Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 27 марта 2009 г. N 03-03-06/2/64
См. комментарий к настоящему письму
См. также письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 27 мая 2009 г. N 03-03-06/1/351
Вопрос: Банк просит сообщить позицию в отношении правомерности признания затрат, связанных с проведением переговоров с клиентами (в том числе потенциальными) Управления по обслуживанию частных капиталов ("Private Banking").
1. Основным направлением деятельности департамента Банка "Private Banking" является предоставление эксклюзивных банковских услуг по вкладам и инвестированию состоятельным клиентам - физическим лицам.
Для развития взаимовыгодного сотрудничества сотрудники Управления по обслуживанию частных капиталов ("Private Banking") проводят переговоры с клиентами, в том числе в неофициальной обстановке (завтрак, обед (ланч), ужин). По результатам переговоров сотрудник составляет отчет о проведенной встрече с указанием рассмотренных вопросов и подведением итогов по ним.
С точки зрения Банка расходы на проведение указанных мероприятий правомерно признать в целях налогообложения прибыли на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК как прочие затраты, связанные с производством и реализацией, направленные на привлечение новых клиентов, а также на расширение оказываемых услуг уже имеющимся.
Просим подтвердить правомерность выводов Банка или сообщить позицию по данному вопросу.
2. Сотрудники Управления по обслуживанию частных капиталов ("Private Banking") также в целях развития взаимовыгодного сотрудничества с указанными выше клиентами могут направляться в командировки по территории Российской Федерации (СНГ).
При направлении в командировку оформляется приказ и командировочное удостоверение на сотрудника. По окончании командировки сотрудник составляет отчет, в котором указывает цели, задачи и достигнутые результаты по командировке.
Поскольку сотрудники направляются на переговоры с физическими лицами, а не с представителями организаций, Банк просит сообщить, может ли организация - работодатель физического лица или отель, в котором останавливался сотрудник, проставлять отметку в командировочном удостоверении о прибытии (выбытии) в (из) пункт назначения?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 21.11.2008 N 986/09-120 по вопросу учета расходов для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.
По первому вопросу
Согласно пункту 2 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации - налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.
К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.
Вышеуказанное положение относит к представительским расходам расходы на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, однако полагаем, что к представительским расходам также могут быть отнесены расходы на проведение переговоров с физическими лицами - клиентами организации.
Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 процента от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.
По второму вопросу
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки" Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации дает разъяснения по вопросам, связанным с применением Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного вышеуказанным Постановлением.
Следовательно, по вопросу отметки в командировочном удостоверении времени выбытия работника организации из пункта назначения, куда он был командирован для проведения переговоров с физическими лицами - клиентами организации, следует обращаться в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
При налогообложении прибыли учитываются, в частности, представительские расходы.
По мнению Минфина России, к указанным расходам могут быть отнесены, в том числе, расходы на проведение переговоров с физическими лицами - клиентами организации.
Напомним, что представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 27 марта 2009 г. N 03-03-06/2/64
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 28 апреля 2009 г. N 17, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 28 апреля 2009 г. N 9