Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 12 февраля 2009 г. N 03-03-06/1/60
См. также письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 6 мая 2009 г. N 03-03-06/1/299
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики, рассмотрев письмо по вопросам учета расходов в виде сумм доплаты работникам до фактического заработка при временной утрате трудоспособности для целей налога на прибыль, а также применения единого социального налога и налога на доходы физических лиц в отношении таких доплат, сообщает следующее.
В соответствии с положениями статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Согласно пункту 15 статьи 255 НК РФ к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли относятся, в частности, расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральным законом.
Федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на текущий год устанавливается максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности. Так, статьей 8 Федерального закона от 25.11.2008 N 216-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" установлено, что максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) за полный календарный месяц не может превышать в 2009 году 18 720 рублей, в 2010 году - 20 030 рублей, в 2011 году - 21 390 рублей.
Однако, размер фактически выплачиваемого работодателем пособия по временной нетрудоспособности, исчисленного согласно трудовым договорам и законодательству Российской Федерации, может превышать указанные суммы.
Таким образом, в случае если размер фактически выплачиваемого работодателем пособия по временной нетрудоспособности, исчисленного согласно трудовому договору, превышает указанные суммы, налогоплательщик имеет право отнести в соответствии с пунктом 15 статьи 255 НК РФ к расходам, уменьшающим полученные доходы в целях налогообложения прибыли, сумму превышения фактически выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности в пределах фактического (среднего) заработка над максимальным размером пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого из Фонда социального страхования Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, отнесение работодателем сумм вышеуказанных доплат к расходам при исчислении налогооблагаемой прибыли зависит от того, предусмотрены ли такие доплаты локальными нормативными актами, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами согласно статье 255 НК РФ.
Что касается единого социального налога, то в соответствии с пунктом 1 статьи 236 НК РФ для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, объектом налогообложения единым социальным налогом признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой), а также по авторским договорам.
При этом пунктом 3 статьи 236 НК РФ установлено, что данные выплаты не признаются объектом налогообложения единым социальным налогом у налогоплательщиков-организаций, если они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 238 Кодекса не подлежат налогообложению единым социальным налогом государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам.
Поскольку сумма превышения фактически выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности в пределах фактического (среднего) заработка над максимальным размером пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого из Фонда социального страхования Российской Федерации, отнесена к расходам, уменьшающим полученные доходы в целях налогообложения прибыли, то такая сумма доплаты подлежит налогообложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке.
В отношении налога на доходы физических лиц следует учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 217 Кодекса не подлежат налогообложению этим налогом государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам.
Доплата до среднего заработка в сумме, превышающей установленный Фондом социального страхования Российской Федерации максимальный размер пособия по беременности и родам, в соответствии с трудовым договором работника не может рассматриваться в качестве государственного пособия, и, следовательно, облагается налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Комова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности устанавливается ежегодно ФЗ о бюджете ФСС РФ (в 2009 г. - 18 720 руб., в 2010 г. - 20 030 руб., в 2011 г. - 21 390 руб.). Вместе с тем размер фактически выплачиваемого работодателем пособия по временной нетрудоспособности может превышать эти суммы.
Если такая выплата, превышающая максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, предусмотрена локальными нормативными актами организации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами, то суммы этих доплат до фактического заработка работника могут быть отнесены организацией-работодателем к расходам на оплату труда при исчислении налога на прибыль.
Поскольку сумма указанной доплаты отнесена к расходам, уменьшающим доходы при налогообложении прибыли, то такая сумма доплаты облагается ЕСН. Также сумма доплаты в части превышения максимального пособия облагается НДФЛ.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 12 февраля 2009 г. N 03-03-06/1/60
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 10 марта 2009 г. N 10