Письмо Минфина РФ от 27 марта 2009 г. N 03-03-05/50
О применении настоящего письма см. письмо ФНС России от 5 мая 2009 г. N 3-2-06/50
Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело вопрос о порядке учета в целях налогообложения прибыли расходов по оплате проезда работников к месту использования отпуска и обратно, поставленный в письме от 10 февраля 2008 г. N 3-2-06/21, и сообщает следующее.
Статьей 33 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" установлено, что лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов.
В соответствии с пунктом 7 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации к расходам на оплату труда относятся, в частности, фактические расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном действующим законодательством - для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов и в порядке, предусмотренном работодателем - для иных организаций.
Действующим законодательством, а именно статьей 325 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс), компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно предусмотрены для лиц, работающих в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Изменения, внесенные в указанную статью Трудового кодекса Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, связаны с разграничением компетенции в вопросе о компенсации расходов северянам при проезде к месту использования отпуска и обратно.
Так, частью восьмой статьи 325 Трудового кодекса установлено, что размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
Кроме того, приведенная в письме арбитражная практика не может быть использована в качестве доказательства изложенной в вашем письме позиции.
Так, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 7 сентября 2006 г. по делу N А74-546/06-Ф02-4562/06-С1 касается применения Постановления Совета Министров СССР от 25.06.1971 N 434 "О дополнительных льготах работникам предприятий и организаций Министерства гражданской авиации при следовании к месту проведения отпуска воздушным транспортом". Названному Министерству разрешено предоставлять один раз в год своим работникам, проработавшим в системе непрерывно 7 и более лет, бесплатный билет и билет со скидкой 50 процентов тарифа на одного члена семьи.
Поскольку данный нормативный правовой акт не отменен в установленном порядке и не противоречит Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и Соглашению о создании Содружества Независимых Государств от 08.12.1991, суд признал, что общество правомерно применило содержащиеся в постановлении нормы при определении налоговой базы по налогу на прибыль за проверяемые налоговой инспекцией налоговые периоды.
В Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 16 января 2007 года по делам N Ф04-8809/2006(30819-А27-19) и Ф04-8809/2006(29890-А27-19) и от 28 мая 2008 г. N Ф04-3260/2008(5603-А27-15) речь идет о доначислении единого социального налога и пеней.
Кроме того, проведенный анализ арбитражной практики и решений высших судов (ВАС РФ) показал, что спорные вопросы возникают в большей мере в связи с требованиями организаций к казне Российской Федерации (в лице Министерства финансов Российской Федерации) возместить оплаченные за счет средств организаций расходы на оплату проезда в отпуск и обратно для работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. При этом суды считают, что финансовое обеспечение реализации социальных гарантий, предоставленных гражданам федеральными законами, должно производиться за счет средств федерального бюджета. В этой связи, принятие предложения ФНС России о признании в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль расходов на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно, вне зависимости от расположения организации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, приведет к необоснованному увеличению расходов федерального бюджета.
Учитывая изложенное, Министерство финансов Российской Федерации подтверждает свою позицию, изложенную в письмах от 12 марта 2008 г. N 03-03-06/1/169, от 13 августа 2007 г. N 03-03-06/1/561, от 14 июня 2006 г. N 03-03-04/2/72 и просит довести ее до налоговых органов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного письма N 03-03-04/2/72 следует читать как "14 марта 2006 г."
|
С.Д. Шаталов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сотрудникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, 1 раз в 2 года работодателем компенсируется оплата проезда к месту отпуска и обратно в пределах РФ (любым видом транспорта, кроме такси) с провозом багажа весом не более 30 кг. Такие затраты в пользу работников включаются в расходы на оплату труда.
При этом часто возникают судебные споры в связи с требованиями организаций к казне РФ возместить оплаченные указанные расходы.
Суды считают, что финансовое обеспечение реализации социальных гарантий, предоставленных гражданам федеральными законами, должно производиться за счет средств федерального бюджета. Поэтому бюджетные затраты необоснованно увеличатся, если будет принято предложение ФНС России признать в уменьшение базы по налогу на прибыль расходы на оплату проезда работников к месту отпуска и обратно (вне зависимости от расположения организации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).
Письмо Минфина РФ от 27 марта 2009 г. N 03-03-05/50
Текст письма официально опубликован не был