Методические рекомендации по организации транспортного обслуживания территориальных органов и учреждений Минюста России

Методические рекомендации
по организации транспортного обслуживания территориальных органов и учреждений Минюста России

 

I. Закупка, прием-передача автомобилей

 

1. Прием-передача автомобиля осуществляется, как правило, на основании распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации, территориального органа и учреждения Минюста России (далее - органы и учреждения). Основными документами при приеме-передаче автомобиля являются акт о приемке-передаче объекта основных средств унифицированной формы N ОС-1, утвержденный постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7 (далее - акт по форме ОС-1), и договор приема передачи транспортного средства. При необходимости может быть дополнительно составлен акт технического состояния автомобиля.

2. Закупку автомобилей производят по государственным контрактам, заключенным на основании Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 30. ч. 1. Ст. 3105).

3. Акт по форме ОС-1 оформляется после снятия автомобиля с учета в отделе регистрации автомототранспортных средств подразделения Государственной инспекции по безопасности дорожного движения МВД России (далее - ГИБДД). Вместе с автомобилем передаются паспорт транспортного средства (далее - ПТС), транзитные номерные знаки (если они были выданы в ГИБДД при снятии автомобиля с учета), сервисная книжка (если автомобиль находится на гарантийном обслуживании), инструкция по эксплуатации.

4. Для получения автомобиля и подписания акта по форме ОС-1 выдается доверенность, в которой указывается основание для передачи автомобиля (дата, номер распоряжения органов и учреждений Минюста России), марка автомобиля, год выпуска и идентификационный номер автомобиля.

5. В разделах 1 и 2 акта по форме ОС-1 бухгалтерия организации, передающей автомобиль, делает все необходимые отметки для правильной постановки автомобиля на балансовый учет и учета амортизации.

6. В разделе 3 акта по форме ОС-1 указываются марка автомобиля, идентификационный номер, номер двигателя, шасси, кузова, в подразделе "Другие характеристики" - комплектующие автомобиля (набор автолюбителя, дополнительный инструмент, щетки для ухода за автомобилем и т. п.). Кроме того, указываются количество, вид (зимние, летние), размеры, пробег автошин, а также тип колесных дисков (литые, стальные), дата установки, емкость стартерного аккумулятора автомобиля и его техническое состояние, общий пробег автомобиля и фактический остаток топлива в баке.

7. На третьей странице акта по форме ОС-1 указывается техническое состояние автомобиля и необходимые доработки (капитальный ремонт, окраска кузова, ремонт деталей и т.п.), в заключении комиссии - "Автомобиль технически исправен (неисправен, требует ремонта), передать (наименование организации)"; в строке "Приложение. Техническая документация" - номера ПТС, страхового полиса и сведения о наличии сервисной книжки и инструкции по эксплуатации.

8. Если перечисленные выше сведения не включены в акт по форме ОС-1, составляется дополнительный акт технического состояния автомобиля, который подписывается лицами, осуществившими фактическую передачу автомобиля, и руководителями организаций и учреждений Минюста России.

9. Для регистрации автомобилей в ГИБДД составляется в произвольной форме договор приема-передачи транспортного средства о безвозмездной передаче автомобиля с указанием юридических адресов и банковских реквизитов сторон, подробных сведений об автомобиле. Договор составляется в трех экземплярах, по одному для каждой стороны и один экземпляр сдается в ГИБДД при регистрации автомобиля. Датой договора и акта по форме ОС-1 является дата фактической передачи автомобиля. Договор подписывается руководителями органов и учреждений Минюста России.

10. Акт по форме ОС-1 подписывают главные бухгалтеры органов и учреждений Минюста России, осуществляющих прием-передачу автомобиля.

 

II. Организация эксплуатации и ремонта, обязательного страхования

 

11. После получения автомобиля органом и учреждением Минюста России издается приказ о вводе его в эксплуатацию, которым автомобиль принимается на баланс органа и учреждения Минюста России, назначаются ответственные за регистрацию автомобиля в военном комиссариате, ГИБДД, проведение государственного технического осмотра, заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности (далее - обязательное страхование) со страховой компанией, устанавливаются нормы расхода топлива и моторесурса, а также автомобиль закрепляется за водителем.

12. Закупку автошин, автомобильного топлива, обязательное страхование и ремонт автомобилей производят по государственным контрактам, заключенным на основании Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 30, ч. 1. Ст. 3105). В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 26. Ст. 3174) выбор страховой компании для обязательного страхования осуществляется путем проведения открытого конкурса или аукциона.

13. Нормы расхода топлива определяются на основании норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденных распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р "О введении в действие методических рекомендаций 'Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте".

14. Годовая норма расхода моторесурса определяется на основании приложения N 1 к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 3 августа 2001 г. N 238 "Об утверждении норм эксплуатации транспортных средств в федеральных управлениях, территориальных органах, учреждениях и организациях Министерства юстиции Российской Федерации". Моторесурс в течение года распределяется равномерно, при необходимости он может быть перераспределен между автомобилями одного типа.

15. При наличии штатных водителей эксплуатация автомобилей осуществляется по путевым листам. Используется путевой лист типовой формы или специально разработанной для органа и учреждения Минюста России. Путевой лист может быть однодневный или многодневный (не более 16 дней).

16. В путевом листе указываются: наименование органа и учреждения Минюста России, марка и государственный регистрационный номер автомобиля, дата выезда, фамилия, имя, отчество водителя, показания спидометра и количество топлива при выезде и возврате автомобиля, суточный пробег, количество выданного топлива и ежедневно списанного, которое заверяется подписью водителя.

17. В многодневном путевом листе производится расчет количества топлива, израсходованного на работу автомобиля за все дни работы, который заверяется подписью водителя.

18. При выезде автомобиля дежурным механиком (или лицом, на которое возложены обязанности по контролю технического состояния автомобиля) делаются отметки в путевом листе о техническом состоянии автомобиля и врачом - о допуске водителя к управлению автомобилем. При необходимости заключается договор со специализированным медицинским учреждением о проведении предрейсового медицинского осмотра водителей.

19. Для определения моторесурса каждого автомобиля, режима его работы и закрепления за структурными подразделениями органа и учреждения Минюста России ежегодно составляется план эксплуатации автомобилей, являющийся основанием для планирования технического обслуживания, определения потребности в автомобильном топливе и других расходов.

20. Персональное закрепление автомобиля допускается только за руководителем органа и учреждения Минюста России. Для организации эксплуатации других автомобилей назначаются ответственные лица, которые ежедневно подписывают путевой лист. По окончании срока действия путевого листа он сдается в бухгалтерию органа и учреждения Минюста России. Для учета расхода топлива ведется книга учета работы автомобиля, в которую по каждому автомобилю отдельно вносятся сведения из путевых листов: номер, дата выдачи и окончания путевого листа, показания спидометра, количество топлива на начало и конец путевого листа, пробег автомобиля, количество выданного и списанного топлива. Кроме того, выполняется расчет количества топлива, которое может быть списано в соответствии с установленными нормами. На основании сравнения количества фактически списанного топлива с нормативными показателями делается вывод о перерасходе или экономии топлива. Регулярная экономия топлива свидетельствует о правильной эксплуатации автомобиля и может быть основанием для денежного поощрения водителя.

21. Ночная парковка автомобилей при отсутствии собственных парковочных мест осуществляется по договору ответственного хранения с организацией, которая может обеспечить их сохранность.

 

III. Списание автомобилей и их комплектующих

 

22. Списание автомобилей осуществляется в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 февраля 2006 г. N 25н "Об утверждении инструкции по бюджетному учету" (зарегистрирован в Минюсте России 11 апреля 2006 г., N 7674). Порядок подготовки и содержание документов указаны в письме Министерства юстиции Российской Федерации от 17 мая 2006 г. N 03/4037-ВЯ "Об организации списания основных средств, находящихся на балансе Минюста России, его органов, и учреждений". Для получения разрешения на списание транспортного средства документы представляются в Департамент управления делами.

23. Списание автомобильных шин осуществляется с учетом норм эксплуатационного ресурса автомобильных шин, утвержденных распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 21 января 2004 г. N АК-9-р "Об утверждении и введении в действие документа "Правила эксплуатации автомобильных шин".

24. Списание стартерных аккумуляторных батарей осуществляется в соответствии с приложением N 3 к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 3 августа 2001 г. N 238 "Об утверждении норм эксплуатации транспортных средств в федеральных управлениях, территориальных органах, учреждениях и организациях Министерства юстиции Российской Федерации".

 

IV. Претензионная работа

 

25. Если водитель автомобиля стал участником дорожно-транспортного происшествия (далее - ДТП), он вызывает на место аварии представителя ГИБДД и выполняет действия, предусмотренные Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 47. Ст. 4531), сообщает своему непосредственному руководителю о факте ДТП и его обстоятельствах, наличии или отсутствии человеческих жертв, техническом состоянии автомобиля и возможности его доставки к месту парковки. О каждом случае ДТП, в котором пострадали люди, руководитель органа и учреждения Минюста России в течение суток письменно сообщает по факсу 8(495) 600-10-37 в Департамент управления делами с изложением обстоятельств происшествия.

26. В номенклатуре дел организации по каждому случаю ДТП заводится дело, в которое подшиваются объяснительные записки водителя, документы, выданные ГИБДД, страховыми компаниями, экспертными организациями, исковое заявление, судебная переписка и другие документы.

27. Если водитель не признан виновным в ДТП, возмещение ущерба производится либо страховой компанией виновника аварии, либо через суд. Если предстоит сложный ремонт автомобиля, в присутствии виновника аварии проводится независимая автотехническая экспертиза, позволяющая объективно оценить размер ущерба. Если при проведении ремонта обнаружены скрытые дефекты, в присутствии виновника аварии проводится дополнительная автотехническая экспертиза.

28. Калькуляция стоимости ремонта автомобиля, составленная независимой автотехнической экспертизой, позволяет определить фактический размер причиненного ущерба. Если перечисленных страховой компанией денежных средств недостаточно для проведения ремонта, по решению суда они дополнительно взыскиваются с виновника аварии.

29. Если в ДТП виновен водитель, который является работником органа и учреждения Минюста России, возмещение ущерба происходит в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1, ч. 1. Ст. 3). При этом с работником можно заключить мировое соглашение, в котором он принимает обязательство о добровольном возмещении причиненного ущерба путем ремонта автомобиля (для случаев мелких повреждений автомобиля с незначительным ущербом) либо путем добровольной оплаты причиненного вреда в пределах стоимости ремонта автомобиля, установленной независимой экспертизой. Во всех случаях проводится независимая автотехническая экспертиза с участием водителя, который подписывает акт осмотра повреждений автомашины. В случае отказа водителя от добровольного возмещения ущерба в течение одного месяца со дня причинения ущерба (со дня аварии) издается приказ органа и учреждения Минюста России о взыскании денежных средств из заработной платы работника, размер которых не может превышать среднемесячной заработной платы водителя (Трудовой кодекс Российской Федерации. Ст. 238, 241). Во всех остальных случаях представитель органа и учреждения Минюста России обращается с иском в суд, который принимает окончательное решение.

 

Начальник Управления транспортного
обеспечения Минюста России

В.И. Михайлов

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Разработаны Методические рекомендации по организации транспортного обслуживания территориальных органов и учреждений Минюста России.

Прием-передача автомобиля осуществляется, как правило, на основании распоряжения Минюста России, его территориального органа или учреждения. Автомобили и их комплектующие для Министерства закупают по госконтрактам.

Методические рекомендации разъясняют порядок организации эксплуатации и ремонта, обязательного страхования, списания автомобилей и их комплектующих.


Методические рекомендации по организации транспортного обслуживания территориальных органов и учреждений Минюста России


Текст методических рекомендаций опубликован в Бюллетене Министерства юстиции Российской Федерации, 2008 г., N 12