Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 30 января 2009 г. N 03-11-09/28
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики на письма от 26 ноября 2008 года N 9 и N 18 по вопросу применения положений главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и на основании информации, изложенной в письмах, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.18 Кодекса в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение таких доходов.
Согласно статье 346.21 Кодекса налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, исчисленных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания, соответственно, первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.
Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного пунктами 1 и 2 статьи 346.23 Кодекса для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период.
Пунктом 2 статьи 346.23 Кодекса установлено, что налогоплательщики - индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
Таким образом, порядок уплаты авансовых платежей (частями или полностью), а также момент их уплаты определяется налогоплательщиком самостоятельно, но не позднее 25 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
Пунктом 3 статьи 346.21 Кодекса установлено, что сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам (в том числе, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица), а также индивидуальные предприниматели. Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.
Согласно статье 28 Закона индивидуальные предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается, исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемого Правительством Российской Федерации.
Таким образом, сумма налога (авансовых платежей) уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных индивидуальным предпринимателем за работников, а также на сумму обязательного к уплате фиксированного платежа. Поэтому, на сумму страховых взносов, уплаченных индивидуальным предпринимателем в добровольном порядке на основании договора, заключенного с Пенсионным фондом Российской Федерации, сумма налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, уменьшаться не может.
В связи с тем, что дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, уплаченные в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 года N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" вносятся на основании добровольного заявления, то налогоплательщик не вправе уменьшать сумму налога (авансовых платежей по налогу), уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на указанные суммы страховых взносов.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Комова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфином России рассмотрен порядок применения индивидуальными предпринимателями (ИП) УСН с объектом налогообложения "доходы". Одновременно разъяснена возможность уменьшения суммы налога на дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.
В рассматриваемом случае ИП может уменьшить свои доходы на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС), а также на сумму пособий работникам по временной нетрудоспособности. При этом налоговая база не может быть уменьшена более чем на 50%.
Страховые взносы уплачиваются в бюджет ПФР в виде фиксированного платежа, размер которого в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемого Правительством РФ. Соответственно, сумма налога (авансовых платежей) уменьшается на сумму страховых взносов на ОПС, а также на сумму обязательного к уплате фиксированного платежа.
Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии вносятся в добровольном порядке, поэтому они не уменьшают сумму налога (авансовых платежей), уплачиваемую при применении УСН.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 30 января 2009 г. N 03-11-09/28
Текст письма официально опубликован не был