Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 13 марта 2009 г. N 03-03-06/1/137
См. комментарий к настоящему письму
Вопрос: Наша компания заключила договор на проведение аудита консолидированного баланса по состоянию на 31 декабря 2007 г. и соответствующих консолидированных отчетов о прибылях и убытках, подготовленных в соответствии МСФО. Договор составлен в мае 2008 года.
Данный отчет представлен:
1) по окончании аудита в июле 2008 года акционеру для поиска новых инвесторов, партнеров по бизнесу (поиск иностранных покупателей и поставщиков), нефтяных компаний, которые составляют отчет по МСФО для подтверждения нашего рейтинга в предтендерной работе;
2) в обслуживающий банк для получения кредита в условиях ужесточенной банковской политики при выдаче денежных средств в период мирового финансового кризиса.
Правомерно ли отнести затраты по аудиту в соответствии с МСФО на себестоимость продукции согласно пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 10 февраля 2009 г. N 23/0394 по вопросу учета для целей налогообложения прибыли расходов на аудит финансовой отчетности, составленной по МСФО и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с подпунктом 17 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы организации на аудиторские услуги.
На основании пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для целей Федерального закона N 307-ФЗ под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами.
Таким образом, расходы организации на аудиторские услуги по проведению аудита по МСФО не могут быть включены в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как расходы на проведение аудита.
При этом необходимо отметить, что перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, указанный в статье 264 Кодекса, является открытым. Организация для целей налогообложения прибыли может учесть затраты по проведению аудита отчетности по МСФО (на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Кодекса), если эти расходы удовлетворяют требованиям статьи 252 Кодекса в части их экономической обоснованности.
Одновременно сообщаем, что согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 04.06.2007 г. N 320-О-П нормы, содержащиеся в абзацах 2 и 3 пункта 1 статьи 252 Кодекса, не допускают их произвольного толкования, поскольку требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли, причем бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Даны разъяснения по вопросу учета для целей налогообложения прибыли расходов на аудит финансовой отчетности, составленной по международным стандартам (далее - МСФО).
Согласно НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на аудиторские услуги. В ходе аудита проводится независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности. Речь идет об отчетности, предусмотренной Федеральным законом "О бухгалтерском учете", а также аналогичной по составу отчетности, предусмотренной иными федеральными законами.
Таким образом, расходы организации на услуги по проведению аудита по МСФО не могут быть отнесены к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, как расходы на аудиторские услуги.
Однако утвержденный в НК РФ перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, является открытым. Значит, к этим "другим" расходам можно отнести затраты на проведение аудита отчетности по МСФО. При этом затраты должны быть экономически обоснованными. Следует отметить, что бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13 марта 2009 г. N 03-03-06/1/137
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 31 марта 2009 г. N 13, в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь", апрель 2009 г., N 13, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 14 апреля 2009 г. N 8