибалова А.А. кандидатом на должность Главы города Чехова Чеховского муниципального района Московской области в соответствии с пп. "в" п. 7 ст. 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Кроме того, кандидатом Гибаловым А.А. был нарушен порядок финансирования избирательной кампании, что также является основанием для отмены регистрации кандидата (пп. "б" п. 7 ст. 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Ермолаева О.А. поддержала заявление в полном объеме.
Представитель кандидата Гибалова А.А. по доверенности Азарченко К.В. против удовлетворения заявления возражал по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 97-101).
Представитель Избирательной комиссии города Чехова Чеховского Муниципального района Московской области по доверенности Аюпов М.Н. просил в удовлетворении заявленных требований отказать, представил письменные возражения на заявление (л.д. 211-214).
Представитель избирательного объединения - местного отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" Чеховского муниципального района Московской области - в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, направил в суд письменные возражения на заявление.
Решением Чеховского городского суда Московской области от 10 февраля 2014 года в удовлетворении заявления Михайлова К.П. отказано.
Не согласившись с данным решением, Михайлов К.П. подал апелляционную жалобу, в которой постановлен вопрос об отмене судебного постановления, как незаконного и необоснованного.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции заявитель Михайлов К.П., заинтересованное лицо Гибалов А.А., представитель избирательного объединения - местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Чеховского муниципального района Московской области не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены в установленном законом порядке. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора Тришиной В.В., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения в порядке, предусмотренном ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Из материалов дела усматривается, что решением Совета депутатов города Чехова Чеховского муниципального района Московской области от 23.12.2013 N 93/15 на 16.02.2014 назначены досрочные выборы Главы города Чехова Чеховского муниципального района Московской области.
Решением Избирательной комиссии города Чехова Чеховского муниципального района Московской области от 20.01.2014 N 11/1.2-13.2 Михайлов К.П., выдвинутый Чеховским районным местным отделением Регионального отделения Политической партии "Альянс Зеленых - Народная партия" в Московской области, зарегистрирован кандидатом на должность Главы города Чехова Чеховского муниципального района Московской области (л.д. 117).
23.01.2014 Избирательной комиссией города Чехова Чеховского муниципального района Московской области было принято решение N 13/1.1-13.2 о регистрации Гибалова А.А., выдвинутого Местным отделением Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", кандидатом на должность Главы города Чехова Чеховского муниципального района Московской области (л.д. 116).
В соответствии с п. 7 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях:
а) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата;
б) использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов;
в) неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;
г) установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией;
д) несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона;
е) неоднократного несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 5.2 статьи 56 настоящего Федерального закона;
ж) установления в отношении кандидата факта, свидетельствующего о том, что в течение периода, указанного в подпункте "г" пункта 3.2 статьи 4 настоящего Федерального закона (но до приобретения статуса кандидата), этот гражданин в своих выступлениях на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых им материалах (в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть "Интернет") призывал к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждал к таким деяниям, обосновывал или оправдывал экстремизм, либо совершал действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропагандировал и публично демонстрировал нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения;
з) установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости;
и) при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов - установления факта открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами.
Согласно п. 1 ст. 40 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения
Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что на выборах в представительные органы муниципальных образований при определенном числе избирателей в избирательном округе (но не более пяти тысяч избирателей) зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной службе, на время их участия в выборах могут не освобождаться от выполнения должностных или служебных обязанностей (п. 2 ст. 40 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
Согласно п. 5 ст. 40 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается:
а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов;
б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, если иным кандидатам, избирательным объединениям не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;
в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума;
г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране;
д) сбор подписей избирателей, ведение предвыборной агитации, лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;
е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, ведения предвыборной агитации, если иным кандидатам, избирательным объединениям для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом;
ж) агитационное выступление в период избирательной кампании при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;
з) обнародование в период избирательной кампании в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.
Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ агитация предвыборная (предвыборная агитация) - это деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
В соответствии с п. 2 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:
а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);
б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона);
в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
Согласно п. 2.1 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, профессиональной деятельности и указанные в подпункте "а" пункта 2 этой статьи, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), а действия, указанные в подпунктах "б" - "е" пункта 2 этой статьи, - в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно.
Пунктами 1 и 4 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ установлено, что граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию. Кандидат, избирательное объединение самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для её проведения иных лиц.
В силу пункта 5 указанной статьи расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов, фондов референдума в установленном законом порядке. Агитация за кандидата, избирательное объединение, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных объединений, запрещается.
В соответствии с п. 9 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ использование в агитационных материалах кандидата, избирательного объединения изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении возможно только с письменного согласия данного физического лица, при этом документ, подтверждающий согласие, представляется в избирательную комиссию вместе с экземплярами агитационных материалов.
Как установил суд, Гибалов А.А. является первым заместителем Главы города Чехова Чеховского муниципального района Московской области и исполняет обязанности Главы города Чехова Чеховского муниципального района Московской области. С 27.01.2014 по 17.02.2014 Гибалов А.А. находится в отпуске без сохранения заработной платы (л.д. 210).
15.01.2014 Гибалов А.А. подал в Избирательную комиссию города Чехова Чеховского муниципального района Московской области заявление о согласии баллотироваться и необходимые для выдвижения и регистрации кандидата документы. С этого дня в отношении Гибалова А.А. начали действовать установленные законом ограничения.
Проанализировав приведенные выше нормы закона, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии нарушений действующего законодательства, являющихся основанием к отмене регистрации кандидата Гибалова А.А. на предстоящих 16.02.2014 выборах Главы города Чехова Чеховского муниципального района Московской области.
Так, в номере 2 (1769) от 15.01.2014 газеты "Чехов-Сегодня" в статье "данные изъяты""Начинать надо с малого" отражены обстоятельства проведения в субботу совместного выездного совещания первого заместителя Главы Администрации Чеховского района Юдина С.В. и первого заместителя Главы города Чехова Гибалова А.А., целью которого являлась проверка состояния территории города Чехова после новогодних праздников (л.д. 23, 25); в статье "Рабочая поездка выходного дня" освещаются события субботы 11.01.2014, а именно рейд первого заместителя Главы города Чехова Гибалова А.А. совместно с сотрудниками жилищно-коммунальных служб по проблемным адресам города Чехова; приводятся сведения о проверке состояния канализационных систем, состояния жилых домов и придомовых территорий, а также о действиях по дальнейшему решению жилищных проблем (л.д. 27); в статье "Эстафета памяти. Кубинка, 8 января. .." описываются мероприятия, состоявшиеся 08.01.2014, посвященные Дню памяти героев, павших первыми в первую чеченскую (л.д. 26).
В номере 4 (1771) от 22.01.2014 газеты "Чехов-Сегодня" в статье Богдана Кондратенко "Вектор меняет направление" отражены обстоятельства открытия в микрорайоне Венюково города Чехова приемной Администрации города Чехова и проведения в пятницу 17.01.2014 очередного приема населения (л.д. 28); в статье "данные изъяты""С ветерком и комфортом" освещены мероприятия, проводимые Администрацией города Чехова, по решению транспортного вопроса, в частности, встречи первого заместителя Главы города Чехова Гибалова А.А. с городскими перевозчиками, обсуждение актуальных вопросов пассажирских перевозок на территории города Чехова (л.д. 29).
Статья "Кто боится полковника" (N 6 от 28.01.2014 газеты "Чехов-Сегодня") имеет информационное содержание (л.д. 32).
Как верно указал суд, вышеназванные статьи не являются агитационным материалом, отчетом кандидата Гибалова А.А. о его работе в городе Чехове, не содержат призывов голосовать за Гибалова А.А.
Статья "За город, удобный для жизни" - новый социальный проект", размещенная 25.12.2013 на официальном сайте ГАУ "Информационное агентство Чеховского района" (л.д. 30-31), в которой отражены мероприятия и события, имевшие место в декабре 2013 года в городе Чехове, также не содержит признаков агитационного материала,
Исследовав печатный материал "НАШ ГОРОД Чехов" (новогодний выпуск), печатные издания "Город для жизни Чехов", "Наш город Чехов", посвященные событиям реализации проекта "Город, удобный для жизни", содержащие, в том числе, поздравления Гибалова А.А., как и.о. Главы города Чехова, с новогодними праздниками, поздравительную открытку "С Новым Годом" (л.д. 40-43, 78-85, 89, 90-93), суд обоснованно отклонил доводы заявителя о том, что данные материалы являются агитационными материалами кандидата Гибалова А.А., поскольку в них не имеется предвыборной агитации, прямого или косвенного упоминания о предстоящих выборах и участии Гибалова А.А. в качестве кандидата на должность Главы города Чехова, призывов голосовать за Гибалова А.А., каких-либо обещаний от лица кандидата.
Упоминание в средствах массовой информации о стартовавшем в 2013 году в Московской области проекте "За город, удобный для жизни" является информационным сообщением, носящим характер новостей о событиях в городе Чехове, и также не содержит признаков предвыборной агитации.
Мероприятия по реализации указанного проекта, осуществлялись до назначения даты выборов и регистрации Гибалова А.А. в качестве кандидата на должность Главы города Чехова (л.д. 102-104).
Таким образом, все действия, которые заявитель расценивает, как неоднократное использование кандидатом своего должностного или служебного положения, были совершены Гибаловым А.А. как первым заместителем Главы города Чехова, исполнявшим обязанности Главы города Чехова, в пределах его полномочий.
Также судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии нарушений действующего законодательства при изготовлении и распространении кандидатом Гибаловым А.А. агитационных материалов (л.д. 118-156) и финансировании избирательной кампании.
Доводы заявителя о нарушении кандидатом Гибаловым А.А. законодательства об интеллектуальной собственности, как и его доводы об использовании кандидатом Гибаловым А.А. в период избирательной кампании помещения по адресу: "данные изъяты", занимаемого органами местного самоуправления, опровергаются материалами дела, в частности, Договором аренды нежилого помещения от 17.01.2014, заключенным с ООО "Браслет" "Д.У." (л.д. 106-110), и Лицензионным договором от 15.01.2014, заключенным с Репиным Д.А. (л.д. 111-114).
Исходя из вышеизложенного, суд правомерно отказал в удовлетворении заявления Михайлова К.П.
Доводы апелляционной жалобы Михайлова К.П. аналогичны доводам заявления, были предметом исследования и надлежащей оценки суда первой инстанции, не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта и поэтому не могут повлечь его отмену.
Также судебная коллегия учитывает, что в силу положений ч. 9 ст. 260 ГПК РФ, п. 5 ст. 78 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение по заявлению об отмене регистрации кандидата может быть принято не позднее, чем за пять дней до дня голосования.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чеховского городского суда Московской области от 10 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Михайлова К.П.- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.