Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Методические рекомендации
по организации и проведению ЕГЭ в субъекте Российской Федерации
Перечень условных обозначений, сокращений и терминов
ЕГЭ |
Единый государственный экзамен |
ГЭК |
Государственная экзаменационная комиссия субъекта Российской Федерации |
Уполномоченный ГЭК |
Уполномоченный представитель государственной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации |
Участник ЕГЭ |
- Обучающиеся, освоившие основные общеобразовательные программы среднего (полного) образования в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовой формы и подчиненности (далее - общеобразовательные учреждения), допущенные в установленном порядке к государственной (итоговой) аттестации (далее - выпускники). - Выпускники образовательных учреждений прошлых лет, имеющие документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, в том числе лица, у которых срок действия ранее полученного свидетельства о результатах ЕГЭ не истек (далее - выпускники прошлых лет). |
КИМ |
Контрольный измерительный материал |
ИК |
Индивидуальный комплект участника ЕГЭ |
ОУ |
Образовательное учреждение |
ОУО |
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования |
МОУО |
Орган местного самоуправления, осуществляющий полномочия в сфере образования |
ППЭ |
Пункт проведения единого государственного экзамена |
Штаб ППЭ |
Специально отведенное помещение в пункте проведения экзамена для руководителя ППЭ |
РЦОИ |
Региональный центр обработки информации |
ППОИ |
Пункт первичной обработки информации |
РБД |
Региональная база данных |
Рособрнадзор |
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки |
ФЦТ |
ФГУ "Федеральный центр тестирования" |
ТОМ |
Труднодоступные и отдаленные местности |
Эксперты |
Члены предметных комиссии (подкомиссий) государственной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации |
2. В рамках организации и проведения ЕГЭ в субъекте Российской Федерации функциями ГЭК являются:
2.1. В период подготовки и проведения ЕГЭ:
2.1.1. до 1 января определение председателей предметных комиссий;
2.1.2. до 1 февраля согласование максимального количества ППЭ, максимального числа участников ЕГЭ в них и необходимого количество руководителей и организаторов ППЭ;
2.1.3. до 1 февраля определение достаточного количества членов предметной комиссии (экспертов) и персонального состава предметных комиссий из числа специалистов, рекомендованных председателями предметных комиссий к работе в качестве экспертов;
2.1.4. до 1 февраля определение необходимого количества уполномоченных представителей ГЭК и распределение их по ППЭ, РЦОИ и предметным комиссиям;
2.1.5. до 1 апреля согласование определенных ОУО порядка, сроков и транспортных схем доставки экзаменационных материалов в ППЭ и экзаменационных работ (заполненных бланков регистрации и ответов участников ЕГЭ и др.) из ППЭ в РЦОИ (ППОИ);
2.1.6. до 1 апреля определение списка лиц, имеющих доступ к материалам ЕГЭ на всех этапах проведения ЕГЭ в субъекте Российской Федерации;
2.1.7. до 1 апреля утверждение распределения по ППЭ участников ЕГЭ по каждому предмету, по которому проводится ЕГЭ;
2.1.8. контроль за ходом проведения экзамена в соответствии с единым расписанием проведения ЕГЭ, установленным Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор), и оперативное решение вопросов, возникающих в ППЭ, РЦОИ, предметных комиссиях;
2.1.9. организация проведения ЕГЭ в дополнительные сроки в соответствии с единым расписанием проведения ЕГЭ для участников ЕГЭ:
- не имевших возможности участвовать в ЕГЭ в основной день по уважительным причинам;
- не завершивших выполнение экзаменационной работы и досрочно покинувших экзамен по уважительным причинам;
- которым по решению конфликтной комиссии была удовлетворена апелляция о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ;
- результаты которых были аннулированы в установленном порядке по решению ГЭК или Рособрнадзора;
- а также выпускников общеобразовательных учреждений текущего года, получивших неудовлетворительный результат на ЕГЭ по русскому языку или по математике.
2.1.9.1. принимает решение о возможности допуска к ЕГЭ в дополнительные сроки участников ЕГЭ, удаленных с экзамена в основной день.
2.1.10. до 20 июня утверждение на заседании ГЭК протоколов о результатах ЕГЭ по каждому предмету и организация оповещения об утвержденных результатах ЕГЭ.
2.1.11. в случае выявления фактов существенных нарушений установленного порядка проведения экзамена, приведших к искажению результатов ЕГЭ, принятие решения об аннулировании результатов ЕГЭ, выставленных отдельным участникам ЕГЭ.
2.2. В период подготовки и проведения дополнительных сроков проведения ЕГЭ в июле для выпускников прошлых лет, выпускников образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования 2009 года:
2.2.1. организовать мероприятия по взаимодействию приемных комиссий ссузов и вузов и МОУО с РЦОИ в части регистрации участников ЕГЭ на экзамены, сбора и передачи данных об участниках ЕГЭ, об аудиторном фонде ППЭ, информирования участников ЕГЭ о порядке проведения ЕГЭ и другое;
2.2.2. до 10 июня согласовать максимальное количество и места расположения ППЭ, максимальное число участников ЕГЭ в них и необходимое количество руководителей и организаторов ППЭ;
2.2.3. до 10 июня утвердить порядок, сроки и транспортные схемы доставки экзаменационных материалов в ППЭ и заполненных бланков ЕГЭ из ППЭ в РЦОИ (ППОИ);
2.2.4. до 20 июня определить уполномоченных представителей ГЭК, распределить их по ППЭ, РЦОИ и предметным комиссиям;
2.2.5. контролировать ход проведения экзамена в соответствии с единым расписанием проведения ЕГЭ и оперативное решение вопросов, возникающих в ППЭ, РЦОИ, предметных комиссиях;
2.2.6. организовать проведение ЕГЭ в дополнительные сроки в соответствии с единым расписанием проведения ЕГЭ для участников ЕГЭ:
- не имевших возможности участвовать в ЕГЭ в основной день по уважительным причинам;
- не завершивших выполнение экзаменационной работы и досрочно покинувших экзамен по уважительным причинам;
- которым по решению конфликтной комиссии была удовлетворена апелляция о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ;
- результаты которых были аннулированы в установленном порядке по решению ГЭК или Рособрнадзора.
2.2.6.1. принимает решение о возможности допуска к ЕГЭ в дополнительные сроки участников ЕГЭ, удаленных с экзамена в основной день.
2.2.7. до 20 июля утвердить протоколы о результатах ЕГЭ по каждому предмету и организовать оповещение участников ЕГЭ об утвержденных результатах ЕГЭ.
2.2.8. в случае выявления фактов существенных нарушений установленного порядка проведения экзамена, приведших к искажению результатов ЕГЭ, принимать решения об аннулировании результатов ЕГЭ, выставленных отдельным участникам ЕГЭ.
3. Функции уполномоченных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования (ОУО)
3.1. В период подготовки и проведения ЕГЭ:
3.1.1. до 1 декабря создать условия для работы РЦОИ/ППОИ и предметных комиссий;
Примечание. РЦОИ формируется в административном центре субъекта Российской Федерации.
Количество и расположение ППОИ в субъекте Российской Федерации устанавливает ОУО, исходя из нормативных сроков передачи/получения и обработки материалов ЕГЭ. При значительных размерах площади субъекта Российской Федерации (свыше км) рекомендуется располагать ППОИ на базе МОУО.
Помещения для работы предметных комиссий должны быть расположены в непосредственной близости к РЦОИ. Помещения предметных комиссий должны быть надежно изолированы от воздействия посторонних лиц. Размер помещений и условия размещения предметных комиссий должен соответствовать санитарным требованиям и требованиям и правилам пожарной безопасности.
3.1.2. до 1 декабря утвердить руководителей и состав РЦОИ и ППОИ;
3.1.3. до 1 января утвердить председателей предметных комиссий;
3.1.4. до 1 февраля определить организационно-территориальную схему проведения ЕГЭ в субъекте Российской Федерации (как для основных, так и для дополнительных сроков проведения ЕГЭ), в том числе места регистрации на сдачу ЕГЭ, количество и места расположения пунктов проведения ЕГЭ, перечень труднодоступных и отдаленных местностей субъектов Российской Федерации, места выдачи свидетельств о результатах ЕГЭ;
3.1.5. до 1 февраля организовать обучение специалистов, ответственных за проведение ЕГЭ в муниципалитетах субъекта Российской Федерации, организовать мероприятия по информированию общественности о порядке проведения ЕГЭ и по подготовке выпускников к ЕГЭ;
3.1.6. до 1 февраля по согласованию с ГЭК принять решение о предоставлении возможности участия в ЕГЭ:
- выпускников общеобразовательных учреждений с ограниченными возможностями здоровья;
- выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением;
- выпускников образовательных учреждений, созданных при учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы (по согласованию с учредителями указанных учреждений).
3.1.7. до 1 января представить в ГЭК списки специалистов общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, ОУО, направляемых на обучение для работы в предметных комиссиях;
3.1.8. до 1 февраля установить сроки обучения специалистов, направленных для работы в предметных комиссиях и обеспечить организацию обучения;
3.1.9. до 1 февраля по согласованию с ГЭК утвердить места расположения ППЭ и максимальное число участников ЕГЭ в них, руководителей и организаторов ППЭ;
Примечание. При назначении руководителей и организаторов ППЭ должно быть исключено присутствие в пункте проведения ЕГЭ специалистов по данному или родственному общеобразовательному предмету. В ППЭ может быть назначен один руководитель ППЭ на экзамены по всем предметам. Руководителем ППЭ не может быть назначен руководитель учреждения, на базе которого организуется ППЭ. В состав организаторов ППЭ не могут быть включены преподаватели тех образовательных учреждений, выпускники которых сдают ЕГЭ в данном ППЭ. При наличии объективных причин (например, малонаселенность пунктов проживания выпускников) допускается назначать организаторами в ППЭ штатных преподавателей тех образовательных учреждений, в которых выпускники обучались. Состав организаторов в каждом ППЭ должен, по возможности, в равной степени включать представителей общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений профессионального образования, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
3.1.10. до 1 февраля на основании решения ГЭК утвердить состав предметных комиссий;
3.1.11. до 1 марта утвердить состав конфликтной комиссии из представителей ОУО и образовательных учреждений субъекта Российской Федерации, принимающих участие в ЕГЭ и организовать их обучение;
3.1.12. до 1 марта организовать обучение уполномоченных представителей ГЭК;
3.1.13. до 1 марта согласовать с ФЦТ решение о необходимости досрочной доставки экзаменационных материалов и перечень труднодоступных и отдаленных местностей субъекта Российской Федерации;
3.1.14. до 1 марта направить в ФЦТ информацию о лице, ответственном за получение, хранение и учет экзаменационных материалов в субъекте Российской Федерации и информацию о полном почтовом адресе Получателя экзаменационных материалов в субъекте Российской Федерации;
3.1.15. до 15 марта обеспечить передачу в ФЦТ информации, собранной в региональной базе данных;
3.1.16. до 15 марта подготовить и направить в ФЦТ официальные заявки на обеспечение экзаменационными материалами для участников ЕГЭ следующих категорий:
- для участников ЕГЭ, имеющих право на сдачу ЕГЭ в досрочный период;
- для участников ЕГЭ в ТОМ;
- для участников ЕГЭ с ограниченными возможностями (слепых);
3.1.17. до 30 марта подготовить и направить в ФЦТ официальные заявки на обеспечение экзаменационными материалами участников ЕГЭ на основные сроки проведения ЕГЭ;
3.1.18. до 1 апреля определить порядок, сроки и транспортные схемы доставки экзаменационных материалов в ППЭ и заполненных бланков ЕГЭ из ППЭ в РЦОИ (ППОИ);
3.1.19. до 1 апреля организовать обучение и инструктаж организаторов по освоению утвержденных нормативно-правовых и инструктивно-методических документов по проведению ЕГЭ;
Примечание. Лица, не прошедшие обучение и инструктаж, не могут быть допущены к проведению ЕГЭ.
3.1.20. до 10 апреля определить места произведения автоматизированного распределения участников ЕГЭ и организаторов по аудиториям ППЭ. Данное распределение может осуществляться в РЦОИ субъекта Российской Федерации или непосредственно перед началом экзамена в ППЭ в соответствии с Регламентом проведения ЕГЭ в ППЭ. В случае принятия соответствующего решения и осуществления автоматизированного распределения в РЦОИ накануне экзамена, списки распределения участников ЕГЭ и организаторов по аудиториям передаются в ППЭ вместе с экзаменационными материалами;
3.1.21. до 10 мая организовать выдачу участникам ЕГЭ пропуска на ЕГЭ установленной формы (Приложение 1), Правила для участников единого государственного экзамена (Приложение 2) и Правила заполнения бланков единого государственного экзамена;
3.1.22. до 15 мая провести аккредитацию и распределение по ППЭ общественных наблюдателей;
3.1.23. до 22 мая подготовить информацию о приблизительном количестве участников ЕГЭ, которым по решению ГЭК может быть назначена сдача ЕГЭ в дополнительные сроки, и направить ее в ФЦТ;
3.1.24. контролировать ход проведения экзамена и оперативно решать вопросы, возникающие в ППЭ, РЦОИ, предметных комиссиях;
3.1.25. до 1 июля обеспечить распечатку, оформление свидетельств и организовать выдачу участникам ЕГЭ свидетельств о результатах ЕГЭ в соответствии с нормативно-правовой базой;
3.1.26. в случае принятия ГЭК решения об отмене результатов ЕГЭ участников ЕГЭ в соответствии с п. 2.2.8. настоящего Регламента признавать недействительными соответствующие свидетельства о результатах ЕГЭ и, при необходимости, выдавать новые.
3.2. В период подготовки и проведения дополнительных сроков проведения ЕГЭ в июле для выпускников прошлых лет, выпускников образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования 2009 года:
3.2.1. до 1 мая определить организационно-территориальную схему проведения ЕГЭ в дополнительные сроки в июле в субъекте Российской Федерации, в том числе места регистрации на сдачу ЕГЭ;
3.2.2. до 1 мая организовать информирование участников ЕГЭ по вопросам организации и проведения ЕГЭ в период дополнительных сроков проведения ЕГЭ в июле путем взаимодействия со средствами массовой информации, организации работы телефонов "горячей линии" и ведения раздела на официальном web-сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, а так же через образовательные учреждения;
3.2.3. до начала приема документов обеспечить тиражирование пропуска установленной формы (Приложение 1), Правила для участников единого государственного экзамена (Приложение 2), а также Правила заполнения бланков единого государственного экзамена и обеспечить этими документами места регистрации на сдачу ЕГЭ;
3.2.4. до 8 июня направить подготовленные сведения о планируемом числе участников ЕГЭ в дополнительные сроки в июле в ФЦТ;
3.2.5. до 10 июня по согласованию с ГЭК утвердить места расположения ППЭ и максимальное число участников ЕГЭ в них, руководителей и организаторов ППЭ;
Примечание. При назначении руководителя ППЭ учитываются те же требования, что и при проведении ЕГЭ в основные сроки в мае-июне (см. примечание к п. 3.1.9.).
3.2.6. до 10 июня утвердить порядок, сроки и транспортные схемы доставки экзаменационных материалов в ППЭ и заполненных бланков ЕГЭ из ППЭ в РЦОИ (ППОИ);
3.2.7. контролировать ход проведения экзамена и оперативно решать вопросы, возникающие в ППЭ, РЦОИ, предметных комиссиях;
3.2.8. до 26 июля обеспечить распечатку и оформление свидетельств, организовать выдачу участникам ЕГЭ свидетельств о результатах ЕГЭ в соответствии с Порядком оформления и выдачи свидетельств о результатах ЕГЭ;
3.2.9. в случае принятия ГЭК решения об аннулировании результатов ЕГЭ участников ЕГЭ в соответствии с п. 2.2.8. признавать недействительными соответствующие свидетельства о результатах ЕГЭ и, при необходимости, обеспечить выдачу новых.
4. Функции органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования (МОУО)
4.1. до 1 января представить в ОУО списки специалистов, ответственных за проведение ЕГЭ в муниципалитетах субъекта Российской Федерации;
4.2. до 1 января представить в ОУО списки специалистов, направляемых для работы уполномоченными представителями ГЭК, руководителями ППЭ, организаторами в ППЭ, членами предметных комиссий;
4.3. до 1 февраля организовать работу по информированию всех категорий выпускников (в соответствии с Порядком проведения ЕГЭ) о сроках и месте подачи заявлений об участии в ЕГЭ, обеспечить информирование участников ЕГЭ и их родителей (законных представителей) по вопросам организации и проведения ЕГЭ, в том числе по вопросам подачи и рассмотрения апелляций, а также по сбору сведений об определенных категориях выпускников, имеющих право участвовать в ЕГЭ на добровольной основе;
4.4. до 1 февраля организовать работу по сбору данных в общеобразовательных учреждениях в соответствии утвержденным Розобрнадзором форматом и составом файлов региональной базы данных;
4.5. до 1 апреля создать условия для организации и функционирования ППЭ;
4.6. обеспечить выдачу до 10 мая участникам ЕГЭ пропуска на ЕГЭ установленной формы (Приложение 1), а также Правила заполнения бланков единого государственного экзамена (Приложение 2) и Правила для участников единого государственного экзамена (Приложение 3);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо Приложения 3 имеется в виду Приложение 2
4.7. обеспечить пребывание организаторов ППЭ и уполномоченных членов ГЭК, прибывших из других населенных пунктов, в случае принятия ОУО субъекта Российской Федерации соответствующей организационно-технологической схемы.
4.8. обеспечить доставку участников ЕГЭ к ППЭ.
5. Функции общественных наблюдателей
В обязанности общественных наблюдателей входит:
5.1. Общественные наблюдатели должны осуществлять свою деятельность в соответствии с Порядком проведения ЕГЭ, а также с положением о порядке общественного наблюдения за проведением ЕГЭ в субъекте Российской Федерации, утверждаемым уполномоченным органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования.
5.2. В целях усиления контроля за ходом проведения ЕГЭ в субъектах Российской Федерации привлекаются общественные наблюдатели из числа представителей государственных органов законодательной власти, образовательных учреждений, средств массовой информации, родительских комитетов общеобразовательных учреждений, попечительских советов образовательных учреждений, образовательных учреждений профессионального образования, их объединений, общественных объединений и организаций.
5.3. Общественные наблюдатели не могут быть допущены в пункт проведения ЕГЭ:
- если их близкие родственники сдают экзамен в данном пункте проведения ЕГЭ;
- если они являются работниками, членами родительских комитетов или членами попечительских советов тех образовательных учреждений, чьи выпускники текущего года сдают ЕГЭ в данном пункте проведения ЕГЭ;
- если они являются специалистами по тому же общеобразовательному предмету (или по родственному общеобразовательному предмету), по которому проводится экзамен в пункте проведения ЕГЭ.
5.4. Общественные наблюдатели обязаны:
- пройти аккредитацию в уполномоченном органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, или по его решению органом местного самоуправления, осуществляющим полномочия в сфере образования (в соответствии с принятой организационно-технологической схемой, принятой в субъекте Российской Федерации), полномочия общественных наблюдателей подтверждаются удостоверениями;
- ознакомиться с нормативными правовыми и инструктивно-методическими документами, регулирующими проведение ЕГЭ;
- пройти соответствующий инструктаж по порядку проведения ЕГЭ;
- получить удостоверение общественного наблюдателя;
- соблюдать установленный порядок проведения ЕГЭ, режим информационной безопасности, требования организаторов в ППЭ.
5.5. Общественный наблюдатель имеет право:
- присутствовать в день проведения экзамена в ППЭ, определенным решением ОУО, имея при себе документ, удостоверяющий личность, и удостоверение общественного наблюдателя, в том числе присутствовать в аудиториях на одном, нескольких или на всех этапах подготовки и проведения экзамена (во время рассадки участников ЕГЭ, процедуры вскрытия спецпакетов с экзаменационными материалами, инструктажа участников ЕГЭ, заполнения ими бланков ЕГЭ, упаковки и оформления спецпакетов с заполненными бланками ЕГЭ организаторами в аудитории и руководителем ППЭ, передача доставочных пакетов с заполненными бланками ЕГЭ уполномоченному представителю ГЭК для доставки в РЦОИ).
5.6. Общественным наблюдателям запрещается:
- вмешиваться в ход подготовки и проведения ЕГЭ;
- входить или выходить из аудитории во время экзамена (заполнения участниками ЕГЭ бланков ответов);
- оказывать содействие или отвлекать участников ЕГЭ при заполнении бланков ответов во время экзамена, в том числе задавать вопросы, делать замечания;
- пользоваться в аудиториях средствами мобильной связи, фото и видеоаппаратурой, портативными, в том числе и карманными, компьютерами.
5.7. При нарушениях вышеуказанных требований общественный наблюдатель может быть удален из аудитории. Общественный наблюдатель несет ответственность за злоупотребление своим положением в целях удовлетворения корыстной или иной личной заинтересованности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5.8. По решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, общественный наблюдатель может быть допущен на другие этапы проведения ЕГЭ.
5.9. Общественный наблюдатель имеет право направить в ГЭК или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, справку о выявленных им нарушениях при организации и проведении экзамена в ППЭ, в котором он присутствовал в качестве общественного наблюдателя.
<< Назад |
>> 1. Общая часть |
|
Содержание Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 12 марта 2009 г. N 01-44/08-01 О методических рекомендациях... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.