Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Положение
о требованиях к деятельности по осуществлению государственного финансового контроля
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает требования к деятельности по осуществлению государственного финансового контроля (далее - контрольная деятельность).
2. Настоящее Положение распространяется на деятельность федеральных органов исполнительной власти (далее - субъект финансового контроля) при организации и осуществлении ими финансового контроля в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
3. Настоящее Положение не распространяется на финансовый контроль, осуществляемый Федеральным казначейством и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
4. Настоящее Положение может применяться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и исполнительно-распорядительными органами (должностными лицами) муниципальных образований при организации и осуществлении финансового контроля в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
II. Требования к осуществлению контрольной деятельности
5. Контрольная деятельность осуществляется субъектом финансового контроля в порядке, установленном в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
6. С целью организации и осуществления контрольной деятельности должны быть обеспечены:
а) распределение обязанностей между работниками, занятыми контрольной деятельностью (далее - работники финансового контроля);
б) планирование контрольной деятельности;
в) создание системы стимулов и условий для профессионального развития и повышения квалификации работников финансового контроля;
г) контроль качества контрольной деятельности;
д) отчетность о контрольной деятельности.
7. Субъект финансового контроля устанавливает критерии оценки результативности контрольной деятельности в целом, а также работы каждого работника финансового контроля.
8. При осуществлении контрольной деятельности работники финансового контроля руководствуются следующими принципами:
а) независимость;
б) профессиональная компетентность;
в) должная тщательность.
9. Независимость работников финансового контроля состоит в том, что при проведении контрольного мероприятия они независимы от объекта финансового контроля, в том числе:
а) не имеют родства с должностными лицами объекта финансового контроля;
б) не являлись в проверяемый период должностными лицами объекта финансового контроля.
Работники финансового контроля должны принимать меры по предотвращению конфликта интересов при проведении контрольных мероприятий.
10. Профессиональная компетентность работников финансового контроля состоит в том, что при осуществлении контрольной деятельности они обладают необходимыми профессиональными знаниями и навыками и постоянно поддерживают их на должном уровне.
11. Должная тщательность работников финансового контроля состоит в своевременном и точном исполнении обязанностей, предусмотренных настоящим Положением, установленным порядком осуществления субъектом финансового контроля контрольной деятельности, программой контрольного мероприятия.
12. При осуществлении контрольной деятельности работники финансового контроля должны проявлять профессиональный скептицизм.
Проявление профессионального скептицизма означает, что весомость полученных доказательств критически оценивается, доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства объекта финансового контроля либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений, внимательно изучаются. Профессиональный скептицизм необходим, чтобы, в частности, не упустить из виду подозрительные обстоятельства, не сделать неоправданных обобщений при подготовке выводов, не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема процедур контроля, а также при оценке их результатов.
13. Контрольная деятельность подлежит планированию.
14. Планирование контрольной деятельности осуществляется путем составления и утверждения субъектом финансового контроля плана контрольной деятельности на календарный год.
15. План контрольной деятельности представляет собой перечень контрольных мероприятий (ревизий, проверок), которые планируется осуществить в следующем календарном году.
В плане контрольной деятельности по каждому контрольному мероприятию устанавливается объект финансового контроля, проверяемый период, суммы финансирования в проверяемом периоде, форму контрольного мероприятия, срок проведения контрольного мероприятия, ответственные исполнители.
16. При планировании контрольной деятельности учитываются:
законность, своевременность и периодичность проведения контрольных мероприятий;
степень обеспеченности ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
реальность сроков проведения контрольных мероприятий;
равномерность нагрузки на работников финансового контроля;
экономическая целесообразность проведения контрольных мероприятий, определяемая соотношением затрат на проведение каждого контрольного мероприятия и суммы средств федерального бюджета, в отношении которых планируется проведение данного мероприятия;
наличие резерва времени для выполнения внеплановых контрольных мероприятий и другие факторы.
17. Субъект финансового контроля организует контроль за исполнением плана контрольной деятельности.
18. Внеплановые контрольные мероприятия назначаются в установленном порядке осуществления субъектом финансового контроля контрольной деятельности.
19. Качество контрольной деятельности подлежит систематическому контролю.
20. Предметом контроля качества контрольной деятельности является соблюдение при осуществлении контрольной деятельности бюджетного законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, настоящего Положения и установленного порядка осуществления субъектом финансового контроля контрольной деятельности.
21. Контроль качества контрольной деятельности осуществляется субъектом финансового контроля, который определяет формы, методы, периодичность и сроки такого контроля (порядок контроля качества).
Порядок контроля качества контрольной деятельности должен обеспечивать оперативность и результативность такого контроля.
При определении порядка контроля качества контрольной деятельности учитываются следующие факторы:
объем и сложность контрольной деятельности в целом и каждого контрольного мероприятия;
профессиональная компетентность работников финансового контроля.
22. В ходе контроля качества контрольной деятельности в обязательном порядке проверяются организация такой деятельности, ее планирование и результативность, а также отчетность о ней.
23. Субъект финансового контроля обеспечивает систематическое обобщение результатов контроля качества контрольной деятельности и информирование о них работников финансового контроля.
24. Субъектом финансового контроля обеспечивается систематическая отчетность работников финансового контроля о результатах контрольной деятельности.
25. Отчетность о результатах контрольной деятельности составляется на основе обобщения и анализа результатов контрольных мероприятий.
26. Отчетность о результатах контрольной деятельности составляется и представляется в установленном порядке осуществления субъектом финансового контроля контрольной деятельности.
III. Требования к организации и проведению контрольных мероприятий
27. Проведение каждого контрольного мероприятия подлежит подготовке субъектом финансового контроля.
Целью подготовки контрольного мероприятия является обеспечение его качества, результативности и своевременности.
28. При подготовке контрольного мероприятия:
а) осуществляется сбор информации об объекте контроля, необходимой для организации контрольного мероприятия;
б) определяется объем контрольного мероприятия;
в) рассматривается в предварительном порядке общий подход к проведению контрольного мероприятия;
г) определяются сроки и этапы проведения контрольного мероприятия, в том числе последовательность проверки направлений деятельности объекта финансового контроля;
д) определяются требования к работникам финансового контроля, необходимые для проведения контрольного мероприятия, формируется группа работников, проводящих контрольное мероприятие (далее - ревизионная группа), и распределяются обязанности между членами ревизионной группы;
е) составляется программа контрольного мероприятия;
ж) информируется объект финансового контроля о цели, объеме и сроках проведения контрольного мероприятия.
29. При подготовке контрольного мероприятия субъектом финансового контроля учитывается:
а) деятельность объекта финансового контроля, в том числе:
общие экономические факторы и условия деятельности объекта финансового контроля;
особенности деятельности объекта финансового контроля;
наличие территориально обособленных подразделений объекта финансового контроля;
б) система бюджетного (бухгалтерского) учета и система внутреннего контроля объекта финансового контроля, в том числе:
учетная политика, принятая объектом финансового контроля;
наличие и тип компьютерной системы ведения бюджетного (бухгалтерского) учета;
изменения в порядке отражения в бюджетной отчетности деятельности объектов финансового контроля в связи с применением новых нормативных правовых актов в области бюджетного (бухгалтерского) учета;
наличие подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля) у объекта финансового контроля и его возможное влияние на объем контрольного мероприятия;
в) существенность разных видов информации, в том числе:
вопросы, наиболее важные с точки зрения цели контрольного мероприятия, в том числе относительная важность разных вопросов бюджетного (бухгалтерского) учета;
уровень существенности информации, определенный для контрольного мероприятия;
возможность (в том числе на основе результатов контрольных мероприятий прошлых лет) существенных искажений данных бюджетной отчетности или недобросовестных действий руководства объекта финансового контроля;
выявление неоднозначных вопросов бюджетного (бухгалтерского) учета, в том числе таких, где результат зависит от профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного (бухгалтерского) учета (например, при определении оценочных показателей);
г) прочие факторы, в том числе:
количественный состав, профессиональная компетентность и опыт работников финансового контроля, планируемых к участию в контрольном мероприятии;
необходимость привлечения экспертов;
форму и сроки подготовки и представления отчетности о контрольном мероприятии.
30. Объем контрольного мероприятия определяется перечнем и характером процедур контроля, которые необходимы для достижения цели контрольного мероприятия при данных обстоятельствах.
31. Программа контрольного мероприятия составляется и утверждается до начала контрольного мероприятия в установленном порядке осуществления субъектом финансового контроля контрольной деятельности.
32. Программа контрольного мероприятия должна содержать: форму контрольного мероприятия; тему контрольного мероприятия; наименование объекта финансового контроля; перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе контрольного мероприятия.
33. В ходе контрольного мероприятия должен осуществляться контроль за работой членов ревизионной группы и ее результатами.
Контроль в ходе контрольного мероприятия осуществляется для достижения цели этого мероприятия и обеспечения качества работы членов ревизионной группы.
34. Контролю в ходе контрольного мероприятия подлежит:
а) работа каждого члена ревизионной группы независимо от занимаемой должности, квалификации и опыта;
б) работа, выполняемая на каждом этапе контрольного мероприятия, и ее результаты.
35. Контроль в ходе контрольного мероприятия осуществляется руководителем ревизионной группы, а также более опытными членами ревизионной группы в отношении работы менее опытных членов ревизионной группы.
36. Контроль за организацией и содержанием контрольного мероприятия осуществляется по мере проведения этого мероприятия до составления акта контрольного мероприятия.
В ходе контроля необходимо удостовериться в том, что:
а) члены ревизионной группы имеют единое четкое понимание программы контрольного мероприятия;
б) контрольное мероприятие проводится в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, настоящим Положением и установленным порядком осуществления субъектом финансового контроля контрольной деятельности;
в) программа контрольного мероприятия исполняется;
г) рабочая документация содержит доказательства, подтверждающие выводы, сделанные по результатам выполнения процедур контроля;
д) все оценки и выводы, сделанные в ходе и по результатам выполнения процедур контроля, обоснованны и подтверждены достаточными надлежащими надежными доказательствами;
е) все ситуации, связанные с ошибками, недостатками и необычными обстоятельствами, были надлежащим образом выявлены, задокументированы и разрешены либо на них было обращено внимание более опытных членов ревизионной группы;
ж) достигается цель контрольного мероприятия;
з) акт контрольного мероприятия надлежащим образом отражает выводы, сделанные в ходе контрольного мероприятия;
и) задокументированы предложения, направленные на совершенствование будущих контрольных мероприятий.
37. При проведении контрольного мероприятия ревизионной группой изучается система внутреннего контроля объекта финансового контроля (далее - система внутреннего контроля) и оценивается ее надежность.
38. В зависимости от вида контрольного мероприятия изучение и оценка надежности могут проводиться в отношении элементов системы внутреннего контроля:
а) способствующих обеспечению сохранности имущества, а также обеспечивающих точность и полноту бюджетного (бухгалтерского) учета;
б) способствующих обеспечению руководством объекта финансового контроля соблюдения законодательства и иных нормативных правовых актов;
в) способствующих осуществлению объектом финансового контроля финансово-хозяйственной деятельности наиболее эффективным и результативным путем, обеспечению реализации стратегии и тактики руководства объекта финансового контроля, формированию своевременной и надежной финансовой и управленческой информации.
39. Глубина изучения и оценки надежности системы внутреннего контроля определяется целью контрольного мероприятия и тем, в какой степени ревизионная группа предполагает полагаться на эту систему, а также наличием у объекта финансового контроля подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля).
40. Оценка системы внутреннего контроля, как правило, осуществляется на основе предыдущего опыта работы с объектом финансового контроля и подкрепляется:
а) запросами к надлежащим должностным лицам и работникам объекта финансового контроля;
б) изучением описаний системы внутреннего контроля (внутренних стандартов и процедур, и т.п.), должностных регламентов и инструкций работников объекта финансового контроля;
в) изучением документов, создаваемых в рамках системы внутреннего контроля;
г) наблюдением за деятельностью объекта финансового контроля, включая наблюдение за организацией компьютеризированных процедур.
41. В случае, когда бухгалтерская или иные информационные системы объекта финансового контроля компьютеризированы, ревизионная группа должна определить, функционирует ли система внутреннего контроля таким образом, чтобы обеспечивать системность, надежность и полноту информации, формирующейся в указанных информационных системах.
42. При наличии у объекта финансового контроля подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля) изучению подлежит также исполнение таким подразделением возложенных на него функций.
43. При проведении контрольного мероприятия должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства, подтверждающие выводы, сделанные по результатам этого мероприятия.
44. Доказательства - информация, полученная при проведении контрольного мероприятия, и результат ее анализа, которые подтверждают выводы, сделанные по результатам этого мероприятия.
К доказательствам относятся первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бюджетная, статистическая и иная отчетность, результаты процедур контроля, проведенных в ходе контрольного мероприятия, заключения экспертов, письменные заявления должностных лиц объектов финансового контроля, а также документы и сведения, полученные из других достоверных источников.
45. Доказательства считаются достаточными, если для подтверждения выводов, сделанных по результатам контрольного мероприятия, не требуются дополнительные доказательства. Достаточность представляет собой количественную меру доказательств.
46. Доказательства считаются надлежащими, если они подтверждают выводы, сделанные по результатам контрольного мероприятия. Надлежащий характер представляет собой качественную сторону доказательств.
47. Доказательства считаются надежными, если они обеспечивают высокую степень уверенности в выводах, сделанных по результатам контрольного мероприятия.
Надежность доказательств зависит от их источника (внутренний, внешний) и от их формы (документальная, устная, визуальная).
48. Оценка надежности доказательств основывается на следующем: доказательства, полученные из внешних источников (от третьих лиц), более надежны, чем доказательства, полученные из внутренних источников;
надежность доказательств, полученных из внутренних источников, тем выше, чем эффективнее системы бюджетного (бухгалтерского) учета и внутреннего контроля объекта финансового контроля;
доказательства, полученные непосредственно работником финансового контроля, более надежны, чем доказательства, полученные от объекта финансового контроля;
доказательства в документальной форме и письменные заявления более надежны, чем доказательства и заявления в устной форме;
устные и письменные заявления руководства объекта финансового контроля не являются заменой достаточных надлежащих надежных доказательств.
49. Доказательства более надежны, если они получены из разных источников, имеют разное содержание и при этом не противоречат друг другу. В таких случаях обеспечивается более высокая степень уверенности в выводах, сделанных в ходе контрольного мероприятия, по сравнению с той, которая имела бы место при рассмотрении доказательств по отдельности.
Если доказательства, полученные из одного источника, не соответствуют доказательствам, полученным из другого источника, должны быть определены дополнительные процедуры контроля, необходимые для выяснения причин такого несоответствия.
50. Достаточность, надлежащий характер и надежность доказательств должны сопоставляться с расходами, связанными с получением доказательств. Однако сложность получения конкретного доказательства и связанные с этим расходы не являются основанием для отказа от получения данного доказательства.
51. Доказательства получают в результате тестирования средств системы внутреннего контроля объекта финансового контроля и проведения проверок по существу.
При тестировании средств системы внутреннего контроля осуществляются процедуры контроля, проводимые для получения доказательств надлежащей организации и эффективности функционирования системы бюджетного (бухгалтерского) учета и системы внутреннего контроля объекта финансового контроля.
При проверке по существу осуществляются процедуры контроля, проводимые для получения доказательств наличия у объекта финансового контроля нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, а также искажений бюджетной отчетности объекта финансового контроля.
52. Проверка по существу может проводиться путем выполнения: инспектирования, наблюдения, запроса, подтверждения, пересчета, аналитических процедур.
53. Инспектирование представляет собой изучение записей, документов и (или) материальных активов.
54. Наблюдение представляет собой отслеживание процесса или процедуры, выполняемой другими лицами (например, наблюдение за пересчетом материальных запасов, осуществляемым сотрудниками объекта финансового контроля; наблюдение за процедурами внутреннего контроля, по которым не остается документальных свидетельств).
55. Запрос представляет собой поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами объекта финансового контроля.
При проведении контрольного мероприятия допустимы письменные запросы, адресованные третьим лицам, а также неформальные устные запросы, адресованные работникам объекта финансового контроля.
56. Подтверждение представляет собой ответ на запрос информации, содержащейся в документах бюджетного (бухгалтерского) учета (например, подтверждение наличия и величины дебиторской задолженности, полученное непосредственно у дебитора).
57. Пересчет представляет собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом финансового контроля, либо выполнение работником финансового контроля расчетов самостоятельно.
58. Аналитические процедуры представляют собой анализ и оценку полученной информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей объекта контроля с целью выявления необычных и (или) неправильно отраженных в бюджетном (бухгалтерском) учете хозяйственных операций и их причин.
59. Проведение контрольного мероприятия подлежит документированию.
60. Рабочая документация (рабочие документы), т.е. документы и иные материалы, подготавливаемые либо получаемые в связи с проведением контрольного мероприятия, составляется при подготовке и проведении контрольного мероприятия, а также при осуществлении контроля в ходе этого мероприятия.
61. В рабочих документах должно быть отражено обоснование всех существенных вопросов, по которым работнику финансового контроля необходимо выразить профессиональное мнение. В случаях, когда работник финансового контроля рассматривал сложные принципиальные вопросы или выражал по каким-либо существенным вопросам профессиональное мнение, в рабочие документы должны быть включены факты, известные этому работнику на момент формирования этого мнения.
62. Рабочие документы должны составляться с такой степенью полноты и подробности, которая необходима и достаточна для обеспечения понимания проведенного контрольного мероприятия и выводов по его результатам.
63. Объем рабочей документации по каждому контрольному мероприятию определяется работником финансового контроля, который руководствуется своим профессиональным мнением. Включение в рабочую документацию каждого рассмотренного в ходе контрольного мероприятия документа либо отражение в рабочем документе каждого рассматриваемого вопроса не является обязательным. Вместе с тем объем рабочей документации по контрольному мероприятию должен быть таков, чтобы в случае, если возникнет необходимость передать работу другому работнику финансового контроля, не имеющему опыта работы по данному контрольному мероприятию, новый работник финансового контроля смог исключительно на основе полученной рабочей документации понять проделанную работу и обоснованность выводов прежнего работника финансового контроля.
64. Форма и содержание рабочих документов определяются работником финансового контроля с учетом следующих факторов:
масштаб и характер контрольного мероприятия;
требования, предъявляемые к отчетности по результатам проведенного контрольного мероприятия;
масштаб, характер и сложность деятельности объекта финансового контроля;
доказательность отдельных документов;
характер и состояние системы бюджетного (бухгалтерского) учета и внутреннего контроля объекта финансового контроля;
необходимость указаний членам ревизионной группы и осуществление контроля за ними;
методы, применяемые при проведении контрольного мероприятия.
В целях повышения эффективности подготовки и проведения контрольного мероприятия могут применяться утвержденные формы рабочей документации (бланки, вопросники, типовые письма, обращения и т.п.), а также единая структура комплектации рабочих документов.
65. При включении в рабочую документацию документов и иных материалов, подготовленных объектом финансового контроля, работник финансового контроля должен убедиться в том, что такие документы и материалы подготовлены надлежащим образом.
66. Рабочая документация по контрольному мероприятию должна содержать:
документы, отражающие подготовку контрольного мероприятия, включая программу контрольного мероприятия;
сведения о характере, сроках, объеме контрольного мероприятия и результатах его выполнения;
документы о выполнении отдельных процедур контроля с указанием исполнителей и времени выполнения;
копии договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного (бухгалтерского) учета, бюджетной отчетности, иных необходимых документов;
письменные заявления, полученные от должностных лиц и иных работников объектов финансового контроля;
копии обращений, направленные другим органам финансового контроля, экспертам, третьим лицам и полученные от них сведения;
копии финансово-хозяйственных документов объекта финансового контроля, подтверждающие выявленные нарушения;
акты контрольного мероприятия, иную отчетность по результатам проведенного контрольного мероприятия;
документы, подтверждающие, что работа, выполненная работником финансового контроля, осуществлялась под контролем более опытных работников финансового контроля.
67. Рабочие документы должны быть систематизированы таким образом, чтобы отвечать обстоятельствам конкретного контрольного мероприятия.
68. Субъект финансового контроля устанавливает надлежащие процедуры обеспечения конфиденциальности и сохранности рабочих документов.
69. Рабочая документация подлежит хранению в соответствии с требованиями законодательства.
Рабочая документация, а также документы, оформляющие результаты контрольного мероприятия, комплектуются, учитываются и хранятся в установленном порядке осуществления субъектом финансового контроля контрольной деятельности.
70. Результаты контрольного мероприятия подлежат оформлению в письменном виде актом.
71. Акт должен составляться на русском языке, иметь сквозную нумерацию страниц. Показатели, выраженные в иностранной валюте, приводятся в акте в этой иностранной валюте и в сумме в рублях, определенной по официальному курсу этой иностранной валюты к рублю, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату совершения соответствующих операций.
72. Содержание акта должно основываться на следующем:
а) акт должен полно отражать результаты контрольного мероприятия;
б) в акте должен быть однозначно идентифицирован объект и предмет финансового контроля;
в) в акте должны быть раскрыты цели и объем контрольного мероприятия;
г) в акте должно быть указано, в соответствии с какими требованиями (стандартами, иными документами) проводилось контрольное мероприятие;
д) акт должен быть подписан уполномоченным лицом (лицами) и датирован;
е) акт должен быть составлен в установленные сроки.
73. При составлении акта должна быть обеспечена объективность, обоснованность, системность, четкость, доступность и лаконичность (без ущерба для содержания) изложения.
74. Результаты контрольного мероприятия, излагаемые в акте, должны подтверждаться достаточными надлежащими надежными доказательствами.
75. В акте при описании каждого нарушения, выявленного в ходе контрольного мероприятия, должны быть указаны: положения законодательных и нормативных правовых актов, которые были нарушены, к какому периоду относится выявленное нарушение, в чем выразилось нарушение, документально подтвержденная сумма нарушения, должностное, материально ответственное или иное лицо объекта финансового контроля, допустившее нарушение.
76. В акте не допускаются:
выводы, предположения, факты, не подтвержденные доказательствами;
морально-этическая оценка действий должностных, материально ответственных и иных лиц объекта финансового контроля;
помарки, подчистки и иные неоговоренные исправления.
77. С актом должен быть ознакомлен руководитель объекта финансового контроля.
78. Акт представляется лицу, назначившему контрольное мероприятие, для рассмотрения и принятия соответствующих решений.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Минфина РФ от 25 декабря 2008 г. N 146н "Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного финансового... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.