Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 20 марта 2009 г. N 03-03-06/4/19
Вопрос: Муниципальное предприятие просит Вас дать пояснение по вопросу правильности определения налоговой базы по налогу на прибыль.
МП в течение 2008 года были произведены отчисления в резерв на выплату вознаграждения по итогам работы за 2008 год, предусмотренного коллективным договором, согласно условиям его создания, отраженным в учетной политике для целей налогообложения. За 2008 год сумма начисленного резерва превышает сумму фактически планируемой к выплате в январе 2009 года (выплата вознаграждения по итогам работы за 2008 год с отражением начисления в бухгалтерском и налоговом учете производится в январе 2009 года), т.е. у предприятия образуется неиспользованный остаток резерва на выплату вознаграждения по итогам работы за 2008 год. При этом согласно учетной политике на 2009 год предприятие будет продолжать формирование резерва на выплату вознаграждения по итогам работы за 2009 год.
Правильно ли мы понимаем, что в случае если предприятие продолжает создавать резерв на выплату вознаграждения по итогам работы за 2009 год и при этом остается остаток неиспользованного резерва за 2008 год (так как сумма начисленного резерва превысит выплаченную сумму), мы вправе не включать в состав внереализационных доходов остаток неиспользованного резерва на предстоящую выплату вознаграждения по итогам работы за 2008 год, а учесть данный остаток неиспользованной суммы при формировании резерва на выплату вознаграждения по итогам работы за 2009 год?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу порядка использования резерва на выплату вознаграждений по итогам года в целях налогообложения прибыли и сообщает следующее.
На основании пункта 6 статьи 324.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для целей исчисления налога на прибыль отчисления в резерв предстоящих расходов на выплату ежегодного вознаграждения по итогам работы за год производятся в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 324.1 Кодекса для резерва предстоящих расходов на оплату отпусков работников.
Согласно пункту 1 статьи 324.1 Кодекса организация, принявшая решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений, обязана отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый ею способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.
Для этих целей налогоплательщик обязан составить специальный расчет (смету), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на выплату ежегодного вознаграждения по итогам работы за год, включая сумму единого социального налога с этих расходов. При этом процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на выплату ежегодного вознаграждения по итогам работы за год к предполагаемому годовому размеру расходов на выплату ежегодного вознаграждения по итогам работы за год.
В ситуации, когда сумма резерва, перенесенного на 2009 год, превысит сумму фактически начисленного вознаграждения по итогам работы за 2008 год, указанная сумма превышения, согласно пункту 5 статьи 324.1 Кодекса, включается для целей налогообложения в состав внереализационных доходов текущего налогового периода в случае, если при уточнении учетной политики на следующий налоговый период налогоплательщик считает нецелесообразным формировать резерв предстоящих расходов на выплату вознаграждения по итогам работы за год.
В соответствии с пунктом 5 статьи 324.1 Кодекса отчисления в резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год осуществляются с правом переноса неиспользованного на конец отчетного налогового периода резерва на следующий налоговый период.
Согласно пункту 4 статьи 324.1 Кодекса резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год должен быть уточнен на конец налогового периода. При этом, поскольку порядок уточнения определен пунктом 4 статьи 324.1 Кодекса только для резервов на оплату отпусков, по нашему мнению, в отношении резерва на выплату вознаграждений по итогам работы за год организация в учетной политике должна определить способ резервирования и порядок расчета предельной суммы отчислений в резерв, а также обоснованный критерий, по которому на последнюю дату налогового периода организация будет уточнять размер остатка резерва, переходящего на следующий налоговый период (например, процент от прибыли или сумма на одного работника и т.д.).
Таким образом, в случае, если предприятие продолжает создавать резерв на предстоящую выплату вознаграждения по итогам работы за год в 2009 году, остаток неиспользованной суммы может не включаться в состав внереализационных доходов и будет учитываться при формировании резерва на выплату вознаграждений по итогам работы за 2009 год.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин России разъяснил, что неиспользованный на конец отчетного налогового периода остаток резерва на выплату работникам вознаграждений по итогам работы за год переносится на следующий налоговый период. Он учитывается при формировании резерва на выплату вознаграждений по итогам работы за следующий год.
Если налогоплательщик считает нецелесообразным формировать указанный резерв на следующий налоговый период, то вышеназванный остаток включается в состав внереализационных доходов текущего налогового периода.
Обращается внимание на необходимость уточнения резерва на выплату вознаграждений по итогам работы за год на конец налогового периода. Для этого, как считает Минфин России, в учетной политике организации следует определить способ резервирования и порядок расчета предельной суммы отчислений в резерв; обоснованный критерий, по которому уточняется размер остатка резерва, переходящего на следующий налоговый период (например, процент от прибыли либо сумма на одного работника).
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 20 марта 2009 г. N 03-03-06/4/19
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 7 апреля 2009 г. N 14