Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 19 января 2009 г. N 03-05-05-01/03
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо Представительства Международной коммерческой компании от 13.12.2008 N 20 о налоге на имущество организаций и транспортном налоге и сообщает.
1. В соответствии со статьей 373 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. При этом деятельность иностранной организации признается приводящей к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 Налогового кодекса, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
В силу статьи 373 Налогового кодекса иностранная организация признается налогоплательщиком в следующих случаях:
- если иностранная организация, имеющая постоянное представительство на территории Российской Федерации, отвечающего# требованиям статьи 306 Налогового кодекса или международных договоров Российской Федерации, осуществляет деятельность в Российской Федерации через данное представительство;
- если иностранная организация является собственником недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации.
Статьей 374 Налогового кодекса предусмотрено, что объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению. В целях налогообложения иностранные организации обязаны вести учет объектов налогообложения в порядке, установленном в Российской Федерации для ведения бухгалтерского учета.
Особенности налогообложения имущества при исполнении концессионных соглашений установлены статьей# статья 378.1. Налогового кодекса, согласно которой имущество, переданное концессионеру и (или) созданное им в соответствии с концессионным соглашением, подлежит налогообложению у концессионера.
Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах (пункт 5 статьи 383 Налогового кодекса).
Кроме того, пунктом 3 статьи 374 Налогового кодекса объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.
Пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса установлено, что налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.
В отношении объектов недвижимого имущества иностранной организации, указанных в пункте 2 статьи 375 Налогового Кодекса, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению объекта недвижимого имущества (пункт 6 статьи 383 Налогового кодекса).
Таким образом, в силу статьи 373, пункта 3 статьи 374, пункта 2 статьи 375 Налогового кодекса уплата налога на имущество организаций в отношении находящихся на территории Российской Федерации объектов недвижимого имущества, собственником которых является иностранная организация, должна осуществляться иностранной организацией вне зависимости от наличия в Российской Федерации постоянного представительства иностранной организации, а также вне зависимости от осуществления деятельности на территории Российской Федерации постоянным представительством иностранной организации.
Что касается движимого имущества, собственником которого является иностранная организация, то оно подлежит налогообложению налогом на имущество организаций при условии, если иностранная организация осуществляет деятельность в Российской Федерации через свое представительство.
2. В отношении транспортного налога необходимо иметь в виду, что согласно пункту 1 статьи 357 Налогового кодекса налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункту 1 статьи 357" имеется в виду "статьи 357"
Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии и в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.94 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации". Государственная регистрация водных транспортных средств осуществляется в соответствии и в порядке, установленном статьей 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и статьей 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Государственная регистрация воздушных судов осуществляется в соответствии и в порядке, установленном статьей 33 Воздушного кодекса Российской Федерации.
Уплата транспортного налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств (статья 363 Налогового кодекса). Местом нахождения при постановке на налоговый учет согласно статье 83 Налогового кодекса признается для морских, речных и воздушных транспортных средств - место (порт) приписки, при отсутствии такого - место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества.
Таким образом, если государственная регистрация транспортных средств осуществляется на территории Российской Федерации в вышеназванном порядке на постоянное представительство иностранной организации, то у иностранной организации возникает обязанность по уплате транспортного налога вне зависимости от осуществления деятельности через постоянное представительство.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Минфина России не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России N 03-02-07/2-138 от 07.08.2007 направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Иностранная организация обязана уплатить налог на имущество в отношении своей недвижимости, находящейся в России, вне зависимости от наличия в РФ постоянного представительства и от ведения им в РФ деятельности. Движимое имущество иностранной организации облагается налогом на имущество, только если данная компания ведет свою деятельность в РФ через представительство.
Разъяснено также, что если на постоянное представительство в РФ зарегистрированы транспортные средства, то иностранная организация должна уплатить транспортный налог вне зависимости от ведения деятельности через свое представительство.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 19 января 2009 г. N 03-05-05-01/03
Текст письма официально опубликован не был