Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 17 марта 2009 г. N 03-03-06/1/148
Вопрос: В соответствии со ст. 260 НК РФ ОАО для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств ежегодно начиная с 2007 года создает резерв под предстоящий текущий ремонт в соответствии с порядком, установленным ст. 324 НК РФ. Дополнительно общество осуществляет накопление средств для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств в течение 5 лет (2007 - 2011 годы), при этом предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств увеличивается на сумму отчислений на финансирование особо сложных и дорогих видов капитального ремонта, приходящегося на соответствующий налоговый период.
Формирование резерва на особо сложные и дорогостоящие виды ремонтов производится отдельно по каждому объекту основных средств. Сумма отчислений определяется исходя из общей суммы ремонтов основных средств, по которым они будут осуществляться (в соответствии с графиком проведения указанных видов ремонта, сметной стоимости ремонтов), поделенной на количество полных лет, между которыми они будут осуществляться.
В 2008 году выявлен ряд дополнительных объектов, требующих особо сложного и дорогостоящего ремонта в период с 2011-2012 гг. Вправе ли общество начиная с 2009 года увеличить сумму отчислений в резерв на ремонт дополнительных объектов основных средств и признать в целях налогообложения прибыли?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 26.02.2009 г. N Б-09-277 по вопросу увеличения суммы отчислений в резерв на ремонт объектов основных средств и сообщает.
В соответствии с пунктом 3 статьи 260 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств налогоплательщики вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств в соответствии с порядком, установленным статьей 324 Кодекса.
Абзацем 3 пункта 2 статьи 324 Кодекса установлено, что при определении нормативов отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств налогоплательщик обязан определить предельную сумму отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, исходя из периодичности осуществления ремонта объекта основных средств, частоты замены элементов основных средств (в частности, узлов, деталей, конструкций) и сметной стоимости указанного ремонта. При этом предельная сумма резерва предстоящих расходов на указанный ремонт не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года. Если налогоплательщик осуществляет накопление средств для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств в течение более одного налогового периода, то предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование указанного ремонта, приходящегося на соответствующий налоговый период согласно графику проведения указанных видов ремонта при условии, что в предыдущих налоговых периодах указанные либо аналогичные ремонты не осуществлялись.
Организации, принявшие решение о создании резервов на ремонт основных средств на начало налогового периода, формируют смету на ремонт основных средств (за исключением основных средств, по которым будут осуществляться особо сложные и дорогие виды капитального ремонта), исходя из периодичности осуществления ремонта, приходящегося на текущий налоговый период. Указанная сумма сравнивается с показателем, определяемым как сумма фактически осуществленных расходов за предыдущие три года, деленная на три. Меньшая из сумм будет являться основной для определения отчислений в указанный резерв.
При этом в случае если у налогоплательщика есть основные средства, по которым будут осуществляться особо сложные и дорогие виды капитального ремонта, то он должен определить сумму дополнительных отчислений в резерв исходя из общей суммы ремонта по этим объектам, поделенной на количество лет, между которыми происходят указанные виды ремонта, и указанную часть прибавить к сумме отчислений, определенной в порядке, изложенном в предыдущем абзаце.
Отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в течение налогового периода списываются на расходы равными долями на последнее число соответствующего отчетного (налогового) периода.
Таким образом, если сумма фактически осуществленных затрат на ремонт основных средств в отчетном (налоговом) периоде превышает сумму созданного резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств, остаток затрат для целей налогообложения включается в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода (пункт 2 статьи 324 Кодекса).
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Для того, чтобы обеспечить в течение 2-х и более налоговых периодов равномерное включение расходов на ремонт основных средств, налогоплательщики вправе формировать резервы под такие предстоящие работы.
Разъяснено: если сумма фактически произведенных затрат на ремонт в отчетном (налоговом) периоде превышает сумму созданного резерва, то остаток издержек для целей налогообложения входит в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 17 марта 2009 г. N 03-03-06/1/148
Текст письма официально опубликован не был